Рефераты. Обеспечение национальной безопасности РК в контексте интеграционных связей стран СНГ (с 1991-2001г.г.)






является азиатским государством и не имеет своих намерений присоединиться

к Альянсу" [17].

Заслуживает внимания и работа политолога Б.С. Жусипова, который

еще в 1999 г. заявил о себе интересной статьей, посвященной проблеме

военно-космической безопасности республики [18]. В 2001 г. вышла в свет

его монография "Республика Казахстан: проблемы политики безопасности".

Автор пытается раскрыть сущность военной безопасности Республики

Казахстан на современном этапе. Особое внимание он уделяет оборонной

политике - как единству внутренней и внешней безопасности Республики

Казахстан. Ученый останавливается, в частности, на политике ядерного

разоружения и военно-космической безопасности Казахстана. Автор не

обходит стороной и драматические страницы истории превращения Казахстана

в безъядерную державу, и наличие определенных расхождений по этому

вопросу в политической и интеллектуальной элите Казахстана. В частности,

автор приводит материалы интервью бывшего министра иностранных дел - М.

Исиналиева, отстаивавшего позицию более жесткого диалога с ядерными

державами. Б.С. Жусипов позитивно оценивает шаги Казахстана в сфере

ядерного разоружения и сотрудничество республики с МАГАТЭ. Ученый

отмечает, что Казахстан первым в СНГ ратифицировал "Договор о сокращении

стратегических наступательных вооружений" (СНВ - 1).

Б.С. Жусипов отмечает активное участие Казахстана в Договоре о

коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., в Шанхайской организации

сотрудничества и т. д. В то же время, исследователь указывает на ряд

факторов, которые могут серьезно повлиять на военную безопасность

Казахстана. Так, США, как сверхдержава, в силу ряда обстоятельств, могут

нарушить баланс сил в мире. Отсюда и возможность появления нового

миропорядка, организации новых военных блоков государств: "Нельзя

сбрасывать со счетов тот факт, - пишет Б.С. Жусипов, - что евроазиатские

военно-политические оси "холодной войны" изменились, но не исчезли. Уже

начали определяться новые геостратегические оси. Нарушился и баланс

интересов, т. е. исчезла или ослабла гарантия национальной безопасности

государств и, следовательно, стабильность обстановки в регионах. Лидеры

ряда новых независимых государств стали пренебрегать интересами соседей,

чтобы изменить баланс сил в свою пользу.... Идет борьба за постсоветское

наследие, с особой силой - к югу от России. Если буферные государства

Прибалтики последовательно возвращаются в свою этнокультурную общность -

Запад, то государства Центральной Азии (в том числе Азербайджан)

оказались на распутье - между Россией, Турцией, Ираном, Пакистаном и

даже Китаем.... У Вашингтона появились дополнительные заботы, т. е. как

бы побыстрее и понадежнее взять под контроль образовавшиеся в результате

распада СССР новые зоны "жизненных интересов", такие, как Центральная

Азия и Каспий, с их углеводородными и другими запасами стратегического

сырья..." [19]. К тому же, военной безопасности Казахстана могут

угрожать: некоторые государства, находящиеся в непосредственной близости

от границ республики, стремящиеся решать спорные вопросы военными

методами; наличие у ряда государств мощных группировок вооруженных сил

вблизи границ страны; нестабильность внутриполитической обстановки

соседних государств и вооруженные конфликты между ними. Наконец, вызывает

тревогу расползание ядерного оружия по всему миру.

Особое внимание Б.С. Жусипов уделяет геополитическим аспектам

военной безопасности Казахстана. По его мнению, у Казахстана, как у

суверенного государства, должна быть своя собственная политика, свое

право свободного выбора приоритетов и союзников по безопасности.

Комментируя линию МИД на стратегическое партнерство с США, Б.С: Жусипов

пишет: "... Именно с Вашингтоном здесь связывают серьезные планы

вхождения страны в мировое сообщество, в международные политические,

финансово-экономические и военные, в том числе - натовские институты и

структуры, привлечения иностранных капиталов в национальную экономику,

скорейшего приобщения к западным рыночным ценностям и реформирования

своей политической системы. Однако, главной целью стратегического

сближения с единственной и безальтернативной пока супердержавой является

получение американских гарантий для обеспечения национальной и

региональной безопасности. Особую ценность представляет подписанная двумя

президентами в Вашингтоне (1994) "Хартия о демократическом партнерстве",

где такие гарантии предполагаются.... В перспективе такая политическая

ориентация на США Республики Казахстан, на наш взгляд, может обернуться

негативной стороной. Ибо, в конечном итоге, Казахстану приходится иметь

дело с соседними великими державами, а не с США. Поэтому, хотя

сегодняшняя американская центрально-азиатская политика работает в пользу

Казахстана, в отдаленной перспективе она только нанесет вред его

безопасности, суверенитету" [20]. Идеи укрепления безопасности в мире при

помощи НАТО Б.С. Жусипов называет сомнительными. Возможен вариант, что в

противостоянии НАТО, возглавляемой США, Россия найдет себе союзников из

числа государств азиатского региона, которыми могут стать Китай, Иран,

Ирак, Северная Корея, Индия. Можно допустить и другое под давлением

реальных обстоятельств Россия может опять нарастить свою былую мощь,

создаст приемлемые условия для жизни народа и в силу своих специфических

геополитических условий восстановит былое влияние и контроль в пределах

границ СНГ.

С точки зрения Б.С. Жусипова, Казахстан далеко не в полной мере

использует космический потенциал военной безопасности. Автор

категорически против закрытия космодрома Байконур, отмечая: "Казахстан,

благодаря геополитическому положению, промышленному потенциалу бывших

оборонных предприятий, уникальному комплексу "Байконур", научно-

техническому потенциалу, деловым контактам и "связям с научно-

техническими и промышленными комплексами аэрокосмической отрасли России,

Украины; стран дальнего зарубежья, достаточно уверенно входит в

международное космическое сообщество" [21].

Заслуживает внимания и небольшая, но емкая по содержанию работа

М. Сарсекеева "Национальные интересы и внешняя политика Казахстана".

Исследователь отмечает: "Геополитическое положение Казахстана во многом

определяет обеспечение военно-стратегической безопасности в качестве

приоритетной задачи. Расположенный в середине евразийского материка,

окруженный со всех сторон территориями соседних государств, Казахстан не

может не испытывать повышенного воздействия разнородных факторов на

внутриполитические процессы. Он имеет только сухопутные границы с

соседними государствами (морские рубежи на Каспии все-таки не

представляют собой полномасштабной государственной границы), каждое из

которых обладает собственными политическими целями и интересами, которые

не всегда, по объективным причинам, будут совпадать, что может, в свою

очередь, способствовать росту политической напряженности, и послужить

причиной конфликтных проявлений" [22].

Как полагает М. Сарсекеев, для Казахстана, еще не имеющего

прочных основ государственности, крайне важно учитывать потенциальные

внешние угрозы. "Стоит напомнить, продолжает автор, что, Казахстан

расположен между двумя крупнейшими державами мира - Россией и Китаем,

которые, по сути, являются государствами имперского типа, проводящими

великодержавную политику. Иран, стремящийся к возрождению "Великой

Персии", пытающийся играть ведущую роль в исламском мире, кровно

заинтересован в сохранении статус-кво в регионе, а, в идеале, чтобы новые

суверенные государства, в лучшем случае, могли бы стать лишь

полунезависимыми государствами" [23]. Таким образом, по мнению М.

Сарсекеева, конфигурация геополитического поля Казахстана представляет

собой разнородное пространство, сочетающее в себе несбалансированную

систему внутреннего устройства с гетерогенной структурой

внешнеполитического окружения, что может крайне неблагополучным образом

сказаться на перспективах осуществления Казахстаном своих суверенных

полномочий.

Особое внимание исследователь уделяет внутриполитическим

аспектам военной безопасности. М. Сарсекеев подчеркивает, что огромная

территория страны (девятое место в мире!) имеет и оборотную сторону - в

плане обеспечения безопасного существования: "Размеры государства

представляют стратегическое значение с точки зрения организации оборонных

мероприятий, привлекательности для потенциального противника обладать

частью или всей территорией государства, а в случае внешних вооруженных

конфликтов, если размеры государства достаточно велики, труднее сохранить

политический нейтралитет" [24]. Другим важным фактором М. Сарсекеев

считает численность населения. Небольшое население Казахстана (14 млн.

844 тыс. человек, или, в среднем, 5 человек на 1 кв. км территории)

создает проблему слабо заселенности земель, отрицательно влияющую на

оборонный потенциал страны. Далее, стратегический характер приобретают и

богатые недра Казахстана. Наконец, боеготовность Вооруженных Сил

Казахстана все еще не отвечает должному уровню обороноспособности страны,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.