Рефераты. Политология (шпаргалка 2002г.)






П.Л.Лавров (1823-1900) одним из главных факторов исторического прогресса и основой общества считал солидарность и кооперацию, заменяющих конкуренцию. Социология на основе субъективного метода способна выявлять эволюцию форм солидарности, исследовать общественные идеалы, выдвигаемые наиболее развитыми, “критически мыслящими личностями” из среды интеллигенции. Такие личности - двигатели социального и культурного прогресса, и именно они призваны работать в народе во имя его духовного пробуждения и политического освобождения.

Развивая в “Исторических письмах” теорию договорного происхождения государства, Лавров отвергал буржуазное государство как недемократическое и предлагал в качестве его альтернативы “рабочий социализм” - “царство солидарности трудящихся”.

П.Н.Ткачев (1844-1885) также считал, что крестьянская община является готовым элементом социализма и что русский народ гораздо ближе к нему, чем народы Запада. Он отмечал: “Подготовить революцию - это совсем не дело революционера. Ее подготовляют капиталисты, помещики, попы, полиция, чиновники, консерваторы, прогрессисты. Революционер делает революцию”.

Среди основных политических требований народовольцев были следующие: “замена царской власти народоправлением”, созыв Учредительного собрания, всеобщее избирательное право, демократические свободы, передача земли крестьянам, демократическое самоуправление независимых общин и их союзный договор, национальное равноправие. Народники утверждали, что главным двигателем прогресса являются “критически мыслящие личности”. Теория “героев и толпы”, автором которой был Н.К.Михайловский, была очень популярна среди членов организации народников - по-преимуществу молодых людей. В ней рассматривалась одинокая личность “героя” как главного творца истории и революции, а “толпе” отводилась пассивная роль. Это была попытка объяснения возникновения массовых движений через их подражание и психологическое “заражение” от сильной личности, своеобразная социально-психологическая интерпретация взаимоотношений лидера и массы.

М.А.Бакунин (1814-1876) - основатель и теоретик русского анархизма - приобрел мировую известность на Западе. Наряду с вытеснением имени и идей Бакунина из философской литературы в советский период (что отчасти было вызвано его резким расхождением с Марксом по проблемам революции, государства и диктатуры пролетариата), в массовом сознании происходило формирование полукарикатурного облика анархиста как “террориста”. Ошибочно отождествлять понятия “анархизм” и “анархия”. Анархизм противоположен не порядку и гармонии, а власти, насилию. “Анархия есть хаос и дисгармония, т.е. уродство. Анархизм есть идеал свободной, изнутри определяемой гармонии и лада”, - отмечал Н.А. Бердяев.

Философско-мировоззренческий принцип Бакунина, без которого невозможно понять его концепцию о государстве, - это “органическое”, целостное восприятие организации жизни на основе единства человека, общества и Вселенной. Нарушение этой гармонии приводит к централизации аппарата власти. Бакунин считал государство “самым циничным отрицанием человечности, разрывающим солидарность наций, с рождением которого мир политики стал ареной мошенничества и разбоя”.

Можно сказать, что у Бакунина представлена доктрина “антивласти”, но не безвластия, а самоуправляющегося безгосударственного анархического общества. Централизму власти государства, различным формам “государственного социализма” - авторитарного и регламентированного (к которому он причислял и марксизм), противостоит в его концепции идеал безгосударственного анархического социализма на началах самоуправления. Бакунин понимал свой идеал “анархического социализма” как “новую организацию отечеств... на принципах свободной федерации индивидов - в коммуны, коммун - в провинции, провинций - в нации, наций - в Соединенные Штаты Европы, СШЕ - в соединенность всего мира”. Такая организация общества в его модели мыслилась на началах свободы, равенства, справедливости всех трудящихся, а “весь социальный вопрос социально-революционных анархистов” заключался в воспитании и образовании народа. Возможно, некоторые идеи Бакунина - утопичны, но он обозначил важную проблему политологии: о соотношении государственной власти, местного управления и самоуправления, т.е. “вертикального” и “горизонтального” управления.

2. Избирательная система

Избирательная система - это совок правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление гос представительных органов полит власти. В каждой стране избирательная система формируется на основе зак-ва, кот детализирует основные положения относительно данной системы, зафиксированные в конституции страны.

Типы избирательных систем. Существуют два основных типа изб систем: мажоритарная и пропорциональная.

Мажоритарная характер тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. Существуют изб системы, требующие абсолютного большинства (50% + 1 голос и более). Мажорит система относит большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников.

Пропорциональная система означает, что мандаты распределяются четко пропорционально числу поданных голосов. Существуют два вида пропорциональных систем:

пропорциональная система на общегос уровне. В этом случае изб голосуют за полит партии в масштабах всей страны. Изб округа не выделяются; система, основывающаяся на многомандатных округах. В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе влияния полит партий в изб округах.

Б 6

1. Аристотель о происхождении государства и формах гос устройств

Учеником Платона был Аристотель. Его учение более реалистично, чем учение Платона — его учителя, поскольку он обобщил опыт функционирования 158 греческих полисов. Свои выводы он изложил в работе «Политика».

Аристотель отрицал возможность существования идеального государства, так как полагал, что, государство есть результат естественного развития, а не божественного промысла. Философ считал, город-государство высшей формой общения людей, отражением сущности человека как «политического животного», в котором заложено инстинктивное стремление к совместному проживанию, отражением чего являются семья, община и, наконец, государство. Главная цель государства - достижение «лучшей жизни», общего блага для всех граждан.  Государство Аристотеля менее едино, чем у Платона. В нем есть место частной собственности, семье. По Аристотелю государство  воплощение справедливости, закона, сфера выражения общего интереса свободных, граждан. Однако не  все существующие формы государства способны в равной мере справедливо распределять блага согласно достоинству лиц. Формы государственного устройства Аристотель классифицировал по двум критериям: 1) количество правящих и 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию он считал правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан. Неправильные формы государства (тирания, олигархия, демократия) служат корыстным интересам правителей. Лучшей формой государства Аристотель называя политию — правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Политая была конкретной формой воплощения идеи о смешанном режиме, который воплощает все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархия (богатство), демократии (свобода). Говоря современным языком, полития — это правление в интересах среднего класса.

2. Группы давления или интересов. Лоббизм.

Наряду с явными формальными политическими субъектами такими, как государственный аппарат, партии, политические элиты, политические лидеры в политическом процессе участвуют и скрытые, косвенные неформальные субъекты. Эти субъекты получили название «группы давления». Группы давления — это добровольные общественные объединения людей, формирующиеся с целью выражения и отстаивания своих интересов с помощью целенаправленного воздействия на институты публичной власти.

Группы давления известны на протяжении всей политической истории, однако, наибольшего распространения они достигают в условиях рынка и зрелого гражданского общества. Детальная стратификация дает множество заинтересованных групп со своими экономическими, профессиональными и иными запросами, политическим обеспечением которых и занимается каждая группа давления.

Наиболее яркой формой проявления деятельности групп давления является лоббизм. Слово «lobbi» в английском языке означает крытую прогулочную площадку, коридор. С XVII века этим термином стали называть вестибюль, коридор, прогулочную площадку в палате общин, иначе говоря, — кулуары парламента. Политическое значение этот термин приобрел в США, где он означал покупку за деньги голосов, деятельность лиц, оказывающих давление на членов парламента в пользу того или иного политического решения, имеющего важные экономичес­кие последствия. Практика лоббизма нередко выражалась в прямом или скрытом подкупе представителей властных структур. Лоббирование интересов в такой форме ставило под сомне­ние легальность статуса подобной деятельности. В дальнейшем в большинстве стран мира были установлены жесткое нормативное регулирование и контроль деятельности лоббистских групп. В современном мире группы давления имеют самое широкое распространение и оказывают глубокое влияние на все стороны общественной жизни. В политической сфере наиболее сильно ощущается влияние групп давления, объединяющих различные категории и социальные слои населения: союзы предпринимателей, торговцев, фермеров, молодежи, национальных меньшинств, женщин, наемных работников и т. д. Как и массовые партии, массовые группы давления пытаются объединить максимально возможное число членов, так как сила группы принципиально определяется ее численностью. Численность группы в тысячи или даже миллионы людей требует наличия сильной иерархической организации.

Группы давления действуют на двух различных уровнях. С одной стороны, они оказывают прямое давление на правительственные органы — Кабинет министров, членов парламента и высокопоставленных чиновников. С другой стороны, они оказывают непрямое давление на общественность с целью создания общественного мнения.


Б 8

1.  особ общ-полит. мысли в средние века.

В средние века господствовала теологическая форма мышления. Учение Фомы Аквинского о бо­жественном происхождении государства и влас­ти, моральном характере правления и другие во­просы оказали заметное влияние на политичес­кое знание.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.