Рефераты. Политология (шпаргалка 2002г.)






циальные группы. Поскольку их потребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться только через использование влас­ти, постольку в конфликтах непосредственное участие принимают такие политические организации, как государственный аппарат, парламентские фракции, группы давления и т. д.

Наиболее яркими формами политических конфликтов вы­ступают массовые действия: революция, мятеж, восстание, граж­данская война.

Политический конфликт можно определить как теоретическое и практическое противоборство субъектов политики за возможность трансформировать или сохранить социальный порядок. Реализации этой возможности способствует обладание инструментами государ­ственной власти — финансами, репрессивным аппаратом и т. д. По­этому первейшей задачей участников политического конфликта является удержание или завоевание государственной власти. Вместе с тем политический конфликт не ограничивается только завоеванием и удержанием власти, не сводитсяк нему. В нем развертывается борь­ба между различными картинами мира, отстаиваемыми различными общественно-политическими группами и их лидерами.

Б19

1. Политическая власть.

Определение власти.  В своем общем значении понятие “власть” означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и др средства.

Полит власть имеет ряд особенностей. Ее отличительными признаками явл:

верховенство, обязательность ее решений для всего общества, и всех других видов власти;

всеобщность, то есть публичность. Это означает, что полит власть действует на основе права от имени всего общества;

легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

моноцентричность, то есть существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

Легитимность политической власти. Легитимность власти - это общественное признание, доверие и поддержка, кот оказывают ей общество, народ.

В науку понятие “легитимность власти” впервые было введено Максом Вебером. Он выделил три основных источника (основания) законности, правомерности полит власти:

в соответствии с традицией (монархия);

харизматический тип (в связи с огромной популярностью и культом личности полит деятеля);

рационально-правовой тип - эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.

Структура политической власти. Как и любое отношение полит власть предполагает как минимум две стороны. На одной стороне - властвующие (субъект). На другой стороне - подвластные, подчиненные (объект).

Ресурсы политической власти. Среди них экономические, социальные, силовые, информационные и др.

Экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания.

Силовые ресурсы выполняют функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности полит власти, недопущение каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения.

Социальные ресурсы. Социальная политика в больших современных западных странах строится таким образом, что в сохранении существующей полит власти заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения, широко развита система благотворительных организаций и т д.

Информационные ресурсы - это средства массовой информации.

Основные функции, формы и уровни полит власти. Основная функция полит власти - управление, руководство обществом в целом и каждой его сферой. Она заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей.

Вторая функция - функция оптимизации самой полит системы, приспособление ее институтов к целям, задачам и самой сути тех сил, кот пришли к власти.

Третья функция - обеспечение стабильности в стране.

Существуют две формы полит власти: индивидуальная и институализированная.

В системе полит власти различают три функциональных взаимодействующих ее уровня:

высший уровень - макрополит система высших органов власти;

средний, или промежуточный уровень - это аппарат полит власти среднего звена, бюрократия разных рангов;

третий уровень - это микроуровень полит власти. Он включает непосредственное полит общение людей, малых групп.

2. Либерализм

Либерализм является одним из самых распространенных идео­логических течений. Он сформировался на рубеже XVII — XVIII веков как идеология буржуазии на базе идей эпохи Просвеще­ния. В основу либерализма положен принцип свободы личности, ее ответственности как перед самой собой, так и перед общест­вом, признание права на индивидуальную свободу, самореализа­цию всех людей. Либерализм довольно гармонично сочетал в сво­ей идеологии принципы индивидуализма и гуманизма. В общественной жизни принцип свободы трактуется либералами как свобода от ограничений, регулирования со стороны государства.

Рассматривая отношения государства и гражданского об­щества, идеологи либерализма выдвигают идею приоритета об­щества над государством. Идеология либерализма основана на отождествлении свободы и частной собственности. Из экономи­ческой свободы, по их мнению, вытекает и политическая свобода. В области экономики либерализм выдвигает установку на свобо­ду рынка и конкуренции.

В 30-е годы XX века формируется идеология неолибе­рализма. Появление этой идеологии связано с экономическим курсом президента США Ф. Д. Рузвельта, который в период ост­рого экономического кризиса по-новому определил роль государ­ства в регулировании экономики. Для выхода из кризиса неолибе­ралы сформировали мобилизационную экономику, регулирова­ние которой происходило через определенные государственные структуры. Одновременно стала проводиться активная социаль­ная политика. Власть монополий была ограничена. Через налого­вую систему материальные богатства общества в большей степе­ни стали перераспределяться в пользу народа. В 50 — 60-е годы на Западе в обстановке значительного эко­номического подъема возникла неолиберальная концепция «госу­дарства всеобщего благосостояния». В странах Запада действует так называемая «социальная рыночная экономика», предполага­ющая перераспределение национального дохода через госбюджет и социальные программы для повышения жизненного уровня на­рода. Таким образом, государство, участвуя в воспроизводстве ка­питала, с другой стороны, через перераспределение национально­го дохода снижает такие негативные последствия рыночных отно­шений, как ухудшение окружающей среды, отсутствие стимулов для развития общественного здравоохранения и образования, об­щественных дорог и транспорта, может обеспечивать социальную защиту граждан.

Б 20

1. Политическая элита.

Понятие “политическая элита”. Это определенная группа, слой общества, кот концентрирует в своих руках гос власть и занимает властные посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие гос служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации полит программ, в выработке стратегии общественного развития.

По объему властных функций различают: высшую (непоср окружение президента, премьер-министра, спикера парламента, руководители органов гос власти, ведущих полит партий), среднюю (парламентарии, сенаторы, депутаты, губернаторы, мэры и т д.) и административную (высший слой гос служащих, занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и др органах гос управления) элиты.

Функции политической элиты.

На первом месте стоит стратегическая функция. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении полит программы действий.

Коммуникативная функция предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в полит программах интересов и потребностей различных соц групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях.

Организаторская функция. Полит элита во все времена сталкивалась и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы. Среди потенциальных полит элит наиболее эффективными будут те, кот в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами. Эта функция предусматривает осуществление на практике выработанного курса, воплощение полит решений в жизнь.

Интегративная функция состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его полит и эк систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации полит структур. Важными содержательными элементами этой функции явл: сплочение различных слоев населения, гармонизация их соц интересов, достижение консенсуса, сотрудничества и тесного полит взаимодействия всех сил в обществе.

Механизм формирования политической элиты.

В мире существуют две тенденции в формировании и воспроизводстве полит элиты.

Первая типична для государств с недемократическими режимами и характеризуется закрытостью, узкой соц базой формирования кругом лиц, осуществляющих отбор.

Вторая типична для демократических гос-в и прямо противоположна первой.

Властвующая элита: понятие и структура. Кроме полит элиты, властвующая элита включает также экономическую, культурную, идеологическую, научную, информационную и военную элиты.

Экономическая элита - соц слой, включающий представителей крупного капитал, крупных собственников.

Идеологическая, информационная элита - ведущие представители гуманитарных наук, образования, СМИ, кот выполняют в обществе функцию формирования мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций, идей и убеждений людей.

Военная элита. Степень ее влияния на общественную жизнь определяется уровнем милитаризации страны, характером полит режима.

Культурная элита включает наиболее авторитетных и влиятельных деятелей искусства, просвещения, литературы, представителей творческой интеллигенции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.