Если автомобили работают на линии 1; 1,5 или 2 рабочие смены, то ЕО и ТО-1 выполняют в оставшееся время суток (межсменное время).
ТО-2 выполняют преимущественно в одну или две смены.
Режим работы участков диагностирования зависит от режима работы зон ТО и ТР. Участок диагностирования Д-1 обычно работает одновременно с зоной ТО-1. Диагностирование Д-1 после ТО-2 проводят в дневное время. Участок поэлементной (углубленной) диагностики Д-2 работает в одну или две смены.
Суточный режим зоны ТР составляет две, а иногда и три рабочие смены, из которых в одну (обычно дневную) смену работают все производственно-вспомогательные участки и посты ТР. В остальные рабочие смены выполняются постовые работы по ТР автомобилей, выявленные при ТО, диагностировании или по заявке водителя.
2.4.3 Расчет числа постов ТО и диагностики
Исходными величинами для расчета числа постов обслуживания служат ритм производства и такт поста.
Ритм производства R - это время, приходящееся в среднем на выпуск одного автомобиля из данного вида ТО, или интервал времени между выпуском двух последовательно обслуженных автомобилей из данной зоны:
Ri = 60 ∙ Тсм ∙ С / Nic, (2.37)
где Тсм - продолжительность смены, ч;
С - число смен;
Nic - суточная производственная программа раздельно по каждому виду ТО и диагностирования.
Rео = 60 ∙ 8 ∙ 1 / 14,19 = 33,83 мин.
RТО-1 = 60 ∙ 8 ∙ 1 / 0,66 = 727,3 мин.
RТО-2 = 60 ∙ 8 ∙ 1 / 0,217 = 2212 мин.
RД-1 = 60 ∙ 8 ∙ 1 / 1,18 = 406,8 мин.
RД-2 = 60 ∙ 8 ∙ 1 / 0,269 = 1784,4 мин.
Такт поста t представляет собой среднее время занятости поста. Оно складывается из времени простоя автомобиля под обслуживанием на данном посту и времени, связанного с установкой автомобиля на пост, вывешиванием его на подъемнике и т. п.:
ti = 60 ∙ ti / Рп + tп, (2.38)
где ti - трудоемкость работ данного вида обслуживания, выполняемого на посту, чел∙ч;
tп - время, затрачиваемое на передвижение автомобиля при установке его на пост и съезд с поста, мин;
Рп - число рабочих, одновременно работающих на посту.
Найдем такт поста по каждому виду обслуживания для автомобиля ЗИЛ:
tео = 60 ∙ 0,58/ 2 + 3 = 6,96 мин.
tТО-1 = 60 ∙ 3,45/ 2 + 3 = 41,4 мин.
tТО-2 = 60 ∙ 16,1/ 2 + 3 = 193,2 мин.
Результаты расчета такта поста по всем автомобилям парка предприятия сведем в таблицу 2.14.
Таблица 2.14 - Такта поста по определенному виду обслуживания
Марка автомобиля
Такт поста, мин
tео
tТО-1
tТО-2
ЗИЛ
КАМАЗ
ПАЗ
6,96
9,6
41,4
75,96
193,2
248,4
Время tп в зависимости от габаритных размеров автомобиля принимают равным 1 … 3 мин. Число рабочих на посту устанавливают в зависимости от вида ТО и с учетом наиболее полного использования фронта работ на посту.
Число одновременно работающих на постах ТО-1 и ТО-2 устанавливают в зависимости от метода организации ТО: на одиночных тупиковых и проездных постах 2 … 3 чел.
Число постов обслуживания Хi определяется из отношения общего времени простоя всех автомобилей под обслуживанием (ti ∙ Nic) к фонду времени одного поста (60 ∙ ТСМ ∙ С), т. е.:
Хi = ti ∙ Nic / 60 ∙ ТСМ ∙ С = ti / Ri. (2.39)
Х1 ЗИЛ = 41,4 / 727,3 = 1 пост,
Х1 КАМАЗ = 41,4 / 727,3 = 1 пост,
Х1 ПАЗ = 75,96 / 727,3 = 1 пост.
Число постов ТО-2 (Х2) из-за относительно большой его трудоемкости, а также возможного увеличения времени простоя автомобиля на посту за счет проведения дополнительных работ по устранению неисправностей определяется с учетом коэффициента использования рабочего времени поста h2, равного 0,85-0,90, т. е.:
Х2 = t2 / (R2 ∙ h2), (2.40)
Х2 ЗИЛ = 193,2 / (2212 ∙ 0,9) = 1 пост,
Х2 КАМАЗ = 193,2 / (2212 ∙ 0,9) = 1 пост,
Х2 ПАЗ = 248,4 / (2212 ∙ 0,9) = 1 пост.
Число специализированных постов диагностирования (Хд.i) рассчитывается так же, как и число постов ТО-2, т.е.:
Хд.i. = tд.i / (Rд.i ∙ hд.i), (2.41)
ХД-1 = 57 / (406,8 ∙ 0,9) = 1 пост.
2.4.4 Расчет числа постов текущего ремонта
При этом расчете число воздействий по ТР неизвестно. Поэтому для расчета числа постов ТР используют годовой объем постовых работ ТР.
Хтр = Ттр.г(п) ∙ j / Фп ∙ Рп = Ттр.г(п) ∙ j / (Драб.г. ∙ Тсм ∙ С ∙ hп ∙ Рп), (2.42)
где Ттр.г.(п) - годовой объем работ, выполняемых на постах ТР, чел∙ч;
j - коэффициент неравномерности поступления автомобилей на посты ТР, величина которого на основе практических наблюдений принимается равной 1,2 … 1,5;
Фп - годовой фонд времени поста, ч;
Драб.г - число рабочих дней в году постов ТР;
Тсм - продолжительность рабочей смены, ч;
hп - коэффициент использования рабочего времени поста (0,75 … 0,9);
Рп - число рабочих на посту: для легковых автомобилей и прицепов - 1 чел., для автобусов - 2, для грузовых автомобилей - 1,5 … 2,5 чел.
Хтр = 7574 ∙ 1,5 / (253 ∙ 8 ∙ 1 ∙ 0,9 ∙ 3) = 3 поста.
При числе постов ТР более 5 … 6 их специализируют по видам выполняемых работ. При этом распределение постов по их специализации (в процентах от общего числа постов) следующее:
- пост ремонта двигателя и его систем - 20-30;
- пост ремонта трансмиссии, тормозов, рулевого управления и ходовой части - 40-50;
- пост контроля и регулировки тормозов - 5-10;
- пост контроля и регулировки углов установки колес - 5-10;
- универсальные посты - 10-20.
При числе постов более 10 допускается выделение постов по замене агрегатов и для шиномонтажных работ.
2.4.5 Определение числа постов ожидания
Посты ожидания - это посты, на которых автомобили, нуждающиеся в том или ином виде ТО и ТР, ожидают своей очереди для перехода на соответствующий пост или поточную линию. Эти посты обеспечивают бесперебойную работу зон ТО и ТР, устраняя в некоторой степени неравномерность поступления автомобилей на обслуживание и ТР. Кроме того, в холодное время года посты ожидания в закрытых помещениях обеспечивают обогрев автомобилей перед их обслуживанием.
Посты ожидания могут предусматриваться раздельно или вместе для каждого вида обслуживания и размещаться как в производственных помещениях, так и на открытых площадках. При наличии закрытых стоянок посты ожидания могут не предусматриваться.
Число постов ожидания определяется: перед постами ЕО – исходя из 15 … 25% часовой пропускной способности постов (линий) ЕО, которая в свою очередь принимается равной 2 … 3 автомобилям; перед постами ТО-1 – исходя из 10 … 15% сменной производственной программы; перед постами ТО-2 – исходя из 30 … 40% сменной производственной программы; перед постами ТР – в количестве 20 … 30% от числа постов ТР. Получаем:
Т.е. с учетом выше изложенного имеем:
ХоЕО = (0,15¸0,25) ∙ NчЕО, (2.43)
Хо1 = (0,1¸0,15) ∙ N1с, (2.44)
Хо2= (0,3¸0,4) ∙ N2с, (2.45)
ХоТР= (0,2¸0,3) ∙ ХТР. (2.46)
Подставляя значения в формулы, получаем:
ХоЕО = 0,2 ∙ 14,19 = 2,
Хо1 = 0,1 ∙ 0,66 = 1,
Хо2= 0,3 ∙ 0,217 = 1,
ХоТР= 0,2 ∙ 3 = 1.
2.5 Определение потребности в технологическом оборудовании
К технологическому оборудованию относятся стационарные и переносные станки, стенды, приборы, приспособления и производственный инвентарь (верстаки, стеллажи, столы, шкафы), необходимые для обеспечения производственного процесса АТП. Технологическое оборудование по производственному назначению подразделяется на основное (станочное, демонтажно-монтажное и др.), комплектное, подъемно-осмотровое и подъемно-транспортное, общего назначения (верстаки, стеллажи и др.) и складское.
Определяемое расчетом по трудоемкости работ число единиц основного оборудования:
Qоi = Тоi / Фо ∙ Ро =То / Драб.г. ∙ Тсм ∙ С ∙ hо ∙ Ро, (2.47)
где Тоi - годовой объем работ по данной группе или виду работ (ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР), чел-ч;
Фо - годовой фонд времени рабочего места (единицы оборудования), ч;
Ро - число рабочих, одновременно работающих на данном виде оборудования;
Драб.г. - число рабочих дней в году;
С - число рабочих смен;
hо - коэффициент использования оборудования по времени, т. е. отношение времени работы оборудования в течение смены к общей продолжительности времени смены.
Qоi = 15650 / 253 ∙ 8 ∙ 1 ∙ 1 ∙ 0,9 = 9 ед.
Коэффициент hо зависит от рода и назначения оборудования и характера производства. В условиях АТП этот коэффициент в среднем принимается равным 0,75 … 0,90.
Количество оборудования, которое используется периодически, т. е. не имеет полной загрузки, устанавливается комплектом по табелю оборудования для данного участка.
Число единиц подъемно-осмотрового и подъемно-транспортного оборудования определяется числом постов ТО, ТР и линий ТО, их специализацией по видам работ, а также предусмотренным в проекте уровнем механизации производственных процессов (использование кран-балок, тельферов и других средств механизации).
2.6 Расчет площадей помещений
Площади АТП по своему функциональному назначению подразделяются на три основные группы: производственно-складские, хранения подвижного состава и вспомогательные.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20