независимости и в то же время, соглашение о создании СНГ, само по себе,
было документом, направленным на обеспечение "цивилизованного развода"
постсоветских стран. В частности, в Соглашении о создании Содружества
Независимых Государств в статье 5 и 6 есть такие установки о том, что
Стороны признают и территориальную целостность друг друга и
неприкосновенность существующих границ в рамках содружества; Стороны
обязуются сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности;
государства-члены Содружества будут сохранять, и поддерживать под
объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство,
включая единый контроль над ядерным оружием; они также совместно
гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального
и социального обеспечения стратегических вооруженных сил и т.д. Казахстан -
международные договоры с государствами-участниками СНГ (с декабря 1991 по
декабрь 1996 года). Алматы, Баспа, 1997. С. 9. Следующим шагом по
обеспечению безопасности молодого независимого государства Казахстан был
Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой
Казахстан и Российской Федерацией. В нем, стороны считая, что укрепление
дружественных отношений, добрососедства, сотрудничества и взаимопомощи
между Республикой Казахстан и Российской Федерацией отвечает коренным
национальным интересам народов обоих государств, служит делу мира и
безопасности. И договорились что, будут строить свои отношения как
дружественные государства, последовательно руководствуясь принципами
взаимного уважения государственной и территориальной целостности, мирного
урегулирования споров и неприменения силы или угрозы силой, включая
экономические и иные способы давления, равноправия и невмешательства во
внутренние дела. А также Стороны договорились о взаимодействии в целях
укрепления мира и безопасности как в региональном, так и в глобальном
измерениях; о проведении согласованной внешней политики, способствующей
эффективности создаваемых систем и механизмов коллективной безопасности; о
взаимодействии в обеспечении надежной совместной обороны в рамках общего
военно-стратегического пространства на основе согласованных положений своих
военных доктрин и принципа оборонной достаточности; об оказании необходимой
военной помощи в случае агрессии против одной из сторон. Стороны также
обязались признавать и уважать территориальную целостность друг друга,
запрещать и пресекать в соответствии со своим законодательством создание и
деятельность на своих территориях организаций и лиц, направленных против
независимости, территориальной целостности обоих государств, либо на
обострение межнациональных отношений. Также был заключен важнейший для
Казахстана Договор о военном сотрудничестве между Республикой Казахстан и
Российской Федерацией. Стороны руководствуясь Договором о дружбе,
сотрудничестве и взаимной помощи между государствами от 25 мая 1992,
учитывая ранее достигнутые договоренности о сотрудничестве в области
обороны в рамках СНГ, в интересах обеспечения коллективной безопасности,
договорились о следующем:
V в случае возникновения ситуации, угрожающей безопасности,
независимости и территориальной целостности одной из сторон,
предпринимают ответные действия по оказанию друг, другу необходимой
помощи, включая военную, в соответствие с Договором о коллективной
безопасности от 15 мая 1992 года.
V заключить Соглашение об использовании сил и средств военно-морских
сил Республики Казахстан и военно-морского флота Российской Федерации
в акватории Каспийского моря в интересах совместного обеспечения
безопасности сторон.
V осуществлять сотрудничество в области военной разведки, проводить
согласованную политику в области совместных разработок, ремонта и
поставок вооружений, военной техники и материально-технических
средств.
Казахстан - международные договоры с государствами-участниками СНГ (с
декабря 1991 по декабрь 1996 года). Алматы, Баспа, 1997. С. 182.
Эти Договора заложили прочные основы интеграции и безопасности двух
государств, и явились первыми документами такого рода в политической
истории суверенного Казахстана.
Заключение подобных договоров с Республикой Узбекистан и Республикой
Кыргызстан было также важным для безопасности Казахстана. В Послании
Президента страны народу Казахстана Н.А. Назарбаев сказал: "Лучшим нашим
оружием, обеспечивающим защиту национальных интересов и паритет сил на
ближайшую и дальнюю перспективу, должна быть политика интеграции, в первую
очередь - укрепление и развитие Центральноазиатского Союза между
Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном". Так, в 1993 году был заключен
Казахстан и Республикой Узбекистан в котором также Стороны обязуются
признавать и уважать территориальную целостность и нерушимость ныне
существующих границ государств. А также стороны договорились о том, что
будут способствовать укреплению коллективной безопасности, усилению
миротворческой роли ООН, СБСЕ и повышению эффективности механизмов
урегулирования региональных конфликтов. Будут проводить совместные
консультации по всем вопросам международной безопасности с целью
координации своих позиций и принятия мер по устранению возникшей угрозы для
каждой из сторон. В случае совершения акта агрессии против одной из сторон,
другая сторона предоставляет ей необходимую помощь, включая военную.
Главнейшим документом в обеспечении национальной безопасности
Государств СНГ стал Договор о коллективной безопасности, заключенный в
Ташкенте, 15 мая 1992 года. По словам министра иностранных дел РФ
С.Иванова: «Главным консолидирующим инструментом многостороннего военного и
военно-технического сотрудничества в рамках СНГ, Россия по-прежнему считает
Договор о коллективной безопасности. В апреле 1999 года, шесть государств -
Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан продлили
действия этого Договора».
В этом Договоре Государства- участники подтверждают обязательства
воздерживаться от применения силы, или угрозы силой в межгосударственных
отношениях. Государства-участники обязуются не вступать в военные союзы или
принимать участие в каких-либо группировках государств. Государства-
участники образовали Совет коллективной безопасности в составе Глав
государств- участников и Главнокомандующего Объединенными Вооруженными
Силами Содружества Независимых Государств.
Решение об и использовании Вооруженных Сил в целях отражения агрессии
принимаются Главами государств-участников. А также настоящий договор не
затрагивает право государств- участников на индивидуальную и коллективную
оборону от агрессии в соответствие с Уставом Организации Объединенных
Наций. Национальная безопасность: Итоги десятилетия. «Елорда». Астана,
2001, стр. 312.
В связи с отказом Казахстана от ядерного оружия, важнейшим документом
для обеспечения безопасности Казахстана явился Меморандум о гарантиях
безопасности в связи с присоединением Республики Казахстан к Договору о
нераспространении ядерного оружия, который был заключен в г. Будапеште, 5
декабря 1994 г. Заявление Китайского правительства о предоставлении
Казахстану гарантии безопасности позволило нашей стране укрепить
безопасность всех стран, не обладающих ядерным оружием, включая Казахстан.
Так как Россия является ближайшим соседом и союзником Казахстана,
Декларация между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о вечной
дружбе и союзничестве, ориентированном ХХI столетие, заключенное в Москве 6
июля 1998 года, стало возможным благодаря дружбе наших народов и личной
дружбе президентов наших стран. В соответствие с интеграционными
предпосылками в направлении ЕврАзЭС эта декларация еще больше укрепляет
дружбу – гарантию национальной безопасности, политической стабильности,
межнационального согласия и процветания обоих государств. Республика
Казахстан и Российская Федерация, как добрые соседи обязуются всемерно
учитывать законные интересы друг друга в политической, экономической,
военной и других областях.
Особое место в системе внешнеполитических отношений Казахстана
занимает сотрудничество с соседними государствами. Это связано, в первую
очередь, с тем, что с ними нашей стране приходится взаимодействовать уже в
силу наличия общих границ. 0бщая протяженность границ с Российской
Федерацией составляет 6467 км, с Республикой Узбекистан - 2300 км, с Китаем
- 1460 км, с Кыргызской Республикой - 980 км и с Туркменистаном - 380 км.
На постсоветском пространстве Казахстан является одним из основных
инициаторов интеграционных процессов. Об этом свидетельствуют подписание
декларации Содружества независимых государств в декабре 1991 г. в г.
Алматы, образование на базе Таможенного союза Евразийского экономического
сообщества. Уже общим местом стало утверждение, что к интеграции
Казахстан подталкивает его географическое расположение. Действительно,
через Казахстан пролегают основные сухопутные пути из Европы, стран
Прибалтики, Украины, Белоруссии, России - в Азию. Республика реально
обладает солидным транзитным потенциалом. Для стран Центральной Азии,
тяготеющих к сотрудничеству с Российской Федерацией, Казахстан как в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16