Рефераты. Обеспечение национальной безопасности РК в контексте интеграционных связей стран СНГ (с 1991-2001г.г.)






сказал: «Достаточно вспомнить, что на просторах бывшего СССР за пределами

России проживает свыше 20 млн. русских, и того , как строятся

взаимоотношения этих государств с РФ, очень многое зависит в их судьбе.

Кроме того, мы с вами хорошо знаем, что между странами Содружества и РФ,

были, есть, и, я надеюсь, будут развиваться очень тесные контакты в сфере

экономики, финансов и другие. Мы уже говорили, и хочу еще раз подчеркнуть:

во внешней политике России взаимоотношения со странами СНГ - приоритет

номер один». . [21, 9 ]

В ежегодном послании президента Российской Федерации В.В. Путина

Федеральному собранию Российской Федерации есть такие слова: «Не только

историческая близость, но и ясные практические соображения диктуют

необходимость активизации наших усилий в СНГ. Россия остается ядром

интеграционных процессов в Содружестве.

Подписание Договора об учреждении Евразийского экономического

сообщества - это только первый значимый шаг. Мы готовы идти в направлении и

дальше». [22, 8 ]

Советник президента Рейгана по национальной безопасности З. Бжезинский,

так говорит об интеграционных процессах в рамках СНГ: «Общеизвестно, что

президенты Казахстана, Узбекистана и Туркменистана не питали особо теплых

чувств, друг к другу и что их личный антагонизм изначально был на руку

Кремлю, чтобы сталкивать их друг с другом. К середине 90-х годов все трое

осознали, что более тесное сотрудничество между ними необходимо для

сохранения их собственного суверенитета, и ударились в широкую демонстрацию

своих якобы тесных связей, подчеркивая, что отныне они будут координировать

свои внешнеполитические курсы». [23, 3 ]

В связи с этим стоит упомянуть вкратце о «Союзе четырех».

Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС) - так теперь будет

называться организация, созданная четырьмя государствами: Республикой

Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой

Узбекистан. После обретения независимости эти государства привлекли к себе

особый интерес ведущих стран мира, что объясняется несколькими причинами:

1. эти страны занимают исключительно важное геостратегическое

положение на азиатской части Евразии, через их территорию пролегают

важнейшие наземные, воздушные коммуникационные линии;

2. регион в целом - одна из кладовых мирового значения драгоценных

металлов, рудно-металлургического значения, энергетических

ресурсов, в котором особый интерес представляет Каспий с его

колоссальными запасами нефти и газа;

3. имея ведущие позиции в производственной сфере молодых независимых

государств, особенно в экспортных отраслях, на транспорте, можно

оказывать влияние на экономическое положение соседних государств и

регионов;

4. ослабление традиционного, много векторного влияния России и

российской экономики и потребность в поддержке самостоятельного

развития делает регион потенциально более восприимчивым к влиянию

со стороны других политически, экономических сил. . [24, 10 ]

30 апреля 1994 уже три суверенных государства - Казахстан, Кыргызстан

и Узбекистан подписали договор о создании единого экономического

пространства, заложивший правовой фундамент экономического сотрудничества

трех из пяти центрально-азиатских государств. Договор предполагал

обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы

и согласованную расчетную, бюджетную, налоговую, ценовую, таможенную и

валютную политику. 26 марта 1998 к договору о создании ЦАЭС присоединилась

в качестве полноправного участника Республика Таджикистан.

Так, в апреле 2000 в Ташкенте, главами Государств Казахстана,

Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана был подписан Договор о совместных

действиях в борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом,

транснациональной организованной преступностью и иными угрозами

стабильности и безопасности страны. Договор ратифицирован Узбекистаном и

Казахстаном.

В целях дальнейшего продвижения и диверсификации политического

диалога, совершенствования форм и механизмов региональной экономической

интеграции, углубления взаимопонимания по вопросам формирования единого

пространства безопасности, выработки совместных действий по поддержанию

мира и стабильности в регионе, главы государств высказались за активизацию

многопланового сотрудничества и решили преобразовать Центрально-Азиатское

экономическое сообщество (ЦАЭС) в организацию Центрально-Азиатское

сотрудничество (ЦАС). . [25, 10 ]

По мнению того же З.Бжезинского, Нурсултан Назарбаев столкнувшись в

своей стране с расколом между коренными казахами и русским переселенцами,

число которых почти одинаково, и стремясь найти формулу, которая могла бы

как-нибудь ослабить давление Москвы, направленное на политическую

интеграцию, он выдвинул концепцию «Евразийского союза» в качестве

альтернативы безликому и неэффективному СНГ. . [26, 3 ]

Попытка дать высший приоритет «ближнему зарубежью» в российском

геополитическом мышлении была в некоторой степени оправдана тем, что

некоторый порядок и примирение между постимперской Россией и недавно

образовавшимися государствами были абсолютно необходимыми с точки зрения

безопасности и экономики. . [27, 3 ]

«ЕврАзЭС» является логическим продолжением работы лидеров Казахстана

и России над углублением интеграции в СНГ с осознанием того, что это нужно

всем.

В январе 1995 президенты Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации,

с целью активизации интеграционных действий, подписали пакет документов о

Таможенном союзе, которыми определялись обеспечение свободного перемещения

товаров, услуг и капиталов, и т.д.

Логическим продолжением процессов взаимодействия, стал Договор об

углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, подписанный

Белоруссией, Казахстаном, Российской Федерацией и Киргизии 29 марта 1996. В

СНГ сложилась «интеграционное ядро», о необходимости которого на протяжении

всех предшествующих лет говорил президент РК Н. Назарбаев.

В мае 2000 года на саммите в Минске президенты пяти государств,

отметив позитивные результаты, которых они смогли добиться в рамках

Таможенного союза и формировании Единого экономического пространства, тем

не менее, единодушно признали необходимость активизации усилий в создании

конкретного механизма безусловного выполнения принятых решений. Возникла

идея формирования на базе Таможенного союза международной экономической

организации и наделения ее функциями, связанные с вступлением в ВТО,

формированием внешних таможенных границ, единой внешнеэкономической

политикой, тарифами и ценами и другими составляющими функционирования

общего рынка.

Напряженная подготовительная работа завершилась подписанием 10 октября

2000 года в Астане главами государств - участников Таможенного союза

Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества. Конечными

целями ЕврАзЭС являются обеспечение непрерывного сбалансированного роста

экономики государств, стабильность развития и ускорения темпов повышения

уровня жизни населения. . [28, 12 ]

2.2 Дезинтеграционные Факторы

Наряду с интеграционными процессами в СНГ существуют очевидные

разногласия по поводу того, как следует сотрудничать и с кем. На юбилейном

саммите СНГ в Москве, даже лидер Украины Л. Кучма, растроганный решением

коллеги объявить 2002 год в России «Годом Украины», уверял: «Сегодня все

поняли, что раздельно жить нельзя ни в чем…». Его Казахстанский коллега

Нурсултан Назарбаев заговорил вдруг о том, что у стран СНГ «сейчас

существует некоторая апатия в отношении Содружества». . [29,10 ]

А, по мнению З. Бжезинского оппозиция идеям Москвы в отношении

«интеграции» была и остается особенно сильной на Украине, несмотря на

уверения ее лидеров в лояльности России. Ее лидеры быстро поняли, что такая

«интеграция», особенно в свете оговорок России в отношении законности

независимости Украины, в конечном итоге приведет к потере национального

суверенитета. Украина противостояла любым предложениям России, направленным

на большую интеграцию стран СНГ, на создание особого славянского сообщества

( с Россией и Беларусью ), или Евразийского союза, разоблачая их как

имперские тактические приемы России. Прочие члены СНГ также настороженно

относятся к намерениям Москвы, проявляя тенденцию группироваться вокруг

Украины и Узбекистана, чтобы оказать противодействие или избежать давления

Москвы, направленную на более тесную политическую и военную интеграцию. .

[30, 3 ]

Так, еще одним дезинтегрирующим и пугающим страны СНГ фактором

является то, что в Стратегии национальной безопасности России находятся

такие положения: «Объединение наших народов вокруг русского - также будет

способствовать имперскому возрождению России. Дело в том, что ничто не

объединяет так людей, как общие угрозы и цели. Общая цель воссоздание

империи, ценность которой состоит в способности устранения этой страшной

угрозы на основе воссоединения славяно-тюркских народов России - во имя

общего самосохранения.

России не стоит бояться оголтелых упреков, которые будут неизбежными

после того, как мы объявим о своих имперских амбициях. Напротив, нам

непростительна проводимая до последнего времени суетливая и несолидная

государственная политика. Она уже привела страну к утрате сфер былого

влияния внутри СНГ». . [31, 23 ]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.