национальная армия Казахстана, по большому счету, не обладает необходимым
материально-техническим, финансово-экономическим и кадровым потенциалом
для того, чтобы поддерживать на достаточном уровне обороноспособность
страны в случае возникновения реальных и возможных внешних угроз" [25].
М. Сарсекеев полагает, что вторым аспектом военно-политических
интересов нашей страны является создание основ военно-стратегической
самодостаточности Казахстана. Этот аспект предполагает опору на
собственные силы. В этой связи главной задачей является строительство
национальных Вооруженных Сил. Казахстану необходимо иметь такие
Вооруженные Силы, которые были бы способны обеспечить безопасность страны
от любых угроз регионального масштаба, и, в то же время, соответствовать
экономическим и демографическим возможностям государства, что
предполагает создание компактных, мобильных и достаточно боеготовых
частей и соединений.
М. Сарсекеев констатирует, что слабая экономика делает уязвимой
военно-политическую безопасность страны. Вооруженные Силы не
обеспечиваются в полном объеме материальными и финансовыми ресурсами,
необходимыми для поддержания боеготовности, а экономическая неразвитость
не позволяет государству более активно отстаивать свои национальные
интересы, используя для этого финансово-экономические рычаги
внешнеполитического воздействия.
В новой книге Президента Казахстана Н.А. Назарбаева
«Критическое десятилетие» рассматриваются актуальные для нашего времени
угрозы национальной безопасности Республики Казахстан. Наш президент
четко разграничил такие угрозы как: терроризм, религиозный экстремизм,
наркомания и наркотрафик, и проблемы связанные с нефтью и газом на
Каспии. По его словам: «В основе терроризма лежит неравенство развития,
которое в разных культурных системах порождает ответную реакцию, цинично
используемую в наиболее агрессивной форме террористами». По его мнению, в
отличие от стран с устоявшейся политической системой, обладающих высоким
запасом прочности, транзитные государства менее устойчивые против
политического террора. Если говорить о Казахстане, то относительно
Центрально-азиатских республик он имеет ряд преимуществ перед лицом
терроризма. Одним из них является, то, что республики Центрально-
азиатского региона закрывают собой Казахстан от зон высокого
террористического напряжения в южной Азии, которая традиционно считается
поставщиком идей и исполнителей экстремизма и терроризма. Однако проблемы
терроризма, сепаратизма и экстремизма в Казахстане существуют.
Так, в соответствии с положением «Государственной программы
борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма и сепаратизма в
Республике Казахстан на 2000 –2003 год, Казахстаном проводится работа по
взаимодействию со странами ближнего и дальнего зарубежья по линии борьбы
с международным терроризмом и экстремизмом, принятие совместных
превентивных мер.
Во второй части своей книги Президент разъясняет религиозные
истоки казахского народа. Он объясняет широким массам населения, что
ислам – это цельная система, которая регламентирует и устанавливает не
только кодекс поведения и образ жизни, но и систему моральных ценностей и
психологических установок. Президент говорит: «Для достаточно
устойчивого в религиозной политизации Казахстана, который не является
импортером деструктивных идей, наибольшей опасности для
межконфессионального согласия страны видится, прежде всего, в экспорте
религиозного экстремизма.
JIumepamypa
1. Токпакбаев С Некоторые аспекты военной реформы и совершенствования
механизма обеспечения военной безопасности государства // Саясат. 2000. N 8-
9. С. 89.
2. Исенгулов А. Военная реформа в РК: желаемое и действительность // Время
ПО. 26 марта 2001 г.
3. Национальная безопасность Казахстана: иерархия угроз. Алматы:
Центральноазиатское агентство политических исследований, 2000. С. 55.
4. Camnaee Д., Спанов М. Национальная безопасность Республики Казахстан:
опыт определения // Евразийское сообщество. 1998. С. 68-69.
5. Там же. С. 69. 6. Там же. С. 70.
7. Арын Р.С. Национальные интересы и национальная безопасность Казахстана
// Евразийское сообщество. 1998. N 2. С. 61.
8. Там же.
9. Бакаев Л.E. Национальная безопасность Республики Казахстан. Астана:
Елорда, 2000. С. 9.
10. Там же. С. 44.
11. Там же. С. 100-101. 12. Там же. С. 103. 13. Там же. С. 3. 14. Там же.
С. 82.
15. Там же. С. 116.
16. Там же. С. 38-39. 17. Там же. С. 40.
18. Жусипов Б.С. К проблеме военно-космической безопасности республики//
Саясат. 1999. У 11-12. С. 33-37.
19. Жусипов Б.С. Республика Казахстан; проблемы политики и безопасности.
Алматы: Институт философии и политологии МОНРК, 2001. С. 61.
20. Там же. С. 78-79. 21. Там же. С. 74.
22. Сарсекеев М. Национальные интересы и внешняя политика Казахстана //
Евразийское сообщество. 2002. N 1. С. 13.
23. Там же. С. 14. 24. Там же. С. 15. 25. Там же. С. 16.
26. Уланов Н. Создание округов - веление времени или очередной
эксперимент?// Время ПО. 17 января 2001 г.
27. Уланов Н. Финансовое обеспечение армии: что предпринять? // Время ПО.
26 января 2001 г.
Некоторые эксперты считают, что угроза безопасности Казахстана может
исходить из борьбы за регионально лидерство внутри Центральной Азии. Они
называют Казахстан и Узбекистан, потенциальными соперниками за лидирующую
роль в регионе.
Без четкого осознания национальных интересов и угроз национальной
безопасности ельзя строить реальную внешнюю политику страны и поэтому,
рассматривая тему национальной безопасности, мы должны первым делом
разобрать вышеупомянутые понятия и только потом переходить к институтам
обеспечивающим безопасность страны.
1.1 Институты, обеспечивающие безопасность РК
Затрагивая тему национальной безопасности, мы должны отметить
институты обеспечивающие национальную безопасность Республики Казахстан.
20 марта 1999 года вступил в силу Указ президента Республики Казахстан «О
Совете безопасности Республики Казахстан». В нем говорится, что Совет
безопасности Республики Казахстан является консультативно-совещательным
органом, образуемым Президентом Республики Казахстан для выработки решений
и содействия реализации главой государства полномочий по обеспечению
обороноспособности и национальной безопасности и подчеркивается, что
основными задачами Совета безопасности являются:
1)определение основных направлений защиты национальных интересов, выявление
угроз национальной безопасности, выбор средств и методов по обеспечению
национальной безопасности страны;
2) разработка Концепции национальной безопасности РК, основных направлений
стратегии безопасности страны и организации подготовки государственных
программ по вопросам национальной безопасности и т.д.
Состав Совета Безопасности включает в себя постоянных членов: премьер-
министра, руководителя Администрации Президента РК, секретаря Совета
Безопасности, председателя КНБ РК, а также глав ключевых министерств и
ведомств. [9, 29 ]
Также существует институт, непосредственно занимающийся обеспечением
безопасности РК, т.е. Комитет национальной безопасности, который
непосредственно подчинен Президенту РК, является составной частью системы
обеспечения безопасности РК и предназначенный в пределах предоставленных им
полномочий обеспечивать безопасность личности и общества, защиту
конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной
целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала
страны.
В статье 7 Указа президента Республики Казахстан «О Совете
безопасности Республики Казахстан» описана система органов национальной
безопасности. Единую систему органов национальной безопасности Республики
Казахстан составляют Комитет национальной безопасности, входящие в его
состав департаменты и иные структурные подразделения, орган
правительственной связи при КНБ, служба «Барлау» КНБ, территориальные
органы КНБ по областям, городу межреспубликанского значения и столице РК и
подчиненные им городские, районные (отделы, отделения), а также органы
военной контрразведки, войска КНБ и иные организации. [10,30 ]
От слаженной работы институтов обеспечивающих национальную
безопасность РК, зависит наша личная и общественная безопасность. В связи с
частыми перестановками глав КНБ и созданием в 1997 году Государственного
следственного комитета, в этой области создалась критическая обстановка.
Большинство профессиональных чекистов, оперативников и следователей перешли
на работу в ГСК.
В настоящее время работа вышеуказанных организаций заслуживает
одобрения, по крайней мере, эти службы перестали вызывать нарекания широкой
общественности, и стали работать более эффективно.
1.2 Внешнеполитическая стратегия РК
1999 году была принята Стратегия национальной безопасности на 1999-
2005 годы. Это стало важВным этапом в формировании действенной системы
безопасности в нашей стране, работа по обеспечению безопасности страны
приняла, более системный характер. В данном документе безопасность страны
была, рассматривается в рамках шести основных сфер: внешняя безопасность,
военная, экономическая, социально-политическая, экологическая,
информационная безопасность.
Стратегия позволит комплексно рассматривать вопросы по безопасности и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16