Рефераты. Назначение, цели и методы менеджмента






p> Для отражения логики дополнительной аргументации лектора, его разъяснений достаточно записывать лишь цитаты, ключевые слова, примеры, фамилии теоретиков и годы первых публикаций по изученной теме. Здесь же на полях тетради студент отмечает свои вопросы, комментарии, появившиеся во время лекции. В итоге устраняются обычные недостатки многих лекций: пассивность восприятия (знания от лектора переносятся в стандартный конспект студента, минуя его сознание); необходимость перезаписывания больших объемов информации, имеющейся в учебниках без их осмысления; небольшие возможности для дискуссии из-за чрезмерного количества студентов и недостатка времени.

Рассматриваемый подход соответствует деятельностным недирективным методам образования (развития) знаний, умений и навыков взрослых людей.
Поэтому в нем применяются методы не традиционной педагогики (в переводе с греческого языка - детовождения), а антропогогики (человековождения) и аутогогики (самовоспитания), или андрогогии (Роджер - 1969 г., Нолес - 1972 г., Гоуд и Хансон - 1981, 1982 гг.). В главе 1 настоящего пособия рассматриваются деятельностная методика применения такого интегрирующего подхода.

Возможность достижения высшего из указанных уровней иерархии изучения дисциплины в очном и заочном режимах дистанционного образования возрастает при реализации ряда принципиальных условий обучения и учения взрослых людей. Они повышают результативность и эффективность образовательного процесса.

1) Предоставление каждому специальных пособий (опорных конспектов- рабочих тетрадей по каждой дисциплине специальности, учебной программы календарного графика на весь период обучения и учения; междисциплинарных пособий, объединяющих логически или проектно связанные дисциплины специальности с аналогичной структурой). Особая структура пособий позволяет организовать процесс немедленного применения теории к решению практических задач (учебных или реальных) обучаемых в ходе аудиторной работы.

2) Обучаемым дается возможность увязать собственные цели и задачи с тематикой дисциплины. На это направлены достаточно реалистичные описания конкретных ситуаций и примеры, приводимые преподавателем-консультантом и опытными студентами. Наибольшие преимущества в этом имеют те, кто изучают дисциплину заочно, очно-заочно (дистанционно). Они могут выполнять задания применительно к проблемам своего рабочего места (организации). В итоге глубокая проработка пособия обычно воплощается в серию результатов: очно- проработанные задания - внеаудиторная контрольная или курсовая работа - дипломный проект - реальный проект.

3) Использование положительных норм поведения обучаемых в группе
(обратная связь с преподавателем, взаимообмен информацией и опытом, взаимная поддержка, экспериментирование в группе как модели структурного подразделения организации).

4) Включение в образовательный процесс не только интеллекта, способностей, имеющейся компетенции участников, но эмоций. Речь идет о создании неформальной, восхваляюще-ненаказуемой атмосферы занятий.
Контролируется личный прогресс обучаемых (не рекомендуется сравнивать успехи одного участника группы с другим).

5) Перераспределение ролей преподавателя. На первичный план выходит подготовка учебно-методических материалов специального типа и организация особого процесса обучения и учения (выполняющий это может быть назван академическим тьютором). Когда он ограничивается функциями планирования, организации, консультаций в процессе освоения материалов, овладения умениями и навыками, применимо определение тьютор. При добавлении к функциям обеих типов тьюторов консультирования на четвертом уровне иерархии изучения дисциплины можно вести речь об учебно-управленческом консультанте.

6) Сознательное участие в процессе обучения и учения как этапе жизни или профессиональной карьеры. Мотивация использованием результатов учебы в жизни или в работе, продвижением по службе обеспечивает максимальную вовлеченность в образовательный процесс.

Задание 3. Самостоятельно изучив представленные материалы, проведя дискуссию в учебной группе, представьте доклад по матрице сравнения (табл. 1):

Таблица 1
|Сравниваемые методы | | |Выводы и |
|образования |Суть методов |Аргументы |рекомендации|
| | |за |Против | |
|1. | | | | |
|Адаптивно-репродукти| | | | |
|вный | | | | |
|2. | | | | |
|Творчески-генеративн| | | | |
|ый | | | | |
|3. Педагогика | | | | |
|4. Андрагогия | | | | |

1.4. Опорный конспект-рабочая тетрадь в очном и дистанционном образовании

Оглавление опорного конспекта-рабочей тетради и его содержательная структура соответствует основным требованиям отечественных государственных и зарубежных стандартов по дисциплине. Поэтому первоначально проработанный конспект (в режиме очного и дистанционного консультирования и общения в учебной группе) составляет основу курсовой работы или реального проекта.
Отдельные темы оглавления могут использоваться для написания контрольных работ либо рефератов.

Требования самонаполненности среды изучения дисциплины соблюдается минимумом содержательных отсылок к рекомендуемой литературе. Указываются лишь авторство приводимых положений теории и год первой публикации. Это отражает историю развития дисциплины. Как указывалось выше, объем теории, заданий на ее применение и опыта, необходимый для аудиторной работы, содержится в опорных конспектах-рабочих тетрадях, дополняемых преподавателем в процессе интерактивного общения с группой.

Самооценка и оценка прогресса изучения дисциплины обеспечивается рядом способов:
. в период очного использования пособия - по выступлениям обучаемых перед преподавателем и учебной группой по результатам выполненного задания по теме дисциплины (мини-доклады);
. в очном, заочном либо дистанционном режимах - по результатам выполнения диагностических и контрольных тестов, имеющихся по каждой теме дисциплины;
. практических ситуаций (case study), методика применения которых излагается в первой части настоящего пособия. Этим иллюстрируются основные проблемы дисциплины. Работающим и особенно неработающим в данное время в каких-либо организациях студентам такие ситуации предоставляют возможность применить теоретические концепции к реальным условиям;
. в режиме самостоятельной работы студент использует ключевые слова каждой темы (он их должен знать и понимать по истечении срока обучения, проявляя остаточный уровень знаний). После основного текста дисциплины приводится список вопросов для повторения и подготовки к экзамену

(зачету);
. в форме письменных или вербально-дистанционных комментариев преподавателя по представленной обучаемым домашней контрольной

(курсовой) работе. Эта обратная связь (по тексту, на полях работы, либо на определенном месте рецензии) - отличительная черта заочного и дистанционного обучения.

Возможность синхронного (одновременного) обучения и самообучения в удаленном от базового ВУЗа "классе" - главное отличие дистанционного образования от традиционного заочного. Это обеспечивается средствами компьютерных информационных технологий либо представлением каждому студенту специального учебно-методического обеспечения, примерно на две трети заменяющего преподавателя по объему учебной нагрузки. Обычное заочное образование осуществляется с рассогласованием времени очно-установочного обучения и самостоятельной работы студентов. То есть в период практического применения теории они часто удалены от ВУЗа (асинхронный процесс).
Действительно, традиционные пособия, учебники углубленно могут прорабатываться студентом только внеаудиторно.

Предлагаемое пособие пригодно для всех видов образовательных систем.
В заочном режиме обучения преподаватель должен особое внимание обратить на рецензирование письменных заданий (контрольных или курсовых работ, рефератов). Его задачей служит не только предоставление обратной связи, но и поощрение, советы студентам по превращению опорного конспекта-рабочей тетради (частично проработанного в период очного обучения) в одну из форм домашней работы.

В общем случае преподаватель-консультант должен оценить следующие параметры работы: соответствия формы представления работы (доклад, отчет, реферат, пояснительная записка и т.д.) требованиям ключевых слов задания и делопроизводства (это важно для соблюдения конкретных указаний учебного плана и для менеджерских документов); наличие на титульном листе персонального идентификатора студента, темы работы, ее структуры (оглавление или развернутый план, введение с целями и задачами, заголовки глав, пунктов и подпунктов по тексту, заключение с выводами и рекомендациями, приложения, список используемой литературы с правильным его оформлением); использование схем и прочих графических средств представления информации для лаконичности изложения (при ограничении объема работы требованиями задания). При этом копирование схем, рисунков не добавляет баллов к оценке.
Дополнительно оценивается их привязка к конкретной ситуации (студент поясняет применимость элементов теоретической схемы к практике его деятельности). Наиболее высоко можно оценить модификацию схем (добавление или уменьшение факторов-элементов), и особенно, применение известных теоретических схем для решения новых задач дисциплины; достаточность, ясность и логичность представления положений теории (со ссылками на авторов или литературные источники), необходимых для решения проблем конкретной ситуации (поставленных задач) с определением и пониманием ключевых слов; сравнительный анализ теории и практики (методов) решения задач (определение достоинств и недостатков или выгод и затрат по вариантам) и выбор целесообразного (эффективного) подхода; правильность понимания студентом ключевых слов задания (сравнить - сопоставить достоинства и недостатки, выгоды и затраты; противопоставить - привести аргументы за и против в анализе проблемы ситуации; определить - использовать схемы, рисунки при пояснении ключевых положений примерами из практики; описать - уточнить содержание или описать своими словами положения теории; оценить - высказать мнение об уровне качества, полезности чего-либо, вставая в оппозицию, выявляя противоположность признаков; интерпретировать - растолковать, сделать очевидным, объяснив причины чего- либо); соответствие рекомендаций заключения результатам применения теории в основной части работы.

Оценивая указанные параметры работы, проверяющему следует в комментариях отметить следующее:

- сильные стороны работы ("полезный пример", "четкое описание ситуации", "отличное применение теории" и т.п.);

- конструктивную критику и рекомендации, направленные на установление дистанционного диалога со студентом ("это интересно, но как связано с теорией темы __________________ дисциплины?", "задание предполагает, что Вы должны сравнить ___________, а Вы лишь описали теорию", "если, по Вашему мнению, я недопонял Вас, пожалуйста, сообщите мне об этом в следующей работе либо отдельно");

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.