2.3.1. Вводные упражнения в группе
Значение вводных "разогревающих" упражнений состоит в обеспечении открытости окружения образовательного процесса (рис. 4). На Вашем первом тьюториале или вводном занятии Вам необходимо создать непринужденную обстановку, помочь студентам познакомиться друг с другом и с Вами, а также выявить и обсудить существующие у студентов возможные опасения, связанные с предстоящим обучением. Если группа состоит из студентов, впервые проходящих обучение с использованием деятельностных методов, то полезно кратко объяснить им преимущества активного обучения по сравнению с пассивным, с тем, что они могут извлечь максимальную пользу из своей работы по программе курса.
Для включения в последующую совместную работу группу надо "разогреть" с помощью специальных упражнений/заданий, помогающих создать в группе благоприятный для обучения климат и обеспечивающих введение в проблематику конкретного курса. Они ориентированы на достижение следующих целей: . растопить "лед" в группе; . помочь студентам задуматься о своих установках, связанных с изучением курса, и высказывать вслух любые существующие у них на этот счет опасения/беспокойство; . обеспечить возможность выявления различных проблем, связанных с обучением, и рассмотреть возможные способы их разрешения; . объяснить/обсудить роли тьютора и студентов в ходе обучения; . дать первоначальные представления об учебных целях и методах курса в терминах тьюториалов, письменных заданий, учебных пособий и аудио— и видеосюжетов.
Использование "разогревающих" упражнений требует внимательного отношения к их подбору и проведению. При этом следует придерживаться следующих "мер предосторожности": . использовать не просто интересные привлекательные упражнения, а только те, которые напрямую соотносятся с учебными целями; . не использовать упражнения, которые могут смутить людей; в ходе таких упражнений никто не должен чувствовать себя "проигравшим" или не достигшим успеха; . не допускайте, чтоб "разогревающие" упражнения затягивались надолго; как только поставленная в них задача выполнена, переходите к основной программе занятия.
При проведении таких упражнений необходимо предварительно тем или иным способом познакомить Ваших студентов друг с другом, а также организовать учебное пространство таким образом, чтобы все участники могли видеть друг друга (например, разместив их вокруг круглого стола или столов, составленных буквой П). В процедуре знакомства можно использовать форму "Знакомимся друг с другом", либо задание 6. Они могут быть проведены как самопрезентации , так и как представление друг другу (после взаимоинформирования в парах учебной группы).
Задание 12. Проблемы, связанные с возвращением к обучению (особенно полезно, если в группе есть люди, долгое время нигде не обучавшиеся).
Знакомимся друг с другом
Меня зовут _______________________________________________________ В настоящее время я работаю ________________________________________ __________________________________________________________________ Мой опыт менеджера _______________________________________________ __________________________________________________________________ Я изучаю курсы "Менеджмент", "Эффективный менеджер" потому, что ____ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Одним из аспектов, которые я бы хотел улучшить в своей деятельности в качестве менеджера, является ________________________________________ __________________________________________________________________ Какой наибольший эффект Вы ожидаете от этих курсов? ________________ __________________________________________________________________ Какие сомнения у Вас имеются в отношении этих курсов? _______________ __________________________________________________________________ На первом тьюториале я надеюсь ____________________________________ __________________________________________________________________ Что я хочу непосредственно сейчас выяснить по поводу курсов — это _____ __________________________________________________________________
Индивидуально: Прочтите проверенный ниже перечень утверждений, связанных с обучением. Отметьте те из них, которые применимы к Вам, а также коротко поясните любые отличия Вашей ситуации от описанного в них. Вы можете соответствующим образом переформулировать эти утверждения с тем, чтобы они в большей степени соответствовали именно Вам.
В парах: Сравните и обсудите с коллегой по группе Ваши сходства и отличия в ответах.
В четверках: Обсудите Ваши ответы и на плакатах/на доске выпишите основные проблемы/вопросы, выявленные в ходе обсуждения, а также любые практические предложения/решения, которые были найдены в Вашей малой группе на этой стадии.
В большой группе: Будьте готовы поделиться Вашими идеями и способами разрешения проблем с остальной частью группы.
Задание 13. Ответьте на вопросы теста "Мотивы и опасения предстоящего обучения (да или нет, неуверен и т.п.): 1. Я не уверен, что смогу найти достаточно времени для учебы __________ 2. Я заинтересован в знакомстве с новыми людьми _____________________ 3. У меня имеются опасения по поводу того, как учеба скажется на остальной моей жизни ___________________________________________ 4. Я нахожу для себя сложным концентрироваться на чем-либо в течение долгого времени ________________________________________________ 5. Мне интересно испытать себя, вновь вернувшись к обучению__________ 6. Я давно не писал никаких письменных заданий и опасаюсь, что не смогу легко выражать свои мысли на бумаге ______________________________ 7. Моя память сейчас не столь хороша, как была раньше ________________ 8. Я беспокоюсь по поводу того, что изучение курса может оказаться непростым делом и я не смогу справиться с ним _____________________ 9. Мне нравится обсуждать проблемы/работать над проблемами с другими людьми ________________________________________________________ 10. Я беспокоюсь по поводу сдачи экзамена ____________________________ 11. Мне будет непросто вновь засесть за учебу __________________________ 12. Я не знаю точно как окружающие (друзья/семья/коллеги) отреагируют на мою учебу ______________________________________________________ 13. Я не слишком хорошо умею организовывать свое время ______________ 14. Я опасаюсь, что усвоение больших объемов информации окажется для меня непростым делом, и сожалею, что не умею читать быстрее ________ 15. Мне интересно, есть ли в моей группе люди, которые в меньшей степени, чем я, утратили навыки формального обучения ______________________ 16. Я предполагаю, что дома меня будут отрывать от учебы, и еще не знаю, как справиться с этой проблемой __________________________________ 17. Я опасаюсь, что не смогу уложиться в предлагаемые сроки и завершить курс ___________________________________________________________ 18. Я рад, что у меня есть место, где я могу спокойно уединиться для учебы_ 19. Я не знаю точно, в какой степени открыто мне можно обсуждать мое обучение с окружающими ________________________________________ 20. Жесткие сроки дают мне прилив сил для того, чтоб засесть за работу ___ 21. Я чувствую себя неуверенно, когда мне предстоит выступать перед незнакомыми людьми ____________________________________________ 22. Завершая какую—либо работу, я испытываю реальное чувство достижения _____________________________________________________ 23. Я испытываю некоторые опасения по поводу того, что обучение может отказаться слишком академичным и оторванным от реальной жизни ____ 24. Я несколько обеспокоен тем, как скажется на учебе моя большая загрузка на работе _______________________________________________________
Я люблю и умею работать самостоятельно _________________________ Если преобладает число ответов "Да", Вам особенно серьезно следует "научиться учиться". Изучайте чаще Часть 1 пособия.
Задание 14. Размышления о дисциплинах менеджмента. Индивидуально задумайтесь о курсе, который Вы собираетесь изучать, и закончите следующие предложения:
. Причинами, по которым я пришел на этот курс, были _________________ _______________________________________________________________ . Я ожидаю, что этот курс предоставит мне следующие навыки: _________ _______________________________________________________________ . Я ожидаю, что этот курс предоставит мне информацию о следующем: ___ _______________________________________________________________ . Я надеюсь, что смогу изучить следующие темы: ______________________ _______________________________________________________________ . Для того чтобы достичь вышеперечисленных результатов, я ожидаю, что _______________________________________________________________ . Мои сомнения или опасения, связанные с этим курсом, заключаются в __ _______________________________________________________________
В парах поделитесь Вашими ответами с коллегой. Обсудите сходства и различия в ответах и зафиксируйте их на плакате: . важные мысли/вопросы, возникающие в результате Вашего обсуждения; . любые другие комментарии; . любые практические предложения/решения, которые возникли у Вас на этой стадии.
В большой группе . Будьте готовы поделиться Вашими мыслями с остальной частью группы.
Задание 15. Оцените применимость мнений Г. Сэлемена и Д.Батлера (1991 г.) по проблеме "Почему менеджеры не хотят учиться?" к Вашей ситуации:
| |Да |Нет | | -недостаточная практичность теорий|? |? | | -нелучшая форма подачи материала | | | |(недостаточно короткие лекции, мало активных | | | |методов) |? |? | | -несоответствие ценностей обучения| | | |организационной культуре, в которой находятся | | | |обучаемые менеджеры |? |? | | -несоответствие способов учебы на | | | |рабочих местах формальному образованию |? |? | | -влияние различий оценки | | | |персонала, престижа образованности в |? |? | |подразделениях организации | | | | -боязнь новшеств, как источника | | | |возможных осложнений (новая методика - | | | |перераспределение ресурсов - ослабление | | | |положения какого-либо подразделения в |? |? | |организации) | | |
Задание 16. Ресурсы группы, надежды, цели, способы и средства, проблемы и опасения
Работая в тройках, дополните задания 13,14: . Опишете то, чем Вы занимаетесь на Вашей нынешней работе, и то, как Вы к этому пришли ______________________________________________ _______________________________________________________________. . Составьте перечень любых соответствующих личных ресурсов (знаний, навыков, опыта), которые Вы можете привнести в работу группы и которыми Вы готовы поделиться, для того чтобы помочь своим коллегам в изучении курса ________________________________________________ _______________________________________________________________. . Выполнение каких задач привлекает Вас в Вашей работе менеджера? ___ _______________________________________________________________ . Что Вы находите для себя затруднительным? ________________________ _______________________________________________________________ . Чему Вы хотели бы научиться больше всего в ходе изучения курса, т.е. каковы критерии успеха Вашего обучения? __________________________ _______________________________________________________________ . Насколько Вы готовы работать сообща с Вашими коллегами по группе? В какой наиболее приемлемой для Вас форме может приходить эта совместная работа? ______________________________________________ _______________________________________________________________ . Существуют ли у Вас на этой стадии какие-либо еще проблемы или опасения? ______________________________________________________ _______________________________________________________________ . Зафиксируйте на плакатах (на доске) основные итоги обсуждения в Вашей малой группе _____________________________________________ _______________________________________________________________.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23