Рефераты. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Конспект лекций






p> Эта модель может быть использована для решения задач анализа и синтеза структур управления. В первом случае сопоставление модели с существующей структурой позволяет оценить полноту заполнения управленческими функциями областей ответственности каждого структурного элемента.

Алгоритм анализа состоит в следующем:

1. Анализируются функции управления, производится их разделение на группы в соответствии с перечнем структурных модулей нормативной модели.

2. Оценивается "представительность" каждой группы в соответственно нормативно выделенном блоке структуры.

3. Устанавливаются наименее охваченные сферы управления.

4. Дополняется список функций управления.

При синтезе модуль нормативной структуры - основа установления идентификационных характеристик, по которым проектируются новые подразделения в структуре.

18. ФИРМА И ОБЩЕСТВО

18.1. Роль фирмы в современном обществе

До средины ХХ в. подход менеджеров к взаимоотношениям фирмы и общества базировался на следующих положениях:

-" Что хорошо для фирмы, то хорошо и для общества",

-" Дело бизнеса - бизнес",

- Надо реализовать принцип свободного предпринимательства (прибыль должна получаться при минимальных ограничениях со стороны общества).

Этот подход был воспринят и обществом. Однако с началом НТР возобладало мнение, что такое отсутствие ограничений порождает серьезную социальную несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детском труде,минимальной заработной плате, охране труда, антитрестовские и т.д. В то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен, фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического влияния, загрязнения среды и т.д.

Все это привело к значительному усилению контроля за деятельностью фирм
(см.18.3). Например, в США фирмы контролируются по следующим направлениям:

- технические характеристики товара, объем производства, загрязнение среды);

- процессы производства (охрана труда, нормы загрязнений, контроль заработной платы, обеспечение занятости);

- поведение в конкуренции (цены, сговор, сокрытие истины);

- прибыль (утаивание, распределение);

- доступ к ресурсам;

- управление (участие рабочих; решения, связанные с занятостью).

В то же время фирма - "генератор богатства" общества (рис. 62):

- генерирует товары и покупательную способность для их приобретения,

- поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на капитал,

- создает рабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе,

- обеспечивает собственный рост.

Для реализации всего этого необходимы многочисленные сложные связи и, очевидно, что успех фирмы зависит от того, как они отрегулированы, кто и как их регулирует и контролирует.

[pic]

Рис. 58. Роль фирмы в обществе (фирма - "генератор богатства")

18.2. Стратегия отношений фирмы с обществом

Анализ корпоративной стратегии отношений с обществом должен охватывать три основных направления:

- анализ целей,

- анализ ограничений,

- анализ внешнего силового поля, в котором действует фирма.

Подход к выбору предпочтительных целей должен учитывать основные группы,действующие в "поле" фирмы и их интересы (табл. 18.1).

Таблица 18.1

Основные группы, влияющие на фирму
|Группа |Ожидаемые от фирмы результаты деятельности |
|Общество в целом |Экономический рост |
| |Поступления от налогов |
| |Уравнивание власти |
| |Уравнивание доходов |
| |Сохранение окружающей среды |
| |Сохранение природных ресурсов |
|Местная община |Ее благосостояние |
|Держателей акций |Рост стоимости акций |
|Кредиторы |Рост доходов |
| |Стабильность доходов |
|Потребители |Справедливые цены |
| |Обеспеченность выбора |
| |Удовлетворение потребностей |
|Менеджеры |Рост доходов |
| |Профессиональный интерес |
|Работники наемного труда |Занятость, уровень оплаты, досуг |
| |Условия труда, удовлетворение от работы |

Поскольку интересы групп, действующих в "поле сил" фирмы, могут быть и противоположными, и совпадающими, и нейтральными, то необходим анализ такого поля определения возможных коалиций и выбор предпочтительной стратегии (табл.18.2).

Таблица 18.2

Баланс "поля сил" для типичной американской практики
|Группы-оппон|Менед|Лица |Профс|Держа|Местные|Правите|Коалиция |
|енты |жеры |наемног|оюзы |тели |органы |льство | |
|Группы, | |о труда| |акций|власти | | |
|выдвигающие | | | | | | | |
|предложения | | | | | | | |
| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |За |Против |
|Менеджер |+ |+ - |- - -|+ + +|- |- - - |1, 4, 2|2, 3, |
| | | | | | | | |5, 6 |
|Лица |+ - |+ |+ + |0 |0 |+ + + |2, 3, 6| |
|наемного | | | | | | | | |
|труда | | | | | | | | |
|Профсоюзы |- - |+ + |+ + +|0 |0 |+ + |2, 3, |1, 4 |
| | | | | | | |6, 5 | |
|Держатели |+ + |- |- - -|+ |0 |- - - |1, 4 |2, 5, 6|
|акций | | | | | | | | |
|Местные |+ - |+ + |0 |0 |+ + |+ + |1, 2, | |
|органы | | | | | | |3, 5, 6| |
|власти | | | | | | | | |
|Правительств|- - -|+ |+ + |0 |+ |+ + + |2, 3, |1, 4 |
|о | | | | | | |5, 6 | |

Примечание: количество одноименных знаков означает относительную силу давления.

Таким образом, разработку стратегии фирмы по отношению к обществу, согласованную по интересам, можно представить в соответствии с рис.63.
Можно сказать, что коммерческая стратегия фирмы трансформируется в коммерческо-социально-политическую стратегию. Соответственно фирмам и их руководителям необходимо:

- осуществить идеологическую переориентацию на действия в социальной среде,

- расширить систему информации на социально - политическую область,

- научиться понимать политические процессы и политическое поведение,

- создать инфраструктуру для политических действий,

- учесть социальные аспекты в системе стимулов и вознаграждений,

- соответствующим образом отразить все это в структуре управления фирмой.

[pic]

Рис. 59. Выбор предпочтительной стратегии

Хотя среди целей получение прибыли имеет ключевое значение, однако приоритеты целей могут определяться и уровнем прибыльности фирмы (рис. 64).

[pic]

Рис. 60. Приоритеты фирмы с точки зрения ее социальной ответственности

18.3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят: разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей; повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;

· ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий;

· создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;

· обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;

· сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;

· содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;

· обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства и регулирования частного найма и порядка оплаты труда;

· поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно- хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:

· осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;

· повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;

· поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;

· укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;

· пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;

· использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

Большое значение в 80-е годы приобрели целевые программы отраслевого регулирования производства. Они отличаются тем, что финансовые ресурсы государства и ресурсы частных компаний направляются на развитие новых приоритетных отраслей экономики, а также на решение проблем энергетики, реорганизацию и модернизацию традиционных отраслей.

Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал, для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.

Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей и, в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое дестимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

Важным направлением государственного регулирования является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату.

Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования.

Одна из важнейших функций государственного регулирования - разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989 [1, 2, 4, 8,
9, 11-18].*

2. Базилевич Л.А. Автоматизация организационного проектирования. Л.:
Машиностроение, 1989 [17].

3. Базилевич Л.А., Соколов Д.В., Франева Л.К. Модели и методы рационализации и проектирования организационных структур управления. Л.:
ЛФЭИ, 1991 [4, 9, 10, 15, 17].

4. Блейк Р.Р., Моутон Д.С. Научные методы управления. Киев: Наукова думка, 1990 [2, 6, 8-11, 15].

5. Борманн Д., Воронина Л., Федерманн Л. Менеджмент. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике. Гамбург: S+W, 1992 [2-14, 16-18].

6. Васильев Ю.П. Управление развитием производства. Опыт США. М.:
Экономика, 1989 [4, 15, 17, 18].

7. Волкова К.А., Казакова Ф.К., Симонов А.С. Государственное предприятие. М.: Экономика, 1990 [3, 4].

8. Герчикова Р.Н. Менеджмент. М.: "Банки и биржи", 1995. [1-8, 10, 11,
15, 16, 18].

9. Гладстоун А. и др. Управленческое консультирование. М.: Интерэкспорт,
1992 [7-11]

10. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика, 1990
[2, 3, 6, 7, 9-11].

11. Кунц Т., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1981 [3,4,6,9-11,14,17].

12. Лагоша Б.А., Шаркович В.Г., Дегтярева Т.Д. Методы и модели совершенствования организационных структур. М.: Наука, 1988 [4, 17].

13. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. М.: Финансы и статистика, 1992 [6, 8-10, 12-14].

14. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: "Дело",
1995 [1-7, 10, 11, 18].

15. Основы управления/ Под ред. В.П.Радукина. М.: Высшая школа, 1986 [1-
3,5-12,15].

16. Рабочая книга по прогнозированию/ Под ред. М.В.Бестужева-Лада. М.:
Мысль, 1982 [8].

17. Рапопорт В.Ш. Диагностика управления: Практический опыт и рекомендации. М.: Экономика, 1988 [10, 11, 17].

18. Справочное пособие директору производственного объединения
(предприятия)/ Под ред. Г.А.Егиазаряна и А.Д.Шеремета. М.: Экономика, 1985
[1, 3, 6-11, 15].

19. Таунсенд Р. Секреты управления. М.: Интерконтакт, 1991 [6,8-14].

20. Санталайнен Т. и др. Управление по результатам. М.: Прогресс, 1988
[2, 4-11, 13-15, 17, 18].

21. Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейманн Я.А. Управленческое консультирование: Теория и практика. М.: Экономика, 1988 [17].

* - Номера в скобках [] указывают разделы, при изучении которых может быть использован источник.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.