Рефераты. Политология (шпаргалка 2002г.)






2. гражданская война.Терроризм

Гражданская война — фаза развития полити­ческих противоречий, политического процесса внутри того или иного государства, которая ха­рактеризуется организованной вооруженной борьбой за политическую власть между различными общественными силами, социальными слоями и группами людей. Причины гражданской войны следует искать в социальных кризисах общест­ва и государства, могущих охватить все основ­ные сферы жизнедеятельности социальной об­щности людей.Любая война, в том числе и гражданская, недо­пустима с точки зрения цивилизованных — гума­нистических отношений, целей и ориентации. Поэ­тому ее следует не допускать, стремиться решать политические проблемы мирными средствами.Терроризм (лат. terror — страх, ужас) — это политика и тактика террора, т. е. совокупность особо жестоких форм и средств политического на­силия, которые используют террористы для до­стижения своих экстремистских целей. Терроризм довольно широко использовался в истории в ка­честве средства политической борьбы в светской и церковной жизни. Особенно террор распро­странялся в переходных состояниях обществен­ного и политического развития обществ и госу­дарств.

В современных условиях постсоциалистических стран, в мировой политике терроризм получил значительное распространение. Модернизируют­ся его формы, способы осуществления. Террорис­тическая деятельность становится все более изо­щренной, многообразной, античеловечной. Так,, в России участились случаи захвата заложников из числа женщин., детей, стариков, попытки угона самолетов, угрозы и факты применения силы в отношении отдельных политических деятелей. Кроме индивидуального террора распространяет­ся коллективноорганизованный террор, этничес­кий террор и др.

Стадии и формы террористической деятельнос­ти становятся все более сложными и непредска­зуемыми, а между средствами террора и терро­ристической целью имеются значительные проти­воречия, реализовать которые террористам часто просто невозможно. Выдвижение террористами-экстремистами политических целей не сопряжено с их адекватностью современным цивилизацион-ным задачам и способам их достижения, поэтому политика терроризма терпит крах, но она прино­сит много страданий, страха людям, не имеющим к терроризму никакого отношения. Количество людей, пострадавших от терроризма, растет, поэ­тому перед государствами стоит задача организо­ванного отпора этому чудовищному явлению как внутригосударственными средствами, так и меж­государственными.


Б 21

1.Демократия как тип политической системы.

Демократия – это форма правления

1.Демократия – форма устройства любой организации, кот основана на равноправии, участии всех членов данной организации в обсуждении, принятии решений по принципу большинства.

2.Демократия – это идеал общественного развития и отвечающий этому идеалу мировоззрение

3.Демократия – движение за установление социального и политического народовластия

Характерные черты Д как формы правления:

1.суверенитет народа, кот имеет юридич признание и закреплен в опред институтах (независимость)

2.периодическая выборность осн органов власти

3.равенство прав граждан на участие в управлении государством (равенство в избират правах)

4.принятие решений по большинству и подчинение меньшинства при реализации этих решений

Классификация Д:

1.в зависимости от понимания что такое народ подразделяется на

- социально-ограниченные (в них сущ демократические или социально классовые ограничения в классовых правах) например, не допускаются женщины к выборам

- всеобщая Д (избир права предост всему взрослому населению страны)

-охлократия (если под народом понимать толпу, чернь, нищих).
Если народ – совокупн индивидов, то Д – индивидуалистическая. Если народ – совокуп соц групп – плюралистическая. Если народ – единое целое – коллективистская.

2.в зависимости от участия народа в политике:

- прямая Д, народ принимает участие в обсуждении , в принятии, в контроле. Например, Афинская демократия – принцип большинства. Представители поставляют прямую волю народа.

- плебисцитарная Д. Народ приним участие лишь в процедуре принятия решения голосованием (референдумы, опросы)

- представительная Д (репрезентативная). Суть в опосредованном участии народа в подготовке принятий решений (через представителей)

3.по порядку формирования института власти: парламентская, президентская, смешанные , суперпрезиденсткие, конституционные монархии.

4.по равенству прав граждан:

-по мере управления, на политической Д, которая основывается лишь на формальном равноправии граждан

-соц Д основаны на фактическом равноправии граждан.

5.В зависимости от подчинения меньшинства:

-тоталитаризм, т.е. полное подчинение личности

-конституционные, ограничение законом воли большинства и обеспечивающие интересы меньшинства.

2. Социализм

Они выступали с критикой феодального, а затем и буржу­азного строя, пытались с утопических позиций обосновать новый общественный идеал-социализм. Полагая, что защищают обще­ство в целом, они стремились убедить богатых в необходимости социальных преобразований с целью улучшить положение бед­ных слоев населения. У них существовала надежда, что богатые сами добровольно поделятся своими богатствами с беднотой. Со­циалисты-утописты надеялись добиться практической реализа­ции своих идей мирным путем и даже с помощью существовав­ших правительств. Разумеется, это были несбыточные, утопиче­ские надежды.В XIX веке по мере развития капитализма формировался и рос рабочий класс, проявлялось его классовое сознание. Рабочие повели экономическую, а затем и политическую борьбу за свои права. На базе учения немецких мыслителей К. Маркса и Ф. Эн­гельса сформировалось идеологическое течение марксизм, ко­торое стало идеологией пролетариата.

Сказать  про СССР и Европу



Б 16

1. Макс Вебер (1864—1920) — немецкий мысли­тель, внесший серьезный вклад в развитие самых разных областей обществознания. В его работах «Хо­зяйство и общество», «Политика как призвание и профессия», «Протестантская этика и дух капита­лизма» и многих других была предпринята попыт­ка тотальной интерпретации общественных процес­сов с позиций научного познания.

Вебер исследовал политику, как и все другие сфе­ры общества, с позиций «понимающей» социологии. Рациональное знание у Вебера не может претендо­вать на объективную истину. Его задача и возмож­ности ограничиваются интерпретацией, понимани­ем, которые служат цели оптимизации адаптации субъектов познания и деятельности к социальной среде. Средствами такой деятельности служат у Ве­бера «идеальные типы» социальных феноменов, ко­торые выступают в роли эталонных структур, с ко­торыми сравниваются все особенные явления.

С этих позиций мыслитель, анализируя полити­ческую сферу, выделяет феномен власти. Она интерпретируется как власть, которая базируется на эко­номическом потенциале, и власть, основанная на публичном насилии, или легальная, законная власть. Власть политическая выступает в совокупности от­ношений господства и подчинения. Вебер приходит к выводу, что государственная власть основана на насилии и готовности подданных подчиняться это­му насилию. Признание насилия законным и оправ­данным получает название легитимности.

К идеальным типам господства Вебер относит: традиционный, харизматический и легальный. Традиционное осуществление власти опирается на ритуал, на устойчивый стереотип управления.

Харизматический тип ориентирован на сверхъествен-ные свойства вождя. Легальный — на закон, кото­рый признается как властью, так и подданными.

Демократическая организация промышленной культуры предполагает господство закона, которое реализуется на рациональном основании. Вебер при­ходит к выводу, что современное общество имеет тенденцию ко всеобщей рационализации, проник­новению во все сферы научной организации и гос­подства бюрократии в структурах власти. В то же время вывод о рационализации политики противо­речит исходной посылке Вебера о «понимающей» сущности сознания.

2. Сущность и значение конф в политике

Общественная жизнь насыщена многообразными конфлик­тами. Существует множество типологий конфликтов. В зависи­мости от сферы проявления различают экономические, социаль­ные, культурные, конфессиональные, политические конфликты. Политические конфликты представляют собой вид социальных отношений, где взаимодействуют политические интересы и их носители, а также применяются политические методы борьбы и разрешения конфликтов. Политический конфликт — это столкновение, противоборство политических субъектов, обус­ловленное противоположностью их политических интересов, ценностей взглядов.

В самом широком плане источники или причины политиче­ских конфликтов подразделяются на внесоциальные, социаль­ные и комбинированные. К первым относятся многочисленные ис­точники политической напряженности, которые базируются на определенных чертах агрессивности человека, чувствах страха, паники, голода и других инстинктивных мотивациях его поведе­ния. Обусловленные такими факторами политические конфлик­ты выступают в виде народных самосудов, голодных бунтов, тер­рористических акций фанатиков, иных нерациональных и внеш­не мало или вовсе не мотивированных акций.

Специфическим источником политических конфликтов яв­ляются и противоречия промежуточного характера, отражающие взаимосвязи человека и природы, где обе стороны вносят свой вклад в развитие конфликта. В частности, это конфликты, вызван­ные политическими последствиями экологических катастроф, аварий на крупных предприятиях, стихийных бедствий. Такие масштабные конфликты связаны с урегулированием социальных последствий, вызванных не только самими стихийными бедствия­ми, но и самим человеком, усугубляющим эти события.

Однако в качестве основной причины политических конфликтов следует назвать, прежде всего, социальную диф­ференциацию общества, определяющую несовпадение стату­сов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, инте­ресов и потребностей. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп и сообществ людей. Один из центральных вопросов большин­ства политических конфликтов: кто и каким образом распоряжает­ся ресурсами? Борьба за обладание ресурсами детерминирует кон­фликтные взаимоотношения между правящей элитой и контрэли­той, различными политическими партиями и группами давления, представляющими интересы определенных сил и ведущими борьбу за перераспределение собственности, национального достояния, го­сударственного бюджета и т. д. Таким образом, основным субъ­ектом политического конфликта являются крупные со-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.