Рефераты. Обеспечение национальной безопасности РК в контексте интеграционных связей стран СНГ (с 1991-2001г.г.)






Интеграционная практика, накопленная в мире, актуализирует для стран

СНГ вопрос изучения и адаптации имеющегося опыта к региональным условиям.

Институционально-правовая оформленность немаловажный фактор, но она не

является самодостаточным условием для функционирования интеграционной

группы. В мировой практике из более чем 80 интеграционных инициатив (за

период с середины 1950 гг.) менее 10 интеграционных объединений смогли

продемонстрировать относительно успешную реализацию поставленных целей.

Особенности интеграционных процессов в регионе Содружества связаны с

общностью исторических, культурных, социально-политических, экономических

основ государственности новых независимых стран.

Поскольку рассматривается тема интеграции постсоветских государств в

связи с обеспечением национальной безопасности, было бы кстати рассмотреть

что, означает "интеграция", с разных точек зрения.

Как известно, термин "интеграция" был впервые применен в 30 -х годах

ХХ века рядом немецких и шведских ученных. Журавская Е.Г. Региональная

интеграция в развитвающемся мире: немарксисткие теории и реальность (на

примере АСЕАН). - М.: Наука. - 1990. - С.7 Понятие интеграции, применяемое

к социальной жизни, определение достаточно емкое и включает целую группу

явлений и процессов, протекающих в культурной, экономической, политической

и других сферах. Выделяют интеграцию групповую, социальную, межэтническую,

межгосударственную. Кроме того, интеграция бывает военно-политической,

научно-технической, технологической и т.д., т.е. охватывает самые

разнообразные стороны функционирования современного социума.

Политологические аспекты изучения интеграционных процессов связанны

преимущественно с внутри- и внешнеполитическими, протекающими в различных

странах. Интересующая нас проблематика связана с вопросами

межгосударственной интеграции и входит в круг проблем международных

отношений. Для выделения специфической области вопросов, связанных с

политологической проблематикой, исследователи межстрановых интеграционных

процессов стали выделять понятие "политическая интеграция".

Как отмечает Барановский, "по существу установился некоторый

интуитивно очерченный и далеко не одинаковый у разных исследователей круг

проблем, который охватывается понятием "политическая интеграция".

Барановский В.Г. Политическая интеграция в Западной Европе. Некоторые

вопросы теории и практики. - М.: Наука, 1983. - С. 31 Тем не менее,

Барановский подразумевает под интеграцией "состояние связанности отдельных

дифференцированных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому

состоянию". Данное определение, по сути отражает приобретающий популярность

в настоящее время системный подход.

К примеру, понятие интеграции, предлагаемое основателем структурного

функционализма Т. Парсонсом, включает два основных компонента. Во-первых,

сохранение и поддержание специфических условий, при которых интеграционная

система выделяется от внешнего окружения". Там же. С.32

В то же время, трактовка данная американским политологом М. Капланом,

самая краткая, но, по нашему мнению, не достаточно конкретная. На взгляд

Каплана, - интеграция - это объединение двух или нескольких частей в единое

целое или же поглощение одной системы другой. Там же. С. 32

Очевидно, что интеграция в системе международных отношений должна

подразумевать, прежде всего, создание некоей целостности системного

характера. Основным составляющим элементом этой целостности в настоящее

время, учитывая характер протекания международных отношений, может быть

государство. Исследователями отмечалось, что здесь может возникнуть ложное

представление о системе международных отношений и межгосударственной

интеграции как о равноценных величинах. Не исключено, что существует

определенная разница между этими понятиями. Несмотря на то, что понятия

"целостность" и "системность" имеют семантическую близость, все же первое

уже, чем второе определение. Целостность, таким образом, предполагает

определенную скрепленность и предельно допустимый уровень устойчивости

связей в системе международных отношений. Можно согласиться с мнением

Барановского, что "участие некоторых государств в той или иной подсистеме

межгосударственных отношений далеко не во всех случаях свидетельствует

одновременно об их интеграции. В этом случае можно говорить, что интеграция

всегда есть система, но система не всегда есть интеграция. Структурность,

иерархичность, автономность элементов - все эти принципиально важные

параметры уже не столь существенны при проведении грани между интеграцией и

не интеграцией." Там же. С. 35

Первоначальная потребность в анализе и теоретическом осмыслении

протекающих процессов возникла в интеграционных зонах, связанных со

странами Западной Европы и Северной Америки. В целом, методологической

базой различных концепций межгосударственной интеграции первоначально

служили положения общей теории межгосударственной экономической интеграции,

созданные в Западной Европе.

На основе теоретических разработок исследования проблем региональной

интеграции специалисты выделяют среди множества концепций интеграции три

крупных направления. Стоит рассмотрения, первый подход, который

основывается на идее общности исторических, экономических и политческих

интересов государств. Сторонники этого течения выводят необходимость

создания институциализированного объединения. В 50-х годах нашего столетия

ряд американских и европейских политологов предложили концепцию объединения

разных государств в федерацию. Это течение в политической науке получило

название федерализма. Его стороннки считали, что федеральная система власти

способна обеспечить устойчивое и безопасное развитие нациям-государствам

входящими в объединение, сохранить специфические особенности каждой страны,

при условии четкой регламентации и разграничения сферы компетенций

политических и административных органов субъектов федерации и

наднациональных органов. Шишков Ю.В. Теории региональной капиталистической

интеграции. - М.: Мысль, 1978. - С. 138.

Еще одним крупным течением теоретической мысли в сфере региональной

интеграции стала коммуникационная школа.

Основателем данного течения политической мысли считается американский

политолог К. Дойч. Он рассматривал мировое сообщество как совокупность

различных политических групп, находящихся постоянно в процессе

взаимодействия (коммуникации) и взаимовлияния, обладающих механизмами

принуждения, обладающих механизмами для принуждения и возможностями идти на

уступки. Основное внимание в процессе интеграции должно уделяться условиям

и путям создания так называемого "сообщества безопасности".

К. Дойч полагал, что главными движущими силами интеграции являются не

только национальные государства, но и партийные системы, группы давления и

другие участники внутриполитической аренды. По его мнению, внутрення

интегрированность страны может быть достигнута только тогда, когда

возникает сообщество безопасности.

В связи с этим, сторонники этой школы выводили два фактора влияющие

на интеграцию.

Во-первых, обеспечение собственной безопасности в обществе, где не

интегрированные группы находятся в постоянной конфронтации.

Во-вторых, возможности сконцентрировать усилия в условиях политически

интегрированного общества на достижение определенной группы потенциальных

целей. Шишков Ю.В. Теории региональной капиталистической интеграции. - М.:

Мысль, 1978. - С. 190.

Интересной, является, так называемая "социокаузальная парадигма", в

соответствии с которой политическая интеграция возможна при формировании

транснационального населения в результате процессов социальной ассимиляции.

Население в результате различных обстоятельств унифицирует свои

потребности, интересы и ценностные установки и возникает общность

(идентичность) на гражданском уровне.

Представителями коммуникационной школы были подробно разработаны

условия, при которых достигается интегрированное сообщество. Суть их

сводится к следующему: 1) совместимость основных ценностей в политической

сфере; 2) определенный образ жизни; 3) ожидание более тесных экономических

связей; 4) рост административных и политических возможностей среди

субъектов интеграции; 5) более интенсивный экономический рост, хотя бы

части акторов; 6) наличие общественных коммуникаций между разными

территориями, а также между различными слоями общества; 7) расширение

политической элиты внутри интеграционной группы; 8) географическая

мобильность лиц, особенно среди слоев способных оказать влияние на принятие

политческих решений; 9) диверсифицированность и многочисленность линий

коммуникаций между субъектами интеграции; 10) паритетный (взаимный)

характер коммуникаций; 11) плавная смена роли различных групп в

интегрируемом пространстве; 12) высокий уровень предсказуемости поведения

субъектов интеграции. Шишков Ю.В. Теории региональной капиталистической

интеграции. - М.: Мысль, 1978. - С. 194.

Мы рассмотрели основные теоретические подходы к проблемам

межгосударственной интеграции. Активизация процесса глобализации и

интернационализации существующих национальных экономических и политических

систем вызвала необходимость концептуального осмысления возникших явлений в

международных отношениях. И данный аспект - "интеграция" напрямую влияет на

обеспечение безопасности на постсоветском пространстве.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.