Рефераты. Обеспечение национальной безопасности РК в контексте интеграционных связей стран СНГ (с 1991-2001г.г.)






независимости и в то же время, соглашение о создании СНГ, само по себе,

было документом, направленным на обеспечение "цивилизованного развода"

постсоветских стран. В частности, в Соглашении о создании Содружества

Независимых Государств в статье 5 и 6 есть такие установки о том, что

Стороны признают и территориальную целостность друг друга и

неприкосновенность существующих границ в рамках содружества; Стороны

обязуются сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности;

государства-члены Содружества будут сохранять, и поддерживать под

объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство,

включая единый контроль над ядерным оружием; они также совместно

гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального

и социального обеспечения стратегических вооруженных сил и т.д. Казахстан -

международные договоры с государствами-участниками СНГ (с декабря 1991 по

декабрь 1996 года). Алматы, Баспа, 1997. С. 9. Следующим шагом по

обеспечению безопасности молодого независимого государства Казахстан был

Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой

Казахстан и Российской Федерацией. В нем, стороны считая, что укрепление

дружественных отношений, добрососедства, сотрудничества и взаимопомощи

между Республикой Казахстан и Российской Федерацией отвечает коренным

национальным интересам народов обоих государств, служит делу мира и

безопасности. И договорились что, будут строить свои отношения как

дружественные государства, последовательно руководствуясь принципами

взаимного уважения государственной и территориальной целостности, мирного

урегулирования споров и неприменения силы или угрозы силой, включая

экономические и иные способы давления, равноправия и невмешательства во

внутренние дела. А также Стороны договорились о взаимодействии в целях

укрепления мира и безопасности как в региональном, так и в глобальном

измерениях; о проведении согласованной внешней политики, способствующей

эффективности создаваемых систем и механизмов коллективной безопасности; о

взаимодействии в обеспечении надежной совместной обороны в рамках общего

военно-стратегического пространства на основе согласованных положений своих

военных доктрин и принципа оборонной достаточности; об оказании необходимой

военной помощи в случае агрессии против одной из сторон. Стороны также

обязались признавать и уважать территориальную целостность друг друга,

запрещать и пресекать в соответствии со своим законодательством создание и

деятельность на своих территориях организаций и лиц, направленных против

независимости, территориальной целостности обоих государств, либо на

обострение межнациональных отношений. Также был заключен важнейший для

Казахстана Договор о военном сотрудничестве между Республикой Казахстан и

Российской Федерацией. Стороны руководствуясь Договором о дружбе,

сотрудничестве и взаимной помощи между государствами от 25 мая 1992,

учитывая ранее достигнутые договоренности о сотрудничестве в области

обороны в рамках СНГ, в интересах обеспечения коллективной безопасности,

договорились о следующем:

V в случае возникновения ситуации, угрожающей безопасности,

независимости и территориальной целостности одной из сторон,

предпринимают ответные действия по оказанию друг, другу необходимой

помощи, включая военную, в соответствие с Договором о коллективной

безопасности от 15 мая 1992 года.

V заключить Соглашение об использовании сил и средств военно-морских

сил Республики Казахстан и военно-морского флота Российской Федерации

в акватории Каспийского моря в интересах совместного обеспечения

безопасности сторон.

V осуществлять сотрудничество в области военной разведки, проводить

согласованную политику в области совместных разработок, ремонта и

поставок вооружений, военной техники и материально-технических

средств.

Казахстан - международные договоры с государствами-участниками СНГ (с

декабря 1991 по декабрь 1996 года). Алматы, Баспа, 1997. С. 182.

Эти Договора заложили прочные основы интеграции и безопасности двух

государств, и явились первыми документами такого рода в политической

истории суверенного Казахстана.

Заключение подобных договоров с Республикой Узбекистан и Республикой

Кыргызстан было также важным для безопасности Казахстана. В Послании

Президента страны народу Казахстана Н.А. Назарбаев сказал: "Лучшим нашим

оружием, обеспечивающим защиту национальных интересов и паритет сил на

ближайшую и дальнюю перспективу, должна быть политика интеграции, в первую

очередь - укрепление и развитие Центральноазиатского Союза между

Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном". Так, в 1993 году был заключен

Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой

Казахстан и Республикой Узбекистан в котором также Стороны обязуются

признавать и уважать территориальную целостность и нерушимость ныне

существующих границ государств. А также стороны договорились о том, что

будут способствовать укреплению коллективной безопасности, усилению

миротворческой роли ООН, СБСЕ и повышению эффективности механизмов

урегулирования региональных конфликтов. Будут проводить совместные

консультации по всем вопросам международной безопасности с целью

координации своих позиций и принятия мер по устранению возникшей угрозы для

каждой из сторон. В случае совершения акта агрессии против одной из сторон,

другая сторона предоставляет ей необходимую помощь, включая военную.

Главнейшим документом в обеспечении национальной безопасности

Государств СНГ стал Договор о коллективной безопасности, заключенный в

Ташкенте, 15 мая 1992 года. По словам министра иностранных дел РФ

С.Иванова: «Главным консолидирующим инструментом многостороннего военного и

военно-технического сотрудничества в рамках СНГ, Россия по-прежнему считает

Договор о коллективной безопасности. В апреле 1999 года, шесть государств -

Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан продлили

действия этого Договора».

В этом Договоре Государства- участники подтверждают обязательства

воздерживаться от применения силы, или угрозы силой в межгосударственных

отношениях. Государства-участники обязуются не вступать в военные союзы или

принимать участие в каких-либо группировках государств. Государства-

участники образовали Совет коллективной безопасности в составе Глав

государств- участников и Главнокомандующего Объединенными Вооруженными

Силами Содружества Независимых Государств.

Решение об и использовании Вооруженных Сил в целях отражения агрессии

принимаются Главами государств-участников. А также настоящий договор не

затрагивает право государств- участников на индивидуальную и коллективную

оборону от агрессии в соответствие с Уставом Организации Объединенных

Наций. Национальная безопасность: Итоги десятилетия. «Елорда». Астана,

2001, стр. 312.

В связи с отказом Казахстана от ядерного оружия, важнейшим документом

для обеспечения безопасности Казахстана явился Меморандум о гарантиях

безопасности в связи с присоединением Республики Казахстан к Договору о

нераспространении ядерного оружия, который был заключен в г. Будапеште, 5

декабря 1994 г. Заявление Китайского правительства о предоставлении

Казахстану гарантии безопасности позволило нашей стране укрепить

безопасность всех стран, не обладающих ядерным оружием, включая Казахстан.

Так как Россия является ближайшим соседом и союзником Казахстана,

Декларация между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о вечной

дружбе и союзничестве, ориентированном ХХI столетие, заключенное в Москве 6

июля 1998 года, стало возможным благодаря дружбе наших народов и личной

дружбе президентов наших стран. В соответствие с интеграционными

предпосылками в направлении ЕврАзЭС эта декларация еще больше укрепляет

дружбу – гарантию национальной безопасности, политической стабильности,

межнационального согласия и процветания обоих государств. Республика

Казахстан и Российская Федерация, как добрые соседи обязуются всемерно

учитывать законные интересы друг друга в политической, экономической,

военной и других областях.

Особое место в системе внешнеполитических отношений Казахстана

занимает сотрудничество с соседними государствами. Это связано, в первую

очередь, с тем, что с ними нашей стране приходится взаимодействовать уже в

силу наличия общих границ. 0бщая протяженность границ с Российской

Федерацией составляет 6467 км, с Республикой Узбекистан - 2300 км, с Китаем

- 1460 км, с Кыргызской Республикой - 980 км и с Туркменистаном - 380 км.

На постсоветском пространстве Казахстан является одним из основных

инициаторов интеграционных процессов. Об этом свидетельствуют подписание

декларации Содружества независимых государств в декабре 1991 г. в г.

Алматы, образование на базе Таможенного союза Евразийского экономического

сообщества. Уже общим местом стало утверждение, что к интеграции

Казахстан подталкивает его географическое расположение. Действительно,

через Казахстан пролегают основные сухопутные пути из Европы, стран

Прибалтики, Украины, Белоруссии, России - в Азию. Республика реально

обладает солидным транзитным потенциалом. Для стран Центральной Азии,

тяготеющих к сотрудничеству с Российской Федерацией, Казахстан как в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.