|
Б5 1. Идеальное государство Платона Древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.) является крупнейшей фигурой в истории политических идей. Философской основой платоновского учения о государстве стал идеализм. Если коротко сформулировать суть его учения об идеях, то можно сказать его словами: “истинное бытие - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи”, данные же в ощущениях вещи и явления не истинны, поскольку подвижны, подвержены становлению.Идеальное государство трактуется Платоном (в диалоге “Государство”) как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни - в полисе.Конструируя идеальное государство, Платон проводит аналогию между справедливым человеком и справедливым государством. Так, трем началам (частям) человеческой души - разумному, яростному и вожделеющему - аналогичны в государстве три схожих начала - совещательное, защитное и деловое, а им соответствуют три сословия - правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т.е. философам, носителям этой способности) подобает господствовать; яростному началу (т.е. воинам) - быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое “по своей природе жаждет богатства”. Для обоснования иерархии в обществе Платон ссылается на миф, где Бог, вылепивший людей, в тех из них, кто способен править, примешал при рождении золота, в их помощников - серебра, а в земледельцев и ремесленников - железа и меди. Лишь в тех случаях, когда от золота родится серебряное потомство, а от серебра - золотое, Платон допускает перевод членов одного сословия в другое. Придуманный им миф кончается предостережением, что государство погибнет, когда охранять его будет железный или медный сторож.Платон выступает противником частной собственности: “ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда бы не имел доступа всякий желающий”.У правителей и стражей в идеальном государстве Платона существует общность детей и жен. Женщины в этом государстве уравнены в правах с мужчинами. Семья в обычном смысле слова для правителей и стражей - первых двух сословий - не существует. Детей воспитывает государство. Вопросы регламентации брака, быта, собственности и труда людей третьего сословия Платон оставляет на усмотрение властей идеального государства.Идеальное государство Платона - справедливое правление лучших и благородных. Таким образом, лучший тип государственного устройства - если среди правителей выделится кто-нибудь один - монархия, если несколько правителей - аристократия. Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет четыре других, располагая их в порядке ухудшения государственности, “извращения” совершенного типа. 2. Общественные организации и движения Общественными движениями наз более или менее многочисленные объединения граждан создающихся для достижения соц значимой цели. Гл отличие общ движений как и общ организаций не ставят цель завоевания власти, а оппеляция к власти. Динамика их появления: -возникает опред соц проблема, появл группа людей, которая придает целенаправленный характер решению данной проблемы. -вырабатывается конкретные цели и задачи, программы -вербовка сторонников, агитация -развернутая деятельность, которая воплощается а оппеляции к власти или даже в давлении на власть. -затухание движения, это либо корректировка цели либо распад движения. Функции общественных движений. -защита интересов членов данного движения и их представительство -объединение граждан -мобилизация членов организации на разрешение разл соц проблем -обеспечение обратной связи между гражданами и властью. Типология общественного движения: 1..политические, экологические, правозащитные 2.. неполитические (красный крест, защита памятников) 3..консервативные за сложившийся порядок 4..протеста – выдвижение требований 5.. реформаторские – ратование за проведение реформ сверху -насильственная -ненасильственная. Разделяются по половозрастным признакам: -движение женщин -дети в борьбе за мир. Общ организации не правительственные, не государственные институты, которые создаются для реализации общ интересов. Их отличия от общественных движений: -постоянное членство -устав -наличие аппарата управления -централизованное руководство. Лобби – группа интересов, кот отстаивает один, чаще всего узкий интерес и создается с целью давления на власть. |
|
Б1 1. Политика как социальное явление Природа политики как относительно самостоятельной сферы общества связана с ее пониманием как явления, порожденного соц.дефференциацией общества, т.е политика есть способ регуляции соц. Отношений через нахождение социального баланса общества. Политика-это такой вид социального взаимодействия который ориентирован на согласование интересов и выражение общественно-значимых целей на координацию основных видов деятельности людей. В политике надо видеть 2 стороны:1)Интегративный 2) Дифференцирующий. 1)-примат общезначимого,общенационального над частным. 2)- выражается в линии на обострение противоречий, столкновение интересов различных групп. 2. Правовое государство и его основные принципы Правовое государство – это такой тип гос, в котором функционирует режим конституционного правления, сущ непротивореч правовая система и эффект судебная власть, а так же развит соц контроль политики и власти. Признаки: 1.. верховенство законов, выражающих волю народа 2.. суверенитет народа 3.. гарантия осн прав и свобод граждан. Осн гарантия – наличие частной собственности 4.. разделение властей 5.. иерархия юриспруденции. Условия правового гос: 1.. наличие гражданского общества . с 60-х годов возникает новый тип правового гос – это социальное гос. Оно стремится обеспечить каждому гражданину достойное существованиеи одинаковые жизненные шансы для самореализации. Основа – индивид. Соц гос выполняет след функции: 1.. перераспределяет доход в пользу менее обеспеч 2.. реализует политику занятости и охраны прав 3.. соц сирахование, поддерж семью и материнство 4.. доступны для всех образование, культуру, здравоохранение. |
Б 41. особ. Ант. Пол мысли Слово о политике в античности понималось как усвоение человеком определенных качеств, развитие ораторских способностей, практика законодательной деятельности, непосредственная, прямая демократия и др. «Естественность» политики для многих античных мыслителей очевидна, но вопрос о том, кто должен управлять государством, каковы формы, механизмы этого управления и другие вопросы политического бытия решались ими по-разному. Политика была интегрирована в общественную жизнь, и поэтому политическая философия как универсальная область знания сопровождала человека всю жизнь, ведя поиск оптимального политического строя. 2. Партийные системы. В зависимости от положения полит партий в полит системе, взаимодействия между ними, типа самих полит партий складывается партийная система, под которой понимается совок всех полит партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом. Итальянский политолог Дж.Сартори предлагает семиступенчатую классификацию: система с одной партией; система с партией, осуществляющей гегемонию; система с преобладающей партией; двухпартийная система; система ограниченного плюрализма; система крайнего плюрализма; система атомизирования. Классификацию Сартори целесообразно дополнить двухпартийной модифицированной системой. Именно такая система существует в Германии, где ведущие партии ХДС/ХСС и СДПГ могут сформировать правительство, только вступив в блок со Свободными демократами. |
|
Б 10 1. Концепция общественного договора Окончательный разрыв со средневековыми представлениями о божественном происхождении власти происходит с созданием и развитием теорий естественного права и общественного договора. Первой попыткой схематического изложения теории естественного права считается учение Гуго Гроция (1583-1645). Дальнейшее развитие теория естественного права и общественного договора получила в политических доктринах английских ученых Томаса Гоббса и Джона Локка. В борьбе короля и парламента, которая развернулась в Англии накануне буржуазной революции XVII века, Т.Гоббс (1588-1679) сразу стал на сторону короля. В 1640 году через несколько дней после роспуска Короткого парламента и накануне созыва Долгого, Гоббс опубликовал небольшой трактат “Защита власти и прав короля, необходимых для сохранения мира в государстве”. После этой публикации Гоббс был вынужден покинуть Англию, опасаясь преследований. Уже во Франции он пишет свое самое значительное произведение “Левиафан” (1651). Однако, несмотря на определенно монархические взгляды Т.Гоббса, в период реставрации он подвергался травле, а после его смерти написанное им было публично сожжено. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |
|
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.