|
Б 26 1. Основные формы правления Форма правления определяется структурой и правовым положением высших органов государственной власти. Характер формы правления зависит от организации верховной государственной власти, а точнее - от определения правового положения главы государства. Принято различать две основные формы правления - республику и монархию. Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Республиканская форма правления была известна еще рабовладельческому государству, но наибольшее развитие она получила в условиях более совершенных общественных структур. Различают два основных вида республиканских форм правления: президентскую и парламентскую. Президентская форма правления. Представляет собой такую республиканскую форму правления, которая прежде всего характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальной отличительной особенностью является отсутствие должности премьер-министра. Президентская республика отличается такими характерными особенностями: внепарламентский метод формирования правительства и отсутствие у правительства института парламентской ответственности; отсутствие у президента права роспуска парламента и др. Президентская республика строится по принципу жесткого разделения властей: в конституции закрепляется разграничение компетенций между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют в течение всего срока полномочий. Наряду с классической президентской республикой имеется немало смешанных форм правления, т.н. полупрезидентских. Основными признаками данной формы правления являются: избрание президента всеобщим голосованием; президент располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства; наряду с президентом действуют премьер-министр и министры, образующие правительство, ответственное перед парламентом. Парламентская республика и ее особенности. Она характеризуется провозглашением верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью является наличие должности премьер-министра. В парламентской республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Участие главы государства в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. В парламентской республике правление носит партийный характер, что вовсе не является обязательным для президентской республики. Для парламентской республики в значительно большей степени, чем для президентской, характерен разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства. Устанавливается ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, но фактически парламент почти всегда может быть распущен правительством, утратившим его доверие. Президент наделяется обширными полномочиями, но они осуществляются не им, а правительством. Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Различают монархию абсолютную и конституционную. Абсолютная монархия сформировалась как политическое учреждение в поздний период развития средневековья. Для него характерно полное бесправие народа, отсутствие каких-либо представительных органов, сосредоточение государственной власти в руках монарха. По мере развития социально-экономических отношений абсолютная монархия в целом ряде стран эволюционировала в конституционную монархию, которая условно подразделяется на дуалистическую и парламентскую. Дуалистическая монархия является переходной формой правления, характерной для того периода, когда экономически и политически слабая буржуазия вынуждена делить власть с феодалами (Иордания, Марокко). При ней одновременно существует монарх и парламент, которые делят между собой государственную власть. Парламент, которому конституция формально предоставляет законодательные полномочия, никакого влияния ни на формирование правительства, ни на его состав, ни на его деятельность не оказывает. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом, которому предоставляется право “вето”, право назначения в нижнюю палату и право роспуска парламента. 2. В чем суть идеологии постиндустриального общества О. Тоффлера? Олвин Тоффлер (род. 1928) — американский социолог и футуролог, соавтор идеологии «сверхиндустриальной революции». Тоффлер одним из первых пришел к выводу, что в современном мире происходит серьезное столкновение старой и новой культур. Старая культура представляет собой тот уклад жизни, к которому мы привыкли, которая кажется современному человеку хотя и противоречивой, но естественной. К новой культуре подобные Тоффлеру идеологи относят те моменты открытости, которые возникают в результате осуществления современных технотронно-инфор-мационных процессов. Они происходят достаточно спонтанно, бесконтрольно. Осмысление этих инноваций затруднено, включение в культуру значительно отстает от волны их возникновения. Для того, чтобы не погибнуть под грузом собственных достижений, человечеству, как считает футуролог, необходимо изменить традиционное мировоззрение, приспособить его к скорости и содержанию потока преобразований постиндустриального общества. К проблемам, которые необходимо ассимилировать, включить в культуру, в первую очередь, относятся рост знания и объем потока информации, которые выступают основой технотрон-ного прогресса. Все институты общества соответствуют, практически, тем потокам информаиции, которые существовали десятки лет назад. В настоящее время, например, ежегодно объем научно-технической литературы увеличивается на 30 млн листов книжной продукции. С этим потоком научной и иной информации не справляются даже специальные институты, не говоря уже об остальных каналах культуры. Кроме информационного бума Тоффлер фиксирует целостные изменения в обществе, которые воздействуют на его облик. К элементам этих инноваций он относит те изменения, которые происходят в традиционных сферах, когда в них начинаются процессы беспрерывного опредмечивания современного знания и технологий, основанных на нем. Социолог приходит к выводу, что знание превращается в самый эффективный источник современного политического и социального могущества. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |
|
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.