- по объекту решения (ориентированные на цели или средства, основополагающие структурные или ситуационные );
- надежности исходной информации (на основе надежной информации, рисковые и ненадежные);
- срокам действия последствий (долго-, средне-, краткосрочные);
- связи с иерархией планирования (стратегические, тактические, оперативные);
- частоте повторяемости (случайные, повторяющиеся, рутинные);
- производственному охвату (для всей фирмы, узкоспециализированные);
- числу решений в процессе их принятия (статические, динамические, одно- и многоступенчатые);
- ЛПР (единоличные, групповые, со стороны менеджеров, со стороны исполнителей);
- учету изменения данных (жесткие, гибкие);
- независимости (автономные, дополняющие друг друга);
- сложности (простые и сложные);
Наиболее типичные решения, принимаемые менеджерами фирм, можно классифицировать следующим образом (исследования в Германии в 1983г.):
- ситуационные, рутинные, ведомственные решения;
- решения средней сложности (текущие уточнения области деятельности, решения под стрессом и при давлении сроков, решения в исключительных случаях);
- инновационные и определяющие решения.
6.3. Структура и процесс принятия решения
Процесс принятия решения определяется в значительной мере четкостью его структуры.
Решение с четко выраженной структурой может быть представлено так, как это показано на рис. 23.
[pic]
Рис. 23. Четко структурированное решение
По прогнозируемым пакетам данных D могут быть рассчитаны для альтернативных решений А прогнозируемые результаты К. Далее с учетом возможности риска выбирается альтернатива Aopt, которая наилучшим образом соответствует цели А.
Слабо структурированное решение представлено на рис. 24. Принятое решение оказывает воздействие и на ЛПР (ответственность, углубление интуиции, приобретение опыта).
Рис. 24. Слабо структурированное решение
Ход решения можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного набора этапов и подэтапов процесса решения. В каждом конкретном случае этот процесс будет естественно уточнен и индивидуализирован (табл.6.1).
Таблица 6.1
Содержание основных фаз принятия и реализации решения
|Фаза |Содержание фазы | |1. Сбор информации о |1.1. Наблюдение за внутренней средой фирмы | |возможных проблемах |1.2. Наблюдение за внешней средой | |2. Выявление и |2.1. Описание проблемной ситуации | |определение причин |2.2. Выявление организационного звена, где | |возникновения проблемы |возникла проблема | | |2.3. Формулировка проблемы | | |2.4. Оценка ее важности | | |2.5. Выявление причин возникновения проблемы | |3. Формулирование целей|3.1. Определение целей фирмы | |решения проблемы |3.2. Формулировка целей решения проблемы | |4. Обоснование |4.1. Детальное описание объекта | |стратегии решения |4.2. Определение области изменения переменных | |проблемы |факторов | | |4.3. Определение требований к решению | | |4.4. Определение критериев эффективности решения| | | | | |4.5. Определение ограничений | |5. Разработка вариантов|5.1. Расчленение задачи на подзадачи | |решения |5.2. Поиски идей решения по каждой подзадаче | | |5.3. Построение моделей и проведение расчетов | | |5.4. Определение возможных вариантов решения по | | |каждой подзадаче и подсистеме | | |5.5. Обобщение результатов по каждой подзадаче | | |5.6. Прогнозирование последствий решений по | | |каждой подзадаче | | |5.7. Разработка вариантов решения всей задачи | |6. Выбор лучшего |6.1. Анализ эффективности вариантов решения | |варианта |6.2. Оценка влияния неуправляемых параметров | |7. Корректировка и |7.1. Проработка решения с исполнителями | |согласование решения |7.2. Согласование решения с функционально | | |взаимодействующими службами | | |7.3. Утверждение решения | |8. Реализация решения |8.1. Подготовка рабочего плана реализации | | |8.2. Его реализация | | |8.3. Внесение изменений в решение в ходе | | |реализации | | |8.4. Оценка эффективности принятого и | | |реализованного решения |
На практике, разумеется, все проходит не так гладко:
- подэтапы могут проходить не в такой очередности, они могут срываться, перескакивать, подчиняться обратным связям, перекрытиям, параллельному движению;
- процесс принятия решения тем более индивидуален, чем решение сложнее;
- ограниченный объем информации ограничивает рациональность решения, растет роль интуиции;
- предварительные установки по альтернативам влияют на выбор решения;
- нет стремления к оптимальному решению, если есть удовлетворяющее;
- участие нескольких лиц и организационные условия изменяют порядок прохождения подэтапов.
- менеджеры различным образом вмешиваются в структуру и процесс принятия решений, влияя, таким образом, на их качество.
Наиболее часто встречаются следующие случаи вмешательства менеджеров:
- априорное определение лица, принимающего решение к исполнению;
- определение круга лиц, участвующих в решении;
- участие ЛПР в его исполнении;
- определение момента решения и его места;
- определение методики и калькуляции решения;
- задание целей и их относительной важности;
- ограничение числа альтернатив;
- привлечение лиц определенной компетентности;
- контроль хода решения;
- предоставление или ограничение информации;
- ссылки на аналогичные решения;
- моральное и материальное воздействие;
- расширение свободы в решениях;
- возложение ответственности за решения.
6.4. Распределение полномочий на принятие решений
Возможны два направления распределения полномочий:
- делегирование полномочий,
- централизация решения.
Наиболее типично следующее распределение решений (для западных фирм).
Высокая централизация:
- решения по инвестициям,
- финансовые решения,
- персональные назначения в высшем руководстве.
Ограниченная централизация:
- решения по НИОКР.
Ограниченное делегирование:
- решения по инвестициям в пределах бюджета,
- решение о персонале.
Высокое делегирование:
- текущие производственные вопросы,
- решения о сбыте продукции.
Делегированию решений способствуют (положительная корреляция):
- величина предприятий,
- номенклатура продукции,
- компьютеризация управления,
- динамика НТП,
- изменчивость окружающей среды,
- приемлемость цен спроса,
- межпроизводственная кооперация.
Делегирование и централизация принятия решения может иметь разные последствия (табл.6.2).
Таблица 6.2
Последствия делегирования и централизации решений |Результат |Преимущества делегирования |Недостатки делегирования | | |Недостатки централизации |Преимущества централизации | |Успех | Улучшение результатов | Требуется высокая квалификация| |фирмы |из-за повышения |низших уровней | | |ответственности |управления; | | |исполнителей; |Добавочные затраты на контроль | | |Снижение затрат; |принимаемых решений | | |Возможность отсутствия | | | |менеджера | | |Качество | Высшее руководство может | Недостаточная однородность | |решений |сосредоточиться на |принимаемых решений | | |стратегических решениях |Однородность централизованного | | |Реальность принимаемых |решения; | | |решений | Проблема квалификации низших | | |Далекие от реальности |уровней управления | | |решения центра |Длительный процесс | | | |осуществления решений | |Загрузка | Разгрузка верхних уровней | Загрузка подчиненных уровней | |менеджмента |Ненужность штабов |Увеличение объема решений | | |Разгрузка путей | | | |коммуникации | | |Координация | Самоопределение | Возможность конфликта с | | |подчиненных уровней |нижними уровнями управления | | |управления |Повышение необходимости их | | |Их собственная |контроля | | |ответственность | | | |Вмешательство высшего звена| | | |лишь в исключительных | | | |случаях | | |Социально- | Дополнительные возможности|Перепоручения подчиненным | |психологическ|развития низших уровней |уровням управления (снятие | |ие эффекты |управления |ответственности) | | |Повышенные требования к |Стресс из-за ответственности у | | |производительности у |низших уровней менеджмента | | |подчиненных менеджеров |Меньше возможности для принятия| | |Переживание за успех, |решений у руководства | | |удовлетворенность у них | |
6.5. Риск при принятии решений
Под риском понимается опасность ошибочного решения. Поскольку риск - опасность потерь, он означает негативное отклонение от цели. Так как будущее никогда неизвестно, все решения связаны с риском.
Риск может заключаться во влиянии на рентабельность, доходы, затраты, оборот и ликвидность (возможность всегда оплачивать свои счета).
Можно различать риск:
- общий (угрожает предприятию как целому);
- специальный по фактору (сырьевой, по оборудованию, энергии, персоналу, капиталу);
- специальный при изготовлении продукции (брак, не те способы, в НИОКР, в хранении);
- специальный при оценке продукции (при сбыте, в цехах, в гарантиях, в оплате);
Риск можно подразделить на калькулируемый и не калькулируемый, страхуемый и нет.
Для влияния на все виды риска у менеджера имеется определенный инструментарий (рис.25).
Рис. 25. Инструментарий снижения влияния риска |Эластичность |- многофункциональность средств производства и | | |персонала. | |Стимулирование |- связь их интересов с риском. | |сотрудников | | |Системы обеспечения |- охрана труда, пожарная безопасность, | | |безопасность от провала, растрат, надежность | | |продукции. | |Сокращение систем |- дублирование ненадежных элементов. | |Указатели ошибок |- тревожная сигнализация перед отказом. | |Быстрое отключение |- нулевые схемы при критической ситуации. | |Ограничение риска |- выбор правовой формы, рассредоточение, | | |встречные сделки, оговорки о собственности, | | |незначительная наличность в кассе, | | |рассредоточение складов, производств, патентная | | |защита. | |Перекладывание риска |- на третьих лиц (поставщиков, кредиторов, | | |наемных работников, покупателей, государство). | |Обеспечение |- договор о страховании. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23