Этот инструментарий (экономико-математические модели и методы - ЭМММ) представляет собой логический системный подход к решению проблемы управления. Схематически его можно изобразить, как это показано на рис. 26.
С точки зрения ЭМММ центральным моментом становится конструирование модели - абстрактного представления существующей проблемной ситуации. Обычно такая модель представляется в виде математического соотношения или графика.
[pic]
Рис. 26. Использование ЭМММ при принятии решения
Предположим, фирма продает продукт по цене 20$, а его себестоимость - 5$. Полная прибыль составит z = 20x-5x,
где x - число проданных единиц продукта, x и z - переменные, причем x - независимая, z - зависимая переменная; числа 20 и 5 - параметры.
Это соотношение - модель определения прибыли фирмы. Предположим, что продукт делается из стали и что фирма имеет 100 кг стали в своем распоряжении. На единицу продукта идет 4 кг стали. Следовательно, 4x = 100 кг.
Теперь модель выглядит так: z = 20x - 5x. (1)
4x = 100. (2)
Здесь уравнение (1) - целевая функция, а уравнение ресурсов (2) - ограничение, то есть управленческое решение будет моделироваться так:
max z = 20x - 5x при 4x = 100.
Итак, если менеджер решает продать 25 единиц продукта (x = 25), фирма получит прибыль z=375$. Заметим, что эта величина не действительное решение, а скорее информация, которая служит рекомендацией или руководством, помогающим менеджеру принять решение.
Некоторые модели не дают ответа и рекомендаций по решению. Однако они обеспечивают описательные результаты: эти результаты описывают моделируемую систему (например, дисперсия продаж некоторых товаров по месяцам в течение года). Менеджер не прямо применяет полученный результат как решение, но сопоставляет его со своими оценками и прогнозами. Если менеджер не использует результаты ЭМММ, то эти результаты нереализуемы. Если это так, то должны быть введены дополнительные ресурсы или усилия при решении проблемы, конструировании модели и ее решении.
Результаты моделирования и решения основаны на сравнении путем обратной связи с первоначальной моделью. Эта модель может модифицироваться при испытаниях в различных условиях и будущих решениях менеджера. Результаты могут указывать, что проблема полностью не охвачена ранее и это требует изменений или реконструкции первоначальной модели. В этом случае ЭМММ представляют непрерывный процесс, а не одиночное решение одиночной проблемы.
Классификация ЭМММ приведена на рис. 27. В курсе ЭМММ подробно рассматривается большая часть этих процедур. Здесь далее содержится краткий общий обзор методов и оценка их практической применимости в современном менеджменте.
Рис. 27. Классификация ЭМММ
Наиболее популярна техника линейного программирования. К ней проводят задачи, связанные с ограничениями (по ресурсам, времени, рабочей силе, энергии, финансам, материалам) и с целевой функцией типа максимизации прибыли. Существенным является линейность функциональных соотношений в математической модели. Конкретная техника решений состоит в использовании алгоритма последовательных шагов (т. е. программы).
При использовании вероятностных процедур, в отличие от линейного программирования, результаты носят вероятностный характер и должны содержать некоторую неопределенность и возможность присутствия альтернативных решений.
Процедуры управления запасами специально разработаны для анализа проблем запасов, что характерно для большинства коммерческих фирм. Эта частная функция управления вносит существенный вклад в издержки любого бизнеса.
Сетевые модели более диаграммы, чем точные математические соотношения. Они представляют в наглядной форме систему действий для их анализа.
Другие процедуры являются многоступенчатыми (программными), но отличными по постановке от линейной задачи.
Практическое использование математических процедур принятия решения характеризуется следующими данными. В США по состоянию на 1980 г. в учебных заведениях, правительственных учреждениях, бизнесе и промышленности частота использования процедур характеризуется данными табл. 6.3.
Таблица 6.3
Частота использования и относительная важность процедур | | % |Ранг |Общий | Место | |Процедура |пользова-т|полезности|ранг |по | | |елей | | |важности| | Линейное программирование |83,8 |2 |2,4 |2 | | Имитационные модели |80,3 |1 |1,25 |1 | | Сетевые модели |58,1 |4 |6,9 |4 | | Теория очередей |54,7 |7 |12,7 |5 | | Дерево решений |54,7 |3 |5,5 |3 | | Анализ замещений |38,5 |5 |13,0 |6 | | Интегральное программирование. |38,5 |6 |15,6 |7 | | Динамическое программирование |32,5 |11 |38,8 |10 | | Марковские процессы |31,6 |10 |31,6 |9 | | Нелинейное программирование |30,7 |9 |29 |8 | | Программированные результаты |20,5 |8 |39 |11 | | Теория игр |13,7 |12 |88 |12 |
Итак, мы видим, что в практическом менеджменте наибольшее значение придается:
- имитационным моделям,
- линейному программированию,
- графам (деревьям) решений,
- сетевым моделям,
- теории очередей (задачам массового обслуживания),
- анализу замещения,
- интегральному программированию.
Частота использования различных методов респондентами отражена в табл. 6.4.
Таблица 6.4
Доля респондентов, использующих конкретные методы |Сфера управления | % респондентов | |Статистический анализ |98,4 | |Имитация на компьютерах |87,1 | |Сетевые методы |74,1 | |Линейное программирование |74,2 | |Теория очередей |59,7 | |Нелинейное программирование |46,8 | |Динамическое программирование |38,7 | |Теория игр |30,6 |
Распределение использования ЭМММ по областям бизнеса характеризуется данными табл. 6.5.
Таблица 6.5
Использование ЭМММ в конкретных сферах управления бизнесом
|Сфера управления | % респондентов | |Планирование проектов |66,2 | |Бюджеты капвложений |59,6 | |Планирование продукции |56,4 | |Анализ запасов |51,6 | |Бухучет |50,0 | |Планирование маркетинга |46,8 | |Контроль качества |41,9 | |Размещение предприятий |40,3 | |Эксплуатация |48,7 | |Управление персоналом |32,3 |
7. ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ
7.1. Понятие и значение информации и коммуникации
Информация имеет большое значение для внутреннего управления фирмой и ее внешних контактов, и особенно для принятия решений она является ограниченным и дорогим ресурсом производственной активности фирмы.
Связь информации с целями и решениями показана в табл. 7.1.
Таблица 7.1
Связь характера информации с полнотой решения
|Состояние |Полная |Неполная | |инфоpмации | | | |Решение |с опpеделенностью |с pиском |с неопpеделенностью| |Объективные |однозначные |квазиоднозначные |неоднозначные | |ожидания | | | | |Субъективные |увеpенность |неувеpенность | |ощущения | | |
В системах с разделением труда лица не обладают одинаковой информацией и поэтому необходим ее обмен или коммуникации. Идеализированный информационный процесс может быть представлен схемой рис. 28.
Рис. 28. Схема информационного процесса
7.2. Критерии проектирования информационных и коммуникационных систем
Центральная задача - улучшение информированности ЛПР. Степень информированности - отношение фактического уровня информации к требуемому. Потребность в информации - разница между ними. Вспомогательными критериями обеспеченности информацией являются:
- количество информации (полнота);
- ее значимость;
- точность;
- надежность;
- понятность (например, отсутствие семантических ошибок);
- актуальность;
- гибкость;
- экономическая эффективность информационного процесса (соотношение прибыли от информации и затрат на нее);
- учет защищенности информации.
Информационные технологии достаточно разнообразны. При их выборе следует учесть:
- когда, как часто, как долго осуществляется связь;
- кто с кем связывается;
- как связаны участники ("звезда", "круг", "колесо", "цепь", "селектор");
- что является предметом и чем она осуществляется.
7.3. Информационные технологии в интересах принятия управленческих решений
Классификация информационных технологий представлена на рис. 29.
Из всего обилия компьютерных информационных систем далее рассматриваются два типа:
- управленческие информационные системы (MIS - management information system),
- системы обеспечения принятия решения (DSS - decision support system).
В MIS данные собираются, обрабатываются и представляются менеджеру таким образом, чтобы обеспечить оперативное управление. Основные компоненты MIS - база данных, компьютерная система и форма, в которой данные распределяются.
Рис.29. Классификация информационных технологий
Примеры информации, которая формируется в базах данных, - цены, выход продукции, скорость, число распоряжений, наличие ресурсов и потоки рабочей силы. Для MIS существенно, чтобы базы данных содержали нужное количество и необходимый тип правильной высококачественной информации. Эта информация должна быть тщательно организована.
Компьютер в MIS обрабатывает данные и генерирует информацию для различных подразделений фирмы. Она является основой формирования моделей управленческих решений и самих решений. Построение модели остается творческим процессом.
DSS отличаются от MIS тем, что менеджер обычно является внутренним компонентом DSS, а не внешним, как в MIS. Иными словами, менеджер взаимодействует с компьютерной информационной системой так, чтобы получить решения в итеративном процессе. Следовательно, DSS часто интегрирует экономико-математические модели как первичные элементы системы, с которой ЛПР взаимодействует (табл.7.2).
На схеме рис. 30 показаны информационные потоки взаимодействия менеджера и компьютерной системы DSS, что обычно называется анализом "что, если .... ?" Компьютер генерирует результаты на экономико-математической модели, а менеджер его спрашивает: "Что произойдет, если что-нибудь изменится в модели?" (например, цели, издержки, их структура и т.д.). Менеджер может также промоделировать возможные решения и оценить потенциальные результаты.
Таблица 7.2
Различия MIS и DSS |MIS |DSS | |Акцент делается на |Акцент делается на решениях | |стpуктуpиpование задач при |Структура компьютера и аналитическая | |предварительно определенных |помощь важны, но оценки менеджера | |стандартных процедурах, правил их |более существенны | |решения и информационных потоках | | |Выигрыш состоит в снижении затрат,|Выигрыш состоит в расширении диапазона| |необходимого времени, количества |и возможности компьютеризации | |обслуживающего персонала и т.д. |процессов решения с целью помочь | | |менеджеру увеличить свою эффективность| |Влияние на принятие менеджером |Влияние на менеджера состоит в | |решения непрямое, т.к. |создании необходимого инструментария | |обеспечивается доступ к |под его непосред-ственным контролем, | |необходимым данным |что не является попыткой | | |автоматизировать процесс решения, | | |предопреде-лить цели и оказать | | |давление на решение |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23