Задание 97. Приведите примеры из Вашей практики стратегии подталкивания («политика кнута»). Насколько она оказалась эффективна и каковы ее границы приемлемости? ________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________
Задание 98. Опишите ситуацию использования стратегии приманивания («пряника»). Сравните ее воздействие с силовой стратегией. (Ситуация «Лена» — плюсы и минусы).
Ролевая игра «наблюдатель – начальник – подчиненный» позволит приобрести соответствующие умения применения этих стратегий. ________ __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________
Задание 99. Опишите характеристики и примеры стратегии убеждения: каковы были источники власти? (Ситуация «Лена», ролевая игра «наблюдатель — начальник — подчиненный»). _________________________________________________________________ __________________________________________________________________Полезны были бы другие стратегии в этом случае?______________________ __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________
Задние 100. Кто Вам помог в реализации подготовительной стратегии (коалиции, улучшение отношений, создание имиджа и т.д.)? (ролевая игра «наблюдатель — начальник — подчиненный»)
__________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________
Задание 101. Возможны ли превентивные стратегии в Вашей организационной структуре (манипулирование данными, лоббирование и т.п.)? __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________
Задание 102. Разработать план действий по реализации избранных стратегий влияния.
Охарактеризуйте мнения о неписаных нормах допустимых способов использования власти и влияния:
Таблица 19 |Нормы власти и влияния |Ваше мнение |Мнение | | | |подчиненных | |Круг Ваших полномочий и | | | |область влияния | | | |Стиль руководства | | | |Формы вознаграждения и | | | |наказания | | |
Задание 103. Как менеджер, назовите тех, кому Вы формально и неформально подчинены? Случались ли конфликты с ними?
Задание 104. Дайте ответы на вопросы.
а) В чем Вы видите различия между властью, влиянием и полномочиями? _ __________________________________________________________________ б) Определяется ли власть исключительно занимаемой должностью? ______ __________________________________________________________________ в) Все ли члены организации обладают властью или это привилегия немногих? Поясните свой ответ. _____________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________ г) Являются ли одни формы власти более приемлемыми, чем другие? Почему? __________________________________________________________ _________________________________________________________________ д) Каким источником власти Вы обладаете? Какие стратегии влияния Вы можете использовать для мобилизации свей власти? ____________________ __________________________________________________________________
Ключевые выводы
Для достижения целей раздела обучаемым были предоставлены следующие возможности: . решить типичные и персональные проблемы менеджера практическим применением моделей и методов теории менеджмента (раздел 2 пособия); планирование целей и личного времени, делегированием полномочий; . методами диагностики взаимоотношений менеджера с подчиненными и вышестоящими менеджерами определить направления их улучшения: изменение стиля руководства, управление конфликтами; . исследовать типовые ресурсы власти менеджера и способы их применения в управлении взаимоотношениями в организации на основе стратегий влияния.
5. Инструментарий системы менеджмента
Инструментарий включает в себя подсистемы 1 и 5 деятельности организации (рис 14) и подсистемы менеджмента 3 и 4 (рис. 17).
Назначение раздела
Сложный состав системы менеджмента требует решения задач ее надежного и устойчивого функционирования. Это реализуется на основе принципов управления системой и построения ее структуры. Использование системы норм, нормативов, показателей и моделей позволяет планировать развитие системы менеджмента и управлять ее функционированием.
Цели раздела
После проработки заданий данного раздела Вы должны будете: . знать принципы управления и построения структур организации, функции основных ее менеджеров и подразделений, инструменты управления системой менеджмента; . понимать ключевые слова и термины, описывающие инструментарий системы менеджмента; . уметь практически использовать принципы в построении схем организационных структур и контура управления системой на основе норм, нормативов и показателей деятельности.
Ключевые слова и термины раздела
Принципы управления, организационная структура, принципы построения структуры системы управления, механизм функционирования системы, норма, норматив, показатели, оперативно-календарное планирование, текущее планирование, среднесрочное планирование, система планов.
Гипертекст раздела (рис. 24)
Задание 105. Оцените применимость принципов управления системой менеджмента в российской действительности либо Вашем предприятии.
Представьте (после обсуждения в группе) доклады на тему «Отличие принципов управления российских, американских и японских организаций»: . целевая направленность подразделений ____________________________
_______________________________________________________________ . непрерывность и устойчивость функционирования элементов системы _
_______________________________________________________________ . планомерность и пропорциональность развития _____________________
_______________________________________________________________
Рис. 24. Гипертекст ГтМ5 "Механизм системы менеджмента" . научная обоснованность и эффективность методов управления ________
5.1. Принципы построения структур и функций органов управления
Задание 106. Представьте организационную структуру управления (с функциями подсистем 1, 3 и 4 на рис. 17), перечисляя должности основных руководителей, названия отделов и служб. В нижней части схемы укажите состав объектов управления или операционной системы Вашей организации (подсистема 2 на рис 7.). Обсудите в группе Ваше понимание конкретных функций лиц и структур управления:
. директор ______________________________________________________
_______________________________________________________________ . зам директора по… (укажите, какие) _______________________________
__________________________________________________________________________
____________________________________________________ . отдел маркетинга (ОМ) __________________________________________
_______________________________________________________________ . производственно-технический отдел (ПТО) _________________________
_______________________________________________________________ . отдел материально-технического обеспечения (ОМТО) _______________
_______________________________________________________________ . плановый отдел (ПО) ____________________________________________
_______________________________________________________________ . финансовый отдел (ФО) _________________________________________
_______________________________________________________________ . отдел нормирования труда и заработной платы (ОТиЗ) _______________
_______________________________________________________________ . отдел кадров (ОК) ______________________________________________
_______________________________________________________________ . бухгалтерия (Б) _________________________________________________
_______________________________________________________________ . отдел технического контроля (ОТК) _______________________________
_______________________________________________________________ . другие (укажите) ________________________________________________
Задание 107. Охарактеризуйте Ваше понимание и применение в Вашей организации (знакомой Вам) принципов построения структуры системы:
. разделение труда и специализация деятельности _____________________
_______________________________________________________________ . иерархичность структуры (единоначалие) __________________________
_______________________________________________________________ . разделение функций (что может делать человек), обязанностей (что он должен делать) и ответственности (за что отвечать) __________________
Проведите дискуссию на тему «Что происходит, когда ответственность и обязанности не соответствуют друг другу?» . сочетание полномочий (власти) и ответственности __________________
Освобождается ли менеджер от ответственности перед вышестоящим руководством, когда делегирует власть и ответственность подчиненному? . ограничение деятельности менеджера, подразделения их функциями ___
_______________________________________________________________ . нормы управляемости (от каких факторов зависит диапазон контроля менеджера?) ___________________________________________________
_______________________________________________________________ . обеспечение коммуникаций (общения) между функциями, людьми, подразделениями _______________________________________________
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23