|
|
Б 21 1.Демократия как тип политической системы. Демократия – это форма правления 1.Демократия – форма устройства любой организации, кот основана на равноправии, участии всех членов данной организации в обсуждении, принятии решений по принципу большинства. 2.Демократия – это идеал общественного развития и отвечающий этому идеалу мировоззрение 3.Демократия – движение за установление социального и политического народовластия Характерные черты Д как формы правления: 1.суверенитет народа, кот имеет юридич признание и закреплен в опред институтах (независимость) 2.периодическая выборность осн органов власти 3.равенство прав граждан на участие в управлении государством (равенство в избират правах) 4.принятие решений по большинству и подчинение меньшинства при реализации этих решений Классификация Д: 1.в зависимости от понимания что такое народ подразделяется на - социально-ограниченные (в них сущ демократические или социально классовые ограничения в классовых правах) например, не допускаются женщины к выборам - всеобщая Д (избир права предост всему взрослому населению страны) -охлократия (если под народом понимать толпу,
чернь, нищих). 2.в зависимости от участия народа в политике: - прямая Д, народ принимает участие в обсуждении , в принятии, в контроле. Например, Афинская демократия – принцип большинства. Представители поставляют прямую волю народа. - плебисцитарная Д. Народ приним участие лишь в процедуре принятия решения голосованием (референдумы, опросы) - представительная Д (репрезентативная). Суть в опосредованном участии народа в подготовке принятий решений (через представителей) 3.по порядку формирования института власти: парламентская, президентская, смешанные , суперпрезиденсткие, конституционные монархии. 4.по равенству прав граждан: -по мере управления, на политической Д, которая основывается лишь на формальном равноправии граждан -соц Д основаны на фактическом равноправии граждан. 5.В зависимости от подчинения меньшинства: -тоталитаризм, т.е. полное подчинение личности -конституционные, ограничение законом воли большинства и обеспечивающие интересы меньшинства. 2. Социализм Они выступали с критикой феодального, а затем и буржуазного строя, пытались с утопических позиций обосновать новый общественный идеал-социализм. Полагая, что защищают общество в целом, они стремились убедить богатых в необходимости социальных преобразований с целью улучшить положение бедных слоев населения. У них существовала надежда, что богатые сами добровольно поделятся своими богатствами с беднотой. Социалисты-утописты надеялись добиться практической реализации своих идей мирным путем и даже с помощью существовавших правительств. Разумеется, это были несбыточные, утопические надежды.В XIX веке по мере развития капитализма формировался и рос рабочий класс, проявлялось его классовое сознание. Рабочие повели экономическую, а затем и политическую борьбу за свои права. На базе учения немецких мыслителей К. Маркса и Ф. Энгельса сформировалось идеологическое течение марксизм, которое стало идеологией пролетариата. Сказать про СССР и Европу |
|
Б 16 1. Макс Вебер (1864—1920) — немецкий мыслитель, внесший серьезный вклад в развитие самых разных областей обществознания. В его работах «Хозяйство и общество», «Политика как призвание и профессия», «Протестантская этика и дух капитализма» и многих других была предпринята попытка тотальной интерпретации общественных процессов с позиций научного познания. Вебер исследовал политику, как и все другие сферы общества, с позиций «понимающей» социологии. Рациональное знание у Вебера не может претендовать на объективную истину. Его задача и возможности ограничиваются интерпретацией, пониманием, которые служат цели оптимизации адаптации субъектов познания и деятельности к социальной среде. Средствами такой деятельности служат у Вебера «идеальные типы» социальных феноменов, которые выступают в роли эталонных структур, с которыми сравниваются все особенные явления. С этих позиций мыслитель, анализируя политическую сферу, выделяет феномен власти. Она интерпретируется как власть, которая базируется на экономическом потенциале, и власть, основанная на публичном насилии, или легальная, законная власть. Власть политическая выступает в совокупности отношений господства и подчинения. Вебер приходит к выводу, что государственная власть основана на насилии и готовности подданных подчиняться этому насилию. Признание насилия законным и оправданным получает название легитимности. К идеальным типам господства Вебер относит: традиционный, харизматический и легальный. Традиционное осуществление власти опирается на ритуал, на устойчивый стереотип управления. Харизматический тип ориентирован на сверхъествен-ные свойства вождя. Легальный — на закон, который признается как властью, так и подданными. Демократическая организация промышленной культуры предполагает господство закона, которое реализуется на рациональном основании. Вебер приходит к выводу, что современное общество имеет тенденцию ко всеобщей рационализации, проникновению во все сферы научной организации и господства бюрократии в структурах власти. В то же время вывод о рационализации политики противоречит исходной посылке Вебера о «понимающей» сущности сознания. 2. Сущность и значение конф в политике Общественная жизнь насыщена многообразными конфликтами. Существует множество типологий конфликтов. В зависимости от сферы проявления различают экономические, социальные, культурные, конфессиональные, политические конфликты. Политические конфликты представляют собой вид социальных отношений, где взаимодействуют политические интересы и их носители, а также применяются политические методы борьбы и разрешения конфликтов. Политический конфликт — это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей взглядов. В самом широком плане источники или причины политических конфликтов подразделяются на внесоциальные, социальные и комбинированные. К первым относятся многочисленные источники политической напряженности, которые базируются на определенных чертах агрессивности человека, чувствах страха, паники, голода и других инстинктивных мотивациях его поведения. Обусловленные такими факторами политические конфликты выступают в виде народных самосудов, голодных бунтов, террористических акций фанатиков, иных нерациональных и внешне мало или вовсе не мотивированных акций. Специфическим источником политических конфликтов являются и противоречия промежуточного характера, отражающие взаимосвязи человека и природы, где обе стороны вносят свой вклад в развитие конфликта. В частности, это конфликты, вызванные политическими последствиями экологических катастроф, аварий на крупных предприятиях, стихийных бедствий. Такие масштабные конфликты связаны с урегулированием социальных последствий, вызванных не только самими стихийными бедствиями, но и самим человеком, усугубляющим эти события. Однако в качестве основной причины политических конфликтов следует назвать, прежде всего, социальную дифференциацию общества, определяющую несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп и сообществ людей. Один из центральных вопросов большинства политических конфликтов: кто и каким образом распоряжается ресурсами? Борьба за обладание ресурсами детерминирует конфликтные взаимоотношения между правящей элитой и контрэлитой, различными политическими партиями и группами давления, представляющими интересы определенных сил и ведущими борьбу за перераспределение собственности, национального достояния, государственного бюджета и т. д. Таким образом, основным субъектом политического конфликта являются крупные со- Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |
|
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.