Интеграционная практика, накопленная в мире, актуализирует для стран
СНГ вопрос изучения и адаптации имеющегося опыта к региональным условиям.
Институционально-правовая оформленность немаловажный фактор, но она не
является самодостаточным условием для функционирования интеграционной
группы. В мировой практике из более чем 80 интеграционных инициатив (за
период с середины 1950 гг.) менее 10 интеграционных объединений смогли
продемонстрировать относительно успешную реализацию поставленных целей.
Особенности интеграционных процессов в регионе Содружества связаны с
общностью исторических, культурных, социально-политических, экономических
основ государственности новых независимых стран.
Поскольку рассматривается тема интеграции постсоветских государств в
связи с обеспечением национальной безопасности, было бы кстати рассмотреть
что, означает "интеграция", с разных точек зрения.
Как известно, термин "интеграция" был впервые применен в 30 -х годах
ХХ века рядом немецких и шведских ученных. Журавская Е.Г. Региональная
интеграция в развитвающемся мире: немарксисткие теории и реальность (на
примере АСЕАН). - М.: Наука. - 1990. - С.7 Понятие интеграции, применяемое
к социальной жизни, определение достаточно емкое и включает целую группу
явлений и процессов, протекающих в культурной, экономической, политической
и других сферах. Выделяют интеграцию групповую, социальную, межэтническую,
межгосударственную. Кроме того, интеграция бывает военно-политической,
научно-технической, технологической и т.д., т.е. охватывает самые
разнообразные стороны функционирования современного социума.
Политологические аспекты изучения интеграционных процессов связанны
преимущественно с внутри- и внешнеполитическими, протекающими в различных
странах. Интересующая нас проблематика связана с вопросами
межгосударственной интеграции и входит в круг проблем международных
отношений. Для выделения специфической области вопросов, связанных с
политологической проблематикой, исследователи межстрановых интеграционных
процессов стали выделять понятие "политическая интеграция".
Как отмечает Барановский, "по существу установился некоторый
интуитивно очерченный и далеко не одинаковый у разных исследователей круг
проблем, который охватывается понятием "политическая интеграция".
Барановский В.Г. Политическая интеграция в Западной Европе. Некоторые
вопросы теории и практики. - М.: Наука, 1983. - С. 31 Тем не менее,
Барановский подразумевает под интеграцией "состояние связанности отдельных
дифференцированных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому
состоянию". Данное определение, по сути отражает приобретающий популярность
в настоящее время системный подход.
К примеру, понятие интеграции, предлагаемое основателем структурного
функционализма Т. Парсонсом, включает два основных компонента. Во-первых,
сохранение и поддержание специфических условий, при которых интеграционная
система выделяется от внешнего окружения". Там же. С.32
В то же время, трактовка данная американским политологом М. Капланом,
самая краткая, но, по нашему мнению, не достаточно конкретная. На взгляд
Каплана, - интеграция - это объединение двух или нескольких частей в единое
целое или же поглощение одной системы другой. Там же. С. 32
Очевидно, что интеграция в системе международных отношений должна
подразумевать, прежде всего, создание некоей целостности системного
характера. Основным составляющим элементом этой целостности в настоящее
время, учитывая характер протекания международных отношений, может быть
государство. Исследователями отмечалось, что здесь может возникнуть ложное
представление о системе международных отношений и межгосударственной
интеграции как о равноценных величинах. Не исключено, что существует
определенная разница между этими понятиями. Несмотря на то, что понятия
"целостность" и "системность" имеют семантическую близость, все же первое
уже, чем второе определение. Целостность, таким образом, предполагает
определенную скрепленность и предельно допустимый уровень устойчивости
связей в системе международных отношений. Можно согласиться с мнением
Барановского, что "участие некоторых государств в той или иной подсистеме
межгосударственных отношений далеко не во всех случаях свидетельствует
одновременно об их интеграции. В этом случае можно говорить, что интеграция
всегда есть система, но система не всегда есть интеграция. Структурность,
иерархичность, автономность элементов - все эти принципиально важные
параметры уже не столь существенны при проведении грани между интеграцией и
не интеграцией." Там же. С. 35
Первоначальная потребность в анализе и теоретическом осмыслении
протекающих процессов возникла в интеграционных зонах, связанных со
странами Западной Европы и Северной Америки. В целом, методологической
базой различных концепций межгосударственной интеграции первоначально
служили положения общей теории межгосударственной экономической интеграции,
созданные в Западной Европе.
На основе теоретических разработок исследования проблем региональной
интеграции специалисты выделяют среди множества концепций интеграции три
крупных направления. Стоит рассмотрения, первый подход, который
основывается на идее общности исторических, экономических и политческих
интересов государств. Сторонники этого течения выводят необходимость
создания институциализированного объединения. В 50-х годах нашего столетия
ряд американских и европейских политологов предложили концепцию объединения
разных государств в федерацию. Это течение в политической науке получило
название федерализма. Его стороннки считали, что федеральная система власти
способна обеспечить устойчивое и безопасное развитие нациям-государствам
входящими в объединение, сохранить специфические особенности каждой страны,
при условии четкой регламентации и разграничения сферы компетенций
политических и административных органов субъектов федерации и
наднациональных органов. Шишков Ю.В. Теории региональной капиталистической
интеграции. - М.: Мысль, 1978. - С. 138.
Еще одним крупным течением теоретической мысли в сфере региональной
интеграции стала коммуникационная школа.
Основателем данного течения политической мысли считается американский
политолог К. Дойч. Он рассматривал мировое сообщество как совокупность
различных политических групп, находящихся постоянно в процессе
взаимодействия (коммуникации) и взаимовлияния, обладающих механизмами
принуждения, обладающих механизмами для принуждения и возможностями идти на
уступки. Основное внимание в процессе интеграции должно уделяться условиям
и путям создания так называемого "сообщества безопасности".
К. Дойч полагал, что главными движущими силами интеграции являются не
только национальные государства, но и партийные системы, группы давления и
другие участники внутриполитической аренды. По его мнению, внутрення
интегрированность страны может быть достигнута только тогда, когда
возникает сообщество безопасности.
В связи с этим, сторонники этой школы выводили два фактора влияющие
на интеграцию.
Во-первых, обеспечение собственной безопасности в обществе, где не
интегрированные группы находятся в постоянной конфронтации.
Во-вторых, возможности сконцентрировать усилия в условиях политически
интегрированного общества на достижение определенной группы потенциальных
целей. Шишков Ю.В. Теории региональной капиталистической интеграции. - М.:
Мысль, 1978. - С. 190.
Интересной, является, так называемая "социокаузальная парадигма", в
соответствии с которой политическая интеграция возможна при формировании
транснационального населения в результате процессов социальной ассимиляции.
Население в результате различных обстоятельств унифицирует свои
потребности, интересы и ценностные установки и возникает общность
(идентичность) на гражданском уровне.
Представителями коммуникационной школы были подробно разработаны
условия, при которых достигается интегрированное сообщество. Суть их
сводится к следующему: 1) совместимость основных ценностей в политической
сфере; 2) определенный образ жизни; 3) ожидание более тесных экономических
связей; 4) рост административных и политических возможностей среди
субъектов интеграции; 5) более интенсивный экономический рост, хотя бы
части акторов; 6) наличие общественных коммуникаций между разными
территориями, а также между различными слоями общества; 7) расширение
политической элиты внутри интеграционной группы; 8) географическая
мобильность лиц, особенно среди слоев способных оказать влияние на принятие
политческих решений; 9) диверсифицированность и многочисленность линий
коммуникаций между субъектами интеграции; 10) паритетный (взаимный)
характер коммуникаций; 11) плавная смена роли различных групп в
интегрируемом пространстве; 12) высокий уровень предсказуемости поведения
субъектов интеграции. Шишков Ю.В. Теории региональной капиталистической
интеграции. - М.: Мысль, 1978. - С. 194.
Мы рассмотрели основные теоретические подходы к проблемам
межгосударственной интеграции. Активизация процесса глобализации и
интернационализации существующих национальных экономических и политических
систем вызвала необходимость концептуального осмысления возникших явлений в
международных отношениях. И данный аспект - "интеграция" напрямую влияет на
обеспечение безопасности на постсоветском пространстве.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16