самопроизводства и самосовершенствования народов страны. К компетенции
этого среднесрочного документа следует отнести более конкретные и
развернутые ответы на вопросы, касающиеся понимания Россией:
Базовых тенденций и противоречий каждого пятилетия;
Обусловленных ими проблем и вызовов нации;
Возможных способов предупреждения либо парирования в этот
исторический период.
Стратегия национальной безопасности - выбранный с учетом
складывающейся ситуации наиболее рациональный способ действий руководства
России по поддержанию требуемой жизнестойкости нации. В сферу данного
краткосрочного документа должно относится разъяснение позиции государства
по вопросам, связанным с:
. уточнением требующих парирования вызовов и угроз нации;
. определения адекватных им сил и средств;
. организацией всестороннего обеспечения осуществляемых с их
помощью действий.
Таким образом, видно что, определения национальной безопасности РФ и
Республики Казахстан совпадают, мы должны определить и проанализировать их
уникальные особенности и различия. № 8 (25) - 2001 Москва С. 42.
Национальная безопасность и геополитика России. Журнал.
Россия как, и Казахстан находится на новом этапе исторического
развития. Реформируются основы государственного устройства и управления,
осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования
интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-
экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений.
Произошла смена парадигмы национальной безопасности, что, в свою очередь,
позволило рассматривать роль и место наших стран в мире, систему их
национальных интересов, возможностей и путей их достижения.
На различных исторических этапах развития России понимание
национальной безопасности было разным. Так, в СССР в основу политики
национальной безопасности была положена доктрина государственной
безопасности, в которой интересы личности и общества были подчинены
интересам государства. После крушения коммунизма, в начале 90-х годов,
политическое руководство России явно легкомысленно, мягко говоря относилось
к проблемам национальной безопасности.
Постепенно ситуация здесь стала все же выравниваться, что отразилось в
принятии закона РФ "О безопасности". Однако можно с уверенностью сказать,
что на протяжении 90-х годов реально проблемам национальной безопасности
уделялось явно недостаточно внимания, результатом чего явились
беспрецедентные провалы во внутренней и внешней политике России.
В Казахстане в отличие от России четко понимали проблемы национальной
безопасности, свидетельством чему служат слова Президента Казахстана
Н.А.Назарбаева обращенные народу Казахстана, он говорит: "Приоритетность
безопасности очевидна: если страна не сохранит ее, у нас попросту не будет
возможности говорить о планах устойчивого развития". Казахстан - 2030.
Послание Президента страны народу Казахстана. Алматы. "Раритет". 2002. С.
21. После развала СССР, руководство нашей страны столкнулось со сложнейшей
проблемой обеспечения национальной безопасности, и первым логичным шагом
было создание казахстанских вооруженных сил. 7 мая 1992 года Указом
Президента было образовано Министерство Обороны Республики Казахстан, этим
же указом воинские части, соединения и учреждения, дислоцированные в
Казахстане, были взяты под юрисдикцию республики и вошли в состав
Вооруженных Сил Казахстана. Газета//Казахстанская правда//1992. 8 мая.
Создание Вооруженных Сил Казахстана было логичным и объективным шагом
руководства республики, так как в прошлом внешняя безопасность
обеспечивалась коллективными усилиями и единым военно-политическим
потенциалом бывшего СССР.
Одной из стержневых идей Концепции национальной безопасности РФ
является усиление роли государства во всех сферах общественной жизни:
политической, экономической, духовной. Эта идея прослеживается практически
по всему тексту Концепции. Как, например, отмечено в программе партии
"Единство", "только сильное государство способно реально обеспечить равные
права и свободы граждан на всей территории страны, надежно защитить людей,
их благополучие и покой от посягательств преступников, а наш общий дом - от
внешних угроз". Журнал. Национальная безопасность и геополитика России. № 6-
7 (23-24) 2001. Москва. С. 43.
В Послании народу Казахстана Президент Н.А.Назарбаев также заостряет
внимание на том, что для обеспечения своей независимости мы должны сильным
государством и иметь надежные и дружественные отношения с соседями. Он
также отдает приоритет государственной безопасности в первую очередь,
сказав, что от коллективной безопасности каждый человек выигрывает
значительно больше, чем когда удовлетворены его личные интересы, а
безопасность общества находится на грани риска. Казахстан - 2030. Послание
Президента страны народу Казахстана. "Раритет". Алматы. 2002. С. 21
Важнейшей проблемой, стоящей перед российским обществом, как и перед
казахстанским, является обеспечение безопасности в сфере духовной жизни. В
Концепции указывается, что "обеспечение национальной безопасности
Российской Федерации включает в себя ...защиту культурного, духовно-
нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной
жизни,...формирование государственной политики в области духовно-
нравственного воспитания населения". Концепция Национальной безопасности
Российской Федерации//Российская газета. - 2000. 18 января.
В Стратегии Развития Казахстана 2030, в разделе, посвященном
национальной безопасности Президент Казахстана Н.А. Назарбаев говорит, что
мы должны развивать у всех граждан Казахстана чувства патриотизма и любви к
своей стране. С.22 Проблемы духовно-нравственного развития стоят остро в
обоих государствах, по причине смены общественно-экономической формации и
идеологии, ведется поиск своего места в мировом сообществе. В Концепции
национальной безопасности Российской Федерации рассматриваются национальные
интересы, так как национальная безопасность любой страны строится на защите
ее интересов. В основном национальные интересы России и Казахстана
совпадают по множеству параметров, так в них можно найти общее для обоих
государств желание войти в мировое экономическое сообщество и создание
благоприятных законодательных, политических и экономических условий для
привлечения, как в Российскую, так и в Казахстанскую экономику инвестиций
как отечественных, так и иностранных при этом приоритет должен быть отдан
отечественному капиталу. Специальное внимание должно быть уделено мерам по
привлечению к внутренним инвестициям капитала, вывезенного за рубеж.
Сильная президентская власть является важным условием обеспечения
общественного согласия, если она действует с учетом интересов всех основных
составляющих общества, а не отдельных его элементов. Национальная
безопасность и геополитика России. № 11-12 (28-29) - 2001 Москва. С. 45
В выступлениях, интервью Президента России В.В. Путина постоянно
говорится о необходимости усиления роли государства, и, вместе с тем о
незыблемости принципов правового государства. Этот подход можно увидеть и в
новой редакции Концепции национальной безопасности, утвержденной 10 января
2000 года. Национальная безопасность и геополитика России. № 6-7 (23-24) -
2001 Москва. С. 14 Одной из стержневых идей Концепции национальной
безопасности РФ является усиление роли государства во всех сферах
общественной жизни: политической, экономической, духовной. Эта идея
прослеживается практически по всему тексту Концепции.
В Концепции особо отмечено, что одним из условий обеспечения
национальной безопасности является "противодействие негативному влиянию
иностранных религиозных организаций и миссионеров".Журнал. Национальная
безопасность и геополитика России. № 6-7 (23-24)-2001. С.43
Особую проблему представляет усиливающаяся ориентация на зарубежье с
усилением сепаратистских тенденций удаленных от Центра регионов. Важно
также культивирование на всем пространстве страны общенациональных
духовных, нравственных, культурных ценностей, формирующих чувство
принадлежности к единой нации и культуре. Национальная безопасность и
геополитика России. № 11-12 (28-29)-2001.С. 21
В Послании Президента народу Казахстана есть такие слова:
"У всех граждан Казахстана должно развиваться чувство патриотизма и любви к
своей стране". Послание президента народу Казахстана. Стратегия 2030 С. 22.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации говорится
о необходимости поощрения миграции российского населения в отдаленные
малонаселенные районы. Журнал // Национальная безопасность и геополитика
России//№ 9-10 (26-27) 2001. С. 20 Данная проблема также имеет место и в
Казахстане. В Центральной Азии, в период с 1970 по 1993 годы, население
выросло на 2.9 % в Таджикистане, 2.6 % в Узбекистане, 2.5 % в
Туркменистане, 1.9 % в Кыргызстане, и только на 1.1 % в Казахстане,
половину населения которого составляют русскоязычные. The clash of
civilizations and the remaking of world order. Samuel P. Huntington.
TOUCHSTONE Rockfeller Center.//1230 Avenue of the Americas. New York, NY
10020 С.117. У нас существует аналогичная проблема воспроизводства
населения, и ее нужно решать как можно скорее, так как руководство обеих
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16