Рефераты. Назначение, цели и методы менеджмента






p> Мозговой штурм обычно используется для того, чтобы:
. выявить различные альтернативы, перед тем как принимать решение,
. рассмотреть различные аспекты проблемы, перед тем как попытаться решить ее,
. активизировать групповую дискуссию.

Когда Вы собираетесь в ходе тьюториала использовать технику мозгового штурма, важно ответить на вопрос, почему именно эта техника может быть для
Вас полезна и что Вы собираетесь затем делать со всеми предложенными на стадии генерации идеями. Сам по себе мозговой штурм имеет ограниченную ценность в том случае, если за ним не следует задание или задача, где наработанные студентами идеи находят свое приложение. Более того, следует учитывать, что в ходе рассмотрения этого задания/задачи будут отобраны только несколько идей, как наиболее уместные, а остальные будут отброшены.
Это может привести к тому, что студенты сочтут, что их вклад в работу группы был бесполезным.

Как проводить мозговой штурм?
. Убедитесь в том, что все участники точно поняли проблему или тему обсуждения. Напишите ее на доске или на плакат так, чтобы все могли ее видеть _________________________________________________________
_______________________________________________________________.
. Предложите участникам высказывать любые идеи, которые им только приходят в голову _______________________________________________
_______________________________________________________________.
. Постарайтесь обеспечить, чтобы каждый имел возможность принять участие в процессе. Но не ставьте участников в затруднительное положение, обращаясь непосредственно к ним лично с предложением высказаться.
. Не допускайте обсуждения, критики или оценки идей. Помните, что Ваша основная цель на этой стадии — собрать как можно больше идей, а обсуждение и оценка идей могут помешать этому ____________________
_______________________________________________________________.
. В самом начале огласите правила проведения мозгового штурма. Гораздо легче предотвратить обсуждение и оценку идей, если группе заранее известно о том, что это недопустимо. Апеллируя к оглашенным заранее правилам, Вы сможете сделать студентам замечание, не задевая при этом их лично.
. Настоятельно побуждайте студентов к тому, чтобы были высказано максимально возможное количество идей __________________________
_______________________________________________________________.
. Поощряйте и не слишком привлекательные на первый взгляд идеи, в дальнейшим они могут привести к новым практическим решениям _____
_______________________________________________________________.
. Поощряйте группу высказывать самые разнообразные идеи ___________
_______________________________________________________________.
. Фиксируйте идеи в том виде, в каком они предлагаются, используя слова и выражения, максимально близкие к высказываемым авторами. Их значение, если понадобится может быть уточнено позднее ___________
_______________________________________________________________.
. Фиксируйте все идеи, даже те, которые кажутся не особенно пригодными.
Отказ от них на этой стадии может быть преждевременным и обидеть их авторов, которые не захотят более вносить свой вклад в работу группы
__________________________________________________
_______________________________________________________________.
. Если процесс иссякнет, отведите время на просмотр предложенных идей. Вы можете пройтись по всему списку, проверяя, не было ли что-нибудь пропущено. Такой повторный просмотр обычно способствует предложению дополнительных идей.
. Если пожелаете, то и сами предлагайте идеи, однако избегайте монополизации этого процесса.

Проведите "штурм" по реальной либо учебной проблеме.

После проведения мозгового штурма
. Проведите сортировку перечисленных идей — попросите группу составить их них более короткий список ___________________________
_______________________________________________________________.
. Поощряйте выявление схожих идей и их объединение в группы. Отметьте те идеи, которые в наибольшей степени соответствует объявленной в начале обсуждения теме/проблеме ____________________
_______________________________________________________________.
. Поощряйте обсуждение основных идей и/или возможных решений проблемы
______________________________________________________
_______________________________________________________________.
. Поощряйте создание из идей, которые не могут быть использованы непосредственно для Вашей проблемы/темы, определенного «банка идей», к которому можно будет обращаться в дальнейшем ____________
_______________________________________________________________.

Задание 33. Использование вопросников, анкет и листов для самооценки.

Анкеты, вопросники и листы для самооценки могут использоваться в качестве отправной точки группового обсуждения и способствовать его структурированию. Можно провести «анонимное анкетирование» на тему
«качество занятий».

В случае использования этих инструментов рекомендуется:
. раздать их студентам заранее, до тьюториала, чтоб они имели возможность их заполнить;
. объяснить, что эти инструменты не являются тестами, т.е. никого не собираются по ним оценивать, и что основная цель их использования — стимулирование индивидуальных тем размышлений над определенной темой/проблемой, которую предлагается обсудить в группе;
. дать участникам возможность сравнить и обсудить свои индивидуальные результаты в малых группах (например, из трех человек);
. При обсуждении в большой группе рассмотреть результаты, полученные в малых группах, выделить ключевые моменты обсуждаемой проблемы/темы и остановиться на уроках, которые можно извлечь из этого упражнения.

Задание 34. Групповая дискуссия

Дискуссия — это, вероятно, один из наиболее часто используемых методов групповой работы. Многие темы, проблемы, вопросы и утверждения сами по себе могут привести к возникновению дискуссии в группе. Дискуссии по стилю их проведения могут быть как свободными, так и четко структурированными и контролируемыми. Несмотря на то, что при проведении тьюториалов порой имеет смысл относительно свободное обсуждение какой-либо темы, тем не менее, большинство дискуссий в рамках тьюториала должны преследовать явно учебные цели. При этом очень важно соблюдать баланс между определенной гибкостью, позволяющий обмениваться творческими идеями и структурой обсуждения, которая дает возможность прийти к каким-то выводам и заключениям. Тьютор, по меньшей мере, должен открывать дискуссию, подводить итоги всему сказанному в ее ходе и демонстрировать участникам основные уроки, которые можно из нее вынести.

Дискуссии редко проводятся в больших группах, особенно в тех случаях, когда участники плохо знакомы друг с другом, и создание необходимой для плодотворной дискуссии доверительной атмосферы затруднительно. Разбиение большой группы на подгруппы поможет студентам принимать более активное участие в групповой дискуссии.

Хорошо продуманная и умело проведенная дискуссия дает следующие результаты:
. развивает группу как «учебную единицу»,
. поощряет студентов делиться своими идеями, мыслями, опытом,
. помогает студентам использовать учебный материал для личного развития,
. способствует эффективному обучению без доминирования тьютора,
. помогает Вам оценить знания/понимание Вашими студентами конкретных тем курса,
. развивает навыки общения,
. помогает воплощать идеи в действия,
. основывается на обсуждении конкретной темы, имеющей непосредственное отношение к программе тьюторала и материалам курса.

Основные правила проведения дискуссий

Яконелли и Коэнигсайкер (1987) сформулировали пять основных правил для проведения групповых дискуссий:
1. Все, что сказано в этой комнате, остается в этой комнате.
Конфиденциальность очень важна для плодотворной дискуссии. Это правило может быть нарушено лишь в тех случаях, когда кто-то из участников планирует нанесение вреда самому себе или другому человеку.
2. Никаких личных нападок. Сарказм или недоброжелательные высказывания в чей-либо адрес не должны иметь место в ходе дискуссии. Если кто-то не согласен с высказываниями другого, то он или она могут высказать свое мнение по этому поводу, но не по поводу самого человека. В ходе дискуссии допустимо «нападать» на идеи, но не на высказывающих эти идеи людей.
3. Не существует такой вещи как глупый вопрос. Вопросы — это самый лучший способ обучения.
4. Никого не принуждают говорить. Любой участник может хранить молчание по любому вопросу. Однако имеет смысл обратить внимание на людей, которые никогда не высказываются. Возможно, им нужна Ваша помощь.
5. В каждый момент времени говорит только один человек. Мнение каждого человека ценно и заслуживает того, чтобы быть услышанным. Выслушивание коллег — это выражение уважения.

Поддержание дискуссии

Выступая в ходе групповой дискуссии в роли фасилитатора (помощника),
Вы можете поддерживать дискуссию и направлять ее ход, задавая проясняющие вопросы, помогая участникам урегулировать разногласия, поощряя более глубокое рассмотрение проблем и вовлекая всех в групповой процесс.

Примерами проясняющих вопросов могут быть (дополните вопросы):
«Не могли бы Вы привести пример по этому поводу/на эту тему ...?» _____
__________________________________________________________________
«Что Вы понимает под ...?» ________________________________________
«Почему Вы убеждены в том, что ...?» _______________________________
«Не могли бы Вы изложить это более подробно?» _____________________
«Какие у Вас есть основания для таких выводов/заключений?» ___________
«Не могли бы Вы пояснить нам только что сказанное Вами?» ___________
«Не могли бы Вы несколько развить эту идею?» _______________________

Примерами вопросов/утверждений, помогающих урегулировать разногласия, могут быть:
«Действительно ли мы правильно расслышали то, что Вы пытаетесь нам сказать,
Андрей?»
«Я и не предполагал, что все будут столь решительно настроены по этому поводу. Давайте сделаем перерыв на Х минут, а затем вновь вернемся к этому вопросу».
«Похоже, нам необходимо более глубоко разобраться в этом вопросе. Давайте сейчас перейдем к следующему, а затем вновь вернемся к этому.».

Все время поддерживайте именно групповое обсуждение и избегайте диалогов между Вами и группой или между отдельными членами группы. Для того, чтобы изменить направление дискуссии, Вы можете использовать ходы типа:
«Лиза, а что Вы думаете по поводу только что сказанного Сергеем?»
«Я хотел бы привлечь Игоря к нашему обсуждению. Что Вы думаете по поводу
..., Игорь?»
«Давайте послушаем, что думает Александр?»
«Николай, я очень рад, что Вы так много думали над этой проблемой.
Интересно, хочет ли кто-нибудь еще что-нибудь добавить?»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.