Рефераты. Политология (шпаргалка 2002г.)






2. личность в политике

Личность в политике — субъект осознанной, це­лесообразной деятельности, выражающий и реали­зующий интересы политических сил в единстве с собственными интересами, интегрирующий их в единое целое (государственное, партийное, общес­твенно-политическое, международное и др.).

Личность является основным субъектом поли­тики, поскольку все политические силы, субъек­ты суть человеческие образования. Субъектность личности в политике проистекает из ее способ­ности, возможности и потребности участвовать в политической жизни общества и государства в со­ответствии со своими интересами. Но в отличие от других сфер общественной жизни, в которых личность может реализовывать свои интересы как индивидуальные, в политике личность осущес­твляет их как элемент каких-то общих, т. е. по­литических, интересов. Даже не понимая данно­го положения, например голосуя на выборах, лич­ность, опуская бюллетень в урну, совершает ин­дивидуальный акт коллективно-политической значимости.

Личность в политике участвует в решении об­щих дел, что вызывает у нее ощущение причас­тности к человеческому роду, его институциональ­ным образованиям. Через самостоятельную созна­тельную причастность к общему делу личность об­ретает способность осознать свою уникальность, значимость, неповторимость, ответственность за свои поступки. Поэтому можно отметить, что учас­тие личности в политике есть один из наиболее значимых видов ее деятельности.

Участие личности в политике проявляется во множестве форм и видов: митинг, демонстрация, манифестация, выбор представительных органов власти, участие в различных кампаниях, проводи­мых партиями, общественно-политическими дви­жениями, членство и активная деятельность в по­литических организациях и т. п. Высшей формой участия личности в политике является професси­ональная политическая деятельность.


Б 24

1. Полит режим

Юридически Пол режим – системы конституационных (законных) порядков и конкретное воплощение их в жизнь.

Социологически Пол. Режим( лат.-порядок управления)  – специальный механизм соединения власти, общества и граждан, который функционирует в рамках политической системы общества, преследуя цели ее стабилизации, воспроизводства, опираясь на социальные интересы и используя различные методы.Политический режим это система методов приемов, средств осуществления гос полит власти. Демократический режим – самый прогрессивный полит порядок, тк создает условия для свободы личности, ее творчества, самовыражения во всех сферах. Можно выделить признаки  : 1. народ- источник власти 2. участие граждан в принятии полит решений , формирования влати 3. приоритеты прав и свобод граждан 4. полит равенство всех граждан 5. верховенство закона 6. разделение властей 7. многопартийность 8. гласность и свобода  СМИ 9. Все что не запрещено- разрешено

Тоталитарный режим- режим правления лица и группы лиц во главе с лидером без контроля со стороны народа. Признаки :1. свехцентрализованная гос власть 2.управление обществом с помощью репресивных правоохр органов 3. одна партия и идеология 4. цензура, контроль СМИ 5. нет свободы прав человека и  др..

Авторитарный – основан на власти авторитета, власть принадлежит одному лицу, партии , классу во главе с лидером. Признаки: 1. Власть- в руках лидера(партии) 2. Есть представительные органы власть, но под контролем 3. Выборы гос органов формальны 4. Разделения властей – формально  5. Единая идеология, плюрализм только без угрозы ей 6.права человека провозглашаются но не обеспечиваются 7.МВД на страже закона, но реально могут использоваться в политических целях. 8. отсутствует террор, репрессии 9. Разрешается то что не имеет отношение к политике

2. Понятие вн полит

Вн.пол – это сознательная деятельность государств, наций, направленная на достижение поставленных ими целей в междунар отношениях. Вн. Пол. Зависит от внутреннего состояния государства. Реализуется средствами :дипломатическими, военными, экономическими, информационно-идеологическими.  Функции : решение глобальных проблем, экономические интересы, защита границы, шпионаж, создание благоприятного м\унар. климата (СМИ). Сущность(??):должна обеспечивать экономическую и социальную стабильность внутри государства, внутреннюю безопасность


Б 9

1. Политико-правовая мысль эпохи возраждения. Макевиавелли.

Родоначальником политической науки считается итальянский философ и социолог  Н. Макиавелли, поскольку именно он в своих, трактатах «Государь» (1513) и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1520) первым сформулировал предмет и метод политологии. Н. Макиавелли в течение 14 лет (1498—1512) работал секретарем правительства Итальянской--республики (Совета десяти) и наблюдал политику изнутри. Непосредственное участие в политической жизни укрепило его во мнении, что политическая наука — это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач. Его вклад в политическую науку заключается в следующем. Во-первых, Н. Макиавелли обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность от других областей жизни общества (экономики, культуры и тд.)Он считал, что политика имеет собственную логику, которую определяет политическая власть. Именно власть во всех ее проявлениях и служит предметом политической науки. Во-вторых, он изучал политику как социальную реальность, а не как воображаемый, идеальный мир. Он перенес политику из сферы воображаемого и желаемого в плоскость объективного, реально существующего среди людей. Политическая наука, по Макиавелли, должна постигать истинное положение вещей, непосредственно наблюдая за фактами — поведением политических лидеров, масс, их взаимодействием. Метод политического реализма, который он ввел в политологию, помог ей окончательно освободиться от религии.  В-третьих, Макиавелли различал понятия «общество» и «государство». Обозначая государство термином «Stato»,он рассматривал его как политическую форму организации   общества.   Формы государства имеют, тенденцию сменять друг друга, отражая тем самым состояние общества. Н. Макиавелли сформулировал концепцию циклического развития государственных форм, в основе которой лежит идея кругооборота, взаимообращения добра и зла. Выделяя шесть форм государства, он рассматривал три из них как «дурные во всех отношениях» (тирания, олигархия и охлократия) и три — как «хорошие сами по себе» (монархия, аристократия, демократия). Достигнув предела совершенства, форма государства клонится к упадку, переходя в свою противоположность. Это происходит потому, что природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Монархия сменяется тиранией, тирания - аристократией; аристократия уступает место олигархии, на смену последней приходит демократия, которая, в свою очередь, перерастает в охлократию (власть толпы).Наилучшей формой, государства  Макиавелли считал смешанную, т.е. умеренную республику, сочетающую достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии (мудрость и добродетельное правление лучших) и демократии (свобода и участие народа в управлении). В-четвертых, Н. Макиавелли отделил политику от морали. Позднее политику, основанную на культе насилия, безнравственности, назвали «макиавеллизмом» . Политика, по мнению Н. Макиавелли, не должна основываться на моральных принципах, должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Политика подчинена достижению определенных целей, которые ставят участники политических взаимодействий. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства — с обстоятельствами и результатами. Следовательно, принцип относительности, по Н. Макиавелли, решает проблему соотношения целей и средств в политике.

2. Политическое лидерство как социальное явление

Лидер – руководящий, ведущий за собой. В совр науке существует несколько трактовок лидерства:

1.. лидерство – власть, кот осущ одним или неск людьми

2.. лидерство – управленческий статус

3.. влияние на др людей, но специфическон, кот заключается в таких показателях как:

-данное влияние должно быть постоянным

-руководящее воздействие лидера на всю группу

-приоритетное влияние лидера на группу

-опора лидера на авторитет, а не на силу

4.. это особого рода предпринимательство

5.. это символ общности и образец поведения.

В небольших организ не требуют структурного обособления лидерства. В политике происходит обязательная формализация позиций. Структурное обособление полит лиднрства содержит 2 аспекта : формальное и неформальное. Первое основывается на положении в общест иерархии, связанное с занятием высоких постов. Вторая основывается на авторитете. В политике ведущее положение занимает формальное лидерство.

Природа полит лидерства.

1..Теория черт суть феномена лидерства данной теории объясняется наличием у отдельных людей качеств.

2.. ситуационная теория. Суть лидерства как явления порождается обстоятельствами. А не качествами человека

3.. теория последований. Суть – это результат особого рода отношений между руководителями и последователями.

4.. психологические концепции лидерства.

Классификация лидерства:

-лидеры – традиционные, рационально – легальные, харизматические.

-           лидер- знаменосец, лидер – торговец, лидер – пожарный.

Функции полит лидера:

-объединение общества, его интеграция

-камуникация власти и масс

-мобилизация масс на решение полит проблем

-соц патронаж и арбитраж

-находить и принимать оптим решения в общ проблемах

Б 17

1. Концепции элит Моско и Палето

Полит элита – это внутренне дифференцированная относительно интегрированная группа лиц, которая в большей или меньшей степени обладпет качествами лидеров и занимает руководящие посты в обществе.

Теоретические концепции, пытающиеся обосновать «элиту»:

1.. элитные теории Моска. Полагал, что любое общество делится на класс управляемых и управленцев, и главный путь попадания в этот класс – умение управлять. Считал существование элит – неустранимо. Он рассматривал 2 тенденции развития элит – аристократическая (стремление элит стать наследственными), демократическая (обновление элит за счет социума).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.