расширить ее понимание, безопасности. Таким сферам безопасности, как
информационная, экологическая, экономическая, социальная до 1999 года
уделялось недостаточно внимания. Стратегия впервые констатировала, что при
определенном негативном развитии все вышеперечисленные проблемы могут
перейти в разряд угроз национальной безопасности.
В Стратегии были выделены наиболее значимые угрозы нашей безопасности в
среднесрочной перспективе. Это, в частности, очаги локальных конфликтов
вблизи границ Казахстана, распространение экстремизма и терроризма, оружия
массового поражения, прежде всего в азиатском регионе, снижение уровня
боеспособности Вооруженных Сил, технологическое отставание страны,
диспропорции в экономике, дефицит водных ресурсов, несанкционированный
доступ к электронным базам и банкам данных и т.д. [11, 16 ]
При разработке Стратегии были использованы опыт зарубежных стран,
современные методики прогноза, выявления и оценки потенциала угроз
национальной безопасности. Стратегия является программным документом, на
основе которого принимаются меры по защите национальных интересов страны,
осуществляется координация деятельности всех государственных органов и
организаций в предотвращении и нейтрализации угроз национальной
безопасности.
Так как в нашей стране внешнюю политику в основном определяет Президент
Республики Казахстан, стоит привести его Послание к народу Казахстана от 10
октября 1997 года, в котором он говорит об основных направлениях внутренней
и внешней политики. В послании впервые была обнародована долгосрочная
стратегия развития Казахстана, где первым приоритетом названа
«Национальная безопасность», являющаяся основой обеспечения развития
Казахстана, как независимого суверенного государства при сохранении
территориальной целостности. Так Президент отметил: - «Приоритетность
безопасности очевидна: если страна не сохранит ее, у нас попросту не будет
возможности говорить о планах устойчивого развития». [12, 18 ]
Для обеспечения независимости и территориальной целостности мы должны
быть сильным государством и иметь надежные и дружественные связи с
соседями. Поэтому мы будем развивать и укреплять доверительные и
равноправные отношения с нашим ближайшим и исторически дружественным
соседом - Россией. Такие же отношения доверия и добрососедства мы будем
развивать с КНР на взаимовыгодной основе.
Мы должны развивать наши связи и интеграционные процессы с центрально-
азиатскими государствами, также укреплять связи со странами Ближнего и
Среднего Востока.
Согласно стратегии должны усиливаться связи с главными
демократическими, индустриально-развитыми государствами, включая США .
Должна всемерно использоваться помощь и содействие международных
институтов и форумов, таких как, ООН, МВФ, Всемирный банк, Азиатский,
Европейский и Исламский банки развития, что обеспечит Казахстану поддержку
со стороны мирового сообщества.
А освоение богатых природных ресурсов, станет надежной основой для
защиты национального суверенитета.
И, наконец, у всех граждан Казахстана должно развиваться чувство
патриотизма и любви к своей стране.
Безусловный приоритет в работе по обеспечению безопасности принадлежит
нашей внешнеполитической деятельности.
В течение последних лет в Казахстане сложились определенные
представления о собственной безопасности. Они тесно связаны с проблемой
сохранения суверенитета нашего государства. Данные представления базируются
на принципах, которые были выработаны в ходе реализации внешней и
внутренней политики. Это следующие принципы: во внутренней политике -
сохранение этнической и социальной стабильности, проведение экономических
реформ, укрепление государственной власти и режима президентства; во
внешней политике - балансирование между великими глобальными державами,
коллективная оборона в рамках Содружества, укрепление азиатской
безопасности, интеграция Центральной Азии и евразийская идея.
Большое значение имеет учет и анализ внешнеполитических условий,
поскольку последние, в отличие от внутренних - экономических, социальных и
этнических, в меньшей степени зависимы от реализации казахстанской доктрины
безопасности. Во внутренней политике Казахстан может более эффективно
воздействовать на общественное мнение, руководить и контролировать
политические процессы, а во внешней политике невозможно также эффективно
влиять на международные политические процессы. В то же время они находятся
в тесной связи с военно-стратегическими факторами, определяющими угрозу
безопасности Республики. [13,17 ]
1.2 Военная стратегия РК
В утвержденной в 2001 году Стратегии национальной безопасности РК на
1999-2005 гг. определены приоритетные направления деятельности
государственных органов, в том числе силовых структур, в сфере обеспечения
военной безопасности.
В этой связи принятие новой Военной доктрины имеет для осуществления
дальнейшего военного строительства в нашей стране принципиальное значение.
Этот документ является методологической основой для подготовки всех
нормативных актов в области военной безопасности.
В качестве потенциальной угрозы на среднесрочный период в Доктрине
рассматривается: распространение экстремизма, эскалация военных конфликтов,
появление в непосредственной близости от наших границ новых ядерных
государств.
Обеспечение оснащенности и боевой готовности Вооруженных Сил, других
войск и воинских формирований Республики Казахстан является одним из
национальных интересов Республики Казахстан. [14, 5]
Анализ внешнеполитической обстановки, прогнозы ее развития в регионе
показывают, что развязывание конфликта высокой интенсивности против
Казахстана в среднесрочной перспективе маловероятно. Поэтому вряд ли будет
целесообразным осуществлять строительство и подготовку Вооруженных Сил из
расчета участия в таком конфликте.
Планирование, строительство, подготовка Вооруженных Сил в ближайшие
годы должны быть направлены для разрешения конфликтов низкой интенсивности,
представляющих в обозримом будущем наиболее вероятную угрозу мирному
развитию нашей страны.
В вопросах организации защиты и обороны нашей страны учитываются
доктринальные установки по проблемам обеспечения военной безопасности
государств СНГ, прежде всего - участников Договора о коллективной
безопасности. Лишь успешное проведение военной реформы позволит нам создать
армию, которая будет способна надежно обеспечить внешнюю безопасность
страны.
Очевидно, что Вооруженные Силы РК слабы и их мощь явно недостаточна
для защиты такого большого по территории государства. Число казахстанских
жителей мужского пола в возрасте от 15 до 49 лет составляет лишь4 млн. 400
тыс. человек, из них годных к строевой службе - 3 млн. 500 тыс. человек, а
потому в случае внезапного нападения теоретически можно призвать 1 млн. 800
тыс. человек, хотя в действительности будет мобилизовано лишь 700 - 900
тыс. человек. Нетрудно сделать вывод, что по сравнению с расположенной к
югу 3-миллионной китайской армией и расположенной к северу 2,5 миллионной
российской армией, численность казахстанской армии невелика.
В разработке военной стратегии казахстанское правительство делает упор
на ведение политики интеграции и стабильных связей со странами СНГ,
укрепляя в первую очередь, политические и военные связи с Россией, Китаем,
США и другими государствами мирового сообщества. Казахстан принимает
активное участие в установлении взаимоотношений с НАТО, которое проходит в
рамках «Партнерство во имя мира», что снижает его зависимость от России и
угрозу со стороны Китая и поднимает международный авторитет молодого
государства. [15, 31]
1.4 Геополитические интересы России, Китая и США в центрально-
азиатском регионе.
В целом к 2001 году в Центральной Азии сложился негласный
трехсторонний баланс сил между интересами России, Китая, США.
Данный баланс можно образно представить в виде треугольника, в верхнем
углу расположилась Россия, в одном нижнем углу - США, в другом - Китай. Эти
страны заняли три стратегические ниши в Каспийско-Центральноазиатском
регионе: военно-политическую, нефтегазовую, товарно-сырьевую.
А) Центральная Азия и Каспий, входят в зону традиционных интересов России.
Ключевые интересы России на современном этапе можно свести к следующему.
12. Центральная Азия имеет важное значение в контексте обеспечения
безопасности России;
13. Важность этого региона для России обусловлена нефтяным фактором,
вытекающим из желания сохранить влияние на Каспий;
14. Наш регион представляет для России интерес как территория, где
проживают ее соотечественники;
Российское присутствие в регионе обеспечивалось, прежде всего, военно-
политической компонентой. Обострение проблемы терроризма и экстремизма в
Центральной Азии, активизация Исламского движения Узбекистана, непримиримой
части Объединенной части таджикской оппозиции при непосредственной
поддержке талибов создали в 1999 - 2001 годах реальную угрозу для стран
региона.
В этих условиях только Россия рассматривалась государствами региона как
реальный фактор и гарант безопасности. Достаточно вспомнить, что в эти годы
активизировались контакты по линии ДКБ, интенсифицировались двусторонние
отношения в военной и военно-технической сфере.
В контексте общей мировой ситуации Россия вынуждена мириться с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16