сказал: «Достаточно вспомнить, что на просторах бывшего СССР за пределами
России проживает свыше 20 млн. русских, и того , как строятся
взаимоотношения этих государств с РФ, очень многое зависит в их судьбе.
Кроме того, мы с вами хорошо знаем, что между странами Содружества и РФ,
были, есть, и, я надеюсь, будут развиваться очень тесные контакты в сфере
экономики, финансов и другие. Мы уже говорили, и хочу еще раз подчеркнуть:
во внешней политике России взаимоотношения со странами СНГ - приоритет
номер один». . [21, 9 ]
В ежегодном послании президента Российской Федерации В.В. Путина
Федеральному собранию Российской Федерации есть такие слова: «Не только
историческая близость, но и ясные практические соображения диктуют
необходимость активизации наших усилий в СНГ. Россия остается ядром
интеграционных процессов в Содружестве.
Подписание Договора об учреждении Евразийского экономического
сообщества - это только первый значимый шаг. Мы готовы идти в направлении и
дальше». [22, 8 ]
Советник президента Рейгана по национальной безопасности З. Бжезинский,
так говорит об интеграционных процессах в рамках СНГ: «Общеизвестно, что
президенты Казахстана, Узбекистана и Туркменистана не питали особо теплых
чувств, друг к другу и что их личный антагонизм изначально был на руку
Кремлю, чтобы сталкивать их друг с другом. К середине 90-х годов все трое
осознали, что более тесное сотрудничество между ними необходимо для
сохранения их собственного суверенитета, и ударились в широкую демонстрацию
своих якобы тесных связей, подчеркивая, что отныне они будут координировать
свои внешнеполитические курсы». [23, 3 ]
В связи с этим стоит упомянуть вкратце о «Союзе четырех».
Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС) - так теперь будет
называться организация, созданная четырьмя государствами: Республикой
Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой
Узбекистан. После обретения независимости эти государства привлекли к себе
особый интерес ведущих стран мира, что объясняется несколькими причинами:
1. эти страны занимают исключительно важное геостратегическое
положение на азиатской части Евразии, через их территорию пролегают
важнейшие наземные, воздушные коммуникационные линии;
2. регион в целом - одна из кладовых мирового значения драгоценных
металлов, рудно-металлургического значения, энергетических
ресурсов, в котором особый интерес представляет Каспий с его
колоссальными запасами нефти и газа;
3. имея ведущие позиции в производственной сфере молодых независимых
государств, особенно в экспортных отраслях, на транспорте, можно
оказывать влияние на экономическое положение соседних государств и
регионов;
4. ослабление традиционного, много векторного влияния России и
российской экономики и потребность в поддержке самостоятельного
развития делает регион потенциально более восприимчивым к влиянию
со стороны других политически, экономических сил. . [24, 10 ]
30 апреля 1994 уже три суверенных государства - Казахстан, Кыргызстан
и Узбекистан подписали договор о создании единого экономического
пространства, заложивший правовой фундамент экономического сотрудничества
трех из пяти центрально-азиатских государств. Договор предполагал
обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы
и согласованную расчетную, бюджетную, налоговую, ценовую, таможенную и
валютную политику. 26 марта 1998 к договору о создании ЦАЭС присоединилась
в качестве полноправного участника Республика Таджикистан.
Так, в апреле 2000 в Ташкенте, главами Государств Казахстана,
Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана был подписан Договор о совместных
действиях в борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом,
транснациональной организованной преступностью и иными угрозами
стабильности и безопасности страны. Договор ратифицирован Узбекистаном и
Казахстаном.
В целях дальнейшего продвижения и диверсификации политического
диалога, совершенствования форм и механизмов региональной экономической
интеграции, углубления взаимопонимания по вопросам формирования единого
пространства безопасности, выработки совместных действий по поддержанию
мира и стабильности в регионе, главы государств высказались за активизацию
многопланового сотрудничества и решили преобразовать Центрально-Азиатское
экономическое сообщество (ЦАЭС) в организацию Центрально-Азиатское
сотрудничество (ЦАС). . [25, 10 ]
По мнению того же З.Бжезинского, Нурсултан Назарбаев столкнувшись в
своей стране с расколом между коренными казахами и русским переселенцами,
число которых почти одинаково, и стремясь найти формулу, которая могла бы
как-нибудь ослабить давление Москвы, направленное на политическую
интеграцию, он выдвинул концепцию «Евразийского союза» в качестве
альтернативы безликому и неэффективному СНГ. . [26, 3 ]
Попытка дать высший приоритет «ближнему зарубежью» в российском
геополитическом мышлении была в некоторой степени оправдана тем, что
некоторый порядок и примирение между постимперской Россией и недавно
образовавшимися государствами были абсолютно необходимыми с точки зрения
безопасности и экономики. . [27, 3 ]
«ЕврАзЭС» является логическим продолжением работы лидеров Казахстана
и России над углублением интеграции в СНГ с осознанием того, что это нужно
всем.
В январе 1995 президенты Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации,
с целью активизации интеграционных действий, подписали пакет документов о
Таможенном союзе, которыми определялись обеспечение свободного перемещения
товаров, услуг и капиталов, и т.д.
Логическим продолжением процессов взаимодействия, стал Договор об
углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, подписанный
Белоруссией, Казахстаном, Российской Федерацией и Киргизии 29 марта 1996. В
СНГ сложилась «интеграционное ядро», о необходимости которого на протяжении
всех предшествующих лет говорил президент РК Н. Назарбаев.
В мае 2000 года на саммите в Минске президенты пяти государств,
отметив позитивные результаты, которых они смогли добиться в рамках
Таможенного союза и формировании Единого экономического пространства, тем
не менее, единодушно признали необходимость активизации усилий в создании
конкретного механизма безусловного выполнения принятых решений. Возникла
идея формирования на базе Таможенного союза международной экономической
организации и наделения ее функциями, связанные с вступлением в ВТО,
формированием внешних таможенных границ, единой внешнеэкономической
политикой, тарифами и ценами и другими составляющими функционирования
общего рынка.
Напряженная подготовительная работа завершилась подписанием 10 октября
2000 года в Астане главами государств - участников Таможенного союза
Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества. Конечными
целями ЕврАзЭС являются обеспечение непрерывного сбалансированного роста
экономики государств, стабильность развития и ускорения темпов повышения
уровня жизни населения. . [28, 12 ]
2.2 Дезинтеграционные Факторы
Наряду с интеграционными процессами в СНГ существуют очевидные
разногласия по поводу того, как следует сотрудничать и с кем. На юбилейном
саммите СНГ в Москве, даже лидер Украины Л. Кучма, растроганный решением
коллеги объявить 2002 год в России «Годом Украины», уверял: «Сегодня все
поняли, что раздельно жить нельзя ни в чем…». Его Казахстанский коллега
Нурсултан Назарбаев заговорил вдруг о том, что у стран СНГ «сейчас
существует некоторая апатия в отношении Содружества». . [29,10 ]
А, по мнению З. Бжезинского оппозиция идеям Москвы в отношении
«интеграции» была и остается особенно сильной на Украине, несмотря на
уверения ее лидеров в лояльности России. Ее лидеры быстро поняли, что такая
«интеграция», особенно в свете оговорок России в отношении законности
независимости Украины, в конечном итоге приведет к потере национального
суверенитета. Украина противостояла любым предложениям России, направленным
на большую интеграцию стран СНГ, на создание особого славянского сообщества
( с Россией и Беларусью ), или Евразийского союза, разоблачая их как
имперские тактические приемы России. Прочие члены СНГ также настороженно
относятся к намерениям Москвы, проявляя тенденцию группироваться вокруг
Украины и Узбекистана, чтобы оказать противодействие или избежать давления
Москвы, направленную на более тесную политическую и военную интеграцию. .
[30, 3 ]
Так, еще одним дезинтегрирующим и пугающим страны СНГ фактором
является то, что в Стратегии национальной безопасности России находятся
такие положения: «Объединение наших народов вокруг русского - также будет
способствовать имперскому возрождению России. Дело в том, что ничто не
объединяет так людей, как общие угрозы и цели. Общая цель воссоздание
империи, ценность которой состоит в способности устранения этой страшной
угрозы на основе воссоединения славяно-тюркских народов России - во имя
общего самосохранения.
России не стоит бояться оголтелых упреков, которые будут неизбежными
после того, как мы объявим о своих имперских амбициях. Напротив, нам
непростительна проводимая до последнего времени суетливая и несолидная
государственная политика. Она уже привела страну к утрате сфер былого
влияния внутри СНГ». . [31, 23 ]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16