Рефераты. Обеспечение национальной безопасности РК в контексте интеграционных связей стран СНГ (с 1991-2001г.г.)






национальная армия Казахстана, по большому счету, не обладает необходимым

материально-техническим, финансово-экономическим и кадровым потенциалом

для того, чтобы поддерживать на достаточном уровне обороноспособность

страны в случае возникновения реальных и возможных внешних угроз" [25].

М. Сарсекеев полагает, что вторым аспектом военно-политических

интересов нашей страны является создание основ военно-стратегической

самодостаточности Казахстана. Этот аспект предполагает опору на

собственные силы. В этой связи главной задачей является строительство

национальных Вооруженных Сил. Казахстану необходимо иметь такие

Вооруженные Силы, которые были бы способны обеспечить безопасность страны

от любых угроз регионального масштаба, и, в то же время, соответствовать

экономическим и демографическим возможностям государства, что

предполагает создание компактных, мобильных и достаточно боеготовых

частей и соединений.

М. Сарсекеев констатирует, что слабая экономика делает уязвимой

военно-политическую безопасность страны. Вооруженные Силы не

обеспечиваются в полном объеме материальными и финансовыми ресурсами,

необходимыми для поддержания боеготовности, а экономическая неразвитость

не позволяет государству более активно отстаивать свои национальные

интересы, используя для этого финансово-экономические рычаги

внешнеполитического воздействия.

В новой книге Президента Казахстана Н.А. Назарбаева

«Критическое десятилетие» рассматриваются актуальные для нашего времени

угрозы национальной безопасности Республики Казахстан. Наш президент

четко разграничил такие угрозы как: терроризм, религиозный экстремизм,

наркомания и наркотрафик, и проблемы связанные с нефтью и газом на

Каспии. По его словам: «В основе терроризма лежит неравенство развития,

которое в разных культурных системах порождает ответную реакцию, цинично

используемую в наиболее агрессивной форме террористами». По его мнению, в

отличие от стран с устоявшейся политической системой, обладающих высоким

запасом прочности, транзитные государства менее устойчивые против

политического террора. Если говорить о Казахстане, то относительно

Центрально-азиатских республик он имеет ряд преимуществ перед лицом

терроризма. Одним из них является, то, что республики Центрально-

азиатского региона закрывают собой Казахстан от зон высокого

террористического напряжения в южной Азии, которая традиционно считается

поставщиком идей и исполнителей экстремизма и терроризма. Однако проблемы

терроризма, сепаратизма и экстремизма в Казахстане существуют.

Так, в соответствии с положением «Государственной программы

борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма и сепаратизма в

Республике Казахстан на 2000 –2003 год, Казахстаном проводится работа по

взаимодействию со странами ближнего и дальнего зарубежья по линии борьбы

с международным терроризмом и экстремизмом, принятие совместных

превентивных мер.

Во второй части своей книги Президент разъясняет религиозные

истоки казахского народа. Он объясняет широким массам населения, что

ислам – это цельная система, которая регламентирует и устанавливает не

только кодекс поведения и образ жизни, но и систему моральных ценностей и

психологических установок. Президент говорит: «Для достаточно

устойчивого в религиозной политизации Казахстана, который не является

импортером деструктивных идей, наибольшей опасности для

межконфессионального согласия страны видится, прежде всего, в экспорте

религиозного экстремизма.

JIumepamypa

1. Токпакбаев С Некоторые аспекты военной реформы и совершенствования

механизма обеспечения военной безопасности государства // Саясат. 2000. N 8-

9. С. 89.

2. Исенгулов А. Военная реформа в РК: желаемое и действительность // Время

ПО. 26 марта 2001 г.

3. Национальная безопасность Казахстана: иерархия угроз. Алматы:

Центральноазиатское агентство политических исследований, 2000. С. 55.

4. Camnaee Д., Спанов М. Национальная безопасность Республики Казахстан:

опыт определения // Евразийское сообщество. 1998. С. 68-69.

5. Там же. С. 69. 6. Там же. С. 70.

7. Арын Р.С. Национальные интересы и национальная безопасность Казахстана

// Евразийское сообщество. 1998. N 2. С. 61.

8. Там же.

9. Бакаев Л.E. Национальная безопасность Республики Казахстан. Астана:

Елорда, 2000. С. 9.

10. Там же. С. 44.

11. Там же. С. 100-101. 12. Там же. С. 103. 13. Там же. С. 3. 14. Там же.

С. 82.

15. Там же. С. 116.

16. Там же. С. 38-39. 17. Там же. С. 40.

18. Жусипов Б.С. К проблеме военно-космической безопасности республики//

Саясат. 1999. У 11-12. С. 33-37.

19. Жусипов Б.С. Республика Казахстан; проблемы политики и безопасности.

Алматы: Институт философии и политологии МОНРК, 2001. С. 61.

20. Там же. С. 78-79. 21. Там же. С. 74.

22. Сарсекеев М. Национальные интересы и внешняя политика Казахстана //

Евразийское сообщество. 2002. N 1. С. 13.

23. Там же. С. 14. 24. Там же. С. 15. 25. Там же. С. 16.

26. Уланов Н. Создание округов - веление времени или очередной

эксперимент?// Время ПО. 17 января 2001 г.

27. Уланов Н. Финансовое обеспечение армии: что предпринять? // Время ПО.

26 января 2001 г.

Некоторые эксперты считают, что угроза безопасности Казахстана может

исходить из борьбы за регионально лидерство внутри Центральной Азии. Они

называют Казахстан и Узбекистан, потенциальными соперниками за лидирующую

роль в регионе.

Без четкого осознания национальных интересов и угроз национальной

безопасности ельзя строить реальную внешнюю политику страны и поэтому,

рассматривая тему национальной безопасности, мы должны первым делом

разобрать вышеупомянутые понятия и только потом переходить к институтам

обеспечивающим безопасность страны.

1.1 Институты, обеспечивающие безопасность РК

Затрагивая тему национальной безопасности, мы должны отметить

институты обеспечивающие национальную безопасность Республики Казахстан.

20 марта 1999 года вступил в силу Указ президента Республики Казахстан «О

Совете безопасности Республики Казахстан». В нем говорится, что Совет

безопасности Республики Казахстан является консультативно-совещательным

органом, образуемым Президентом Республики Казахстан для выработки решений

и содействия реализации главой государства полномочий по обеспечению

обороноспособности и национальной безопасности и подчеркивается, что

основными задачами Совета безопасности являются:

1)определение основных направлений защиты национальных интересов, выявление

угроз национальной безопасности, выбор средств и методов по обеспечению

национальной безопасности страны;

2) разработка Концепции национальной безопасности РК, основных направлений

стратегии безопасности страны и организации подготовки государственных

программ по вопросам национальной безопасности и т.д.

Состав Совета Безопасности включает в себя постоянных членов: премьер-

министра, руководителя Администрации Президента РК, секретаря Совета

Безопасности, председателя КНБ РК, а также глав ключевых министерств и

ведомств. [9, 29 ]

Также существует институт, непосредственно занимающийся обеспечением

безопасности РК, т.е. Комитет национальной безопасности, который

непосредственно подчинен Президенту РК, является составной частью системы

обеспечения безопасности РК и предназначенный в пределах предоставленных им

полномочий обеспечивать безопасность личности и общества, защиту

конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной

целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала

страны.

В статье 7 Указа президента Республики Казахстан «О Совете

безопасности Республики Казахстан» описана система органов национальной

безопасности. Единую систему органов национальной безопасности Республики

Казахстан составляют Комитет национальной безопасности, входящие в его

состав департаменты и иные структурные подразделения, орган

правительственной связи при КНБ, служба «Барлау» КНБ, территориальные

органы КНБ по областям, городу межреспубликанского значения и столице РК и

подчиненные им городские, районные (отделы, отделения), а также органы

военной контрразведки, войска КНБ и иные организации. [10,30 ]

От слаженной работы институтов обеспечивающих национальную

безопасность РК, зависит наша личная и общественная безопасность. В связи с

частыми перестановками глав КНБ и созданием в 1997 году Государственного

следственного комитета, в этой области создалась критическая обстановка.

Большинство профессиональных чекистов, оперативников и следователей перешли

на работу в ГСК.

В настоящее время работа вышеуказанных организаций заслуживает

одобрения, по крайней мере, эти службы перестали вызывать нарекания широкой

общественности, и стали работать более эффективно.

1.2 Внешнеполитическая стратегия РК

1999 году была принята Стратегия национальной безопасности на 1999-

2005 годы. Это стало важВным этапом в формировании действенной системы

безопасности в нашей стране, работа по обеспечению безопасности страны

приняла, более системный характер. В данном документе безопасность страны

была, рассматривается в рамках шести основных сфер: внешняя безопасность,

военная, экономическая, социально-политическая, экологическая,

информационная безопасность.

Стратегия позволит комплексно рассматривать вопросы по безопасности и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.