Рефераты. Анализ и проектирование системы оценки и аттестации государственных гражданских и муниципальных служащих






Ключевые стадии собеседования – обсуждение фактов, изложение взглядов аттестуемого, изложение позиции менеджера и решение проблем – должны происходить в строгой последовательности. Некоторые могут быть краткими, но ни одной нельзя пропустить, и порядок не должен меняться.

Заключительная стадия – постановка целей. Здесь происходит согласование того, что следует предпринять. Меры и задачи должны быть согласованы и названы совершенно определенно, чтобы они действительно состоялись. Одна из главных причин, по которой аттестация терпит неудачу, состоит в том, что по итогам аттестации ничто не предпринимается. Поэтому к целям и задачам, вытекающим из аттестации, предъявляются определенные требования, причем важно понимать, что действия потребуются не только от аттестуемого работника, но и от менеджера.

Таких целей должно быть немного, они должны отражать наиболее важные задачи деятельности сотрудника на следующий период и быть:

ü    конкретными, предметными и специфическими;

ü    измеримыми, поддающимися количественной оценке;

ü    достижимыми, но напряженными (по мнению психологов, наибольшее стимулирующее воздействие на работника оказывает цель, вероятность достижения которой 50%);

ü    значимыми, т.е. относящимися к профессиональной деятельности сотрудника и связанными с задачами организации в целом;

ü    ориентированными во времени, т.е. для каждой цели должен быть определен срок ее исполнения.

Вышеописанный метод оценки сотрудника обозначается как метод управления посредством установки целей (ManagementbyObjectives).


Таблица 4 - Структура собеседования.


Фаза собеседования

Содержание

1.

Подготовка, цель и контакт

Согласовать с работником цель собеседования, структуру встречи, обеспечить выполнение всей предварительной работы.

2.

Обзор фактов

Провести критический обзор всех известных фактических данных о работе сотрудника за предшествующий период

3.

Точка зрения работника

Попросить работника прокомментировать свою работу за последний год (аттестационный период) - что было хорошо, что можно улучшить, что ему самому нравилось, а что нет, в чем его ограничения

4.

Точка зрения менеджера

Менеджер добавляет свое видение, задает вопросы и, в случае необходимости, выражает несогласие с оцениваемым работником

5.

Решение проблем

Обсуждение всех проблем и возможных способов их решения

6.

Постановка целей

Согласование того, что должно быть сделано и кем.

В дополнение к простоте, четкости и экономичности, метод управления путем постановки целей обладает еще несколькими достоинствами. Участие сотрудника в определении ключевых целей значительно повышает в его глазах объективность процесса оценки, обеспечивает понимание того, по каким критериям его будут оценивать, а так же усиливает мотивацию. Диалог с сотрудником повышают объективность оценки руководителя, усиливает связь индивидуальных целей с задачами организации и подразделения, а также целевую направленность профессиональной деятельности сотрудника. Не случайно, многие компании используют МВО для определения величины переменной части вознаграждения сотрудника (по результатам работы).[9]

Рисунок 3 - Этапы процесса управления по целям.[10]


Основной недостаток данного метода заключается в том, что оцениваются не все аспекты работы сотрудника, а только степень выполнения им ключевых задач, что ограничивает объективность оценки и возможности ее использования для принятия решений о назначении на новую должность, профессиональной подготовке, повышении заработной платы и т.д.

Таблица 5 - Факторы, влияющие на успех оценочного собеседования.

Факторы, влияющие на успех оценочного собеседования

Факторы

Содержание факторов

Навыки

Уровень развития у руководителя/членов аттестационной комиссии навыков:

ü     делового общения

ü использования различных методов оценки эффективности

консультирования

Подготовка

Подготовка руководителя/членов аттестационной комиссии

ü     понимание целей организации и задач, стоящих перед оцениваемым работником

ü     знание стандартов и критериев выполнения работы

ü     сбор максимально полной информации и относительно рабочих результатов оцениваемого работника

ü     выявление путей получения наибольшей отдачи от оцениваемого работника

ü     Подготовка подчиненного

ü     понимание целей работы/задания

ü     знание критериев и стандартов исполнения работы

ü     знание своих сильных и слабых сторон

ü     понимание связи рабочих результатов и перспектив своего профессионального развития и карьеры

Процесс проведения

ü     Активное участие оцениваемого работника в процессе оценки

ü     Конструктивные установки руководителя / членов аттестационной комиссии и в случае необходимости оказание помощи оцениваемым работникам

ü     Обеспечение того, чтобы получаемое работником поощрение соответствовало результатам оценки

Достижение

согласия

относительно

содержания

работы

ü     Разработка плана действий для решения рабочих проблем, снижающих эффективность работы

ü Постановка целей работы на будущее

ü Определение параметров ожидаемых результатов

ü     Достижение согласия по поводу обсуждаемых проблем

Контроль

ü     Установление контрольных сроков

ü     Установление контрольных показателей

ü     Выбор формы контроля

ü     Выявление отклонений


1.5 Проблема действенности аттестации


Есть много примеров того, как организации вводят у себя систему аттестации, а через некоторое время им приходится изменять ее или вовсе от нее отказываться. В других случаях организации упорно поддерживают у себя аттестационные системы, но признают, что они неэффективны, недостаточны и нелюбимы персоналом.

Для того, чтобы обеспечить эффективность аттестационного собеседования, руководитель должен, как минимум, решить комплекс задач:

Определить цель аттестации – эффективность любой системы выше, если все участники ясно понимают, для чего она предназначена. Менеджер по кадрам совместно со старшим менеджером нужно точно определить, что они хотят добиться с помощью аттестации, как она увязывается с другими видами кадровой работы, которые являются для нее источниками или потребителями информации. Менеджеры подразделений, которым приходится приводить систему в исполнение, должны понимать ее назначение, т.к. именно они определяют контекст аттестации; в противном случае все сведется к формальному заполнению аттестационных бланков. Аттестуемые работники будут отвечать на вопросы и вносить свои предложения более откровенно и конструктивно, если они понимают цели аттестации и верят в них.

Аттестация как система должна быть поддержана высшим руководством организации и линейными менеджерами. Это означает, что руководители должны лично заниматься аттестацией, чтобы сотрудники понимали, что эта процедура совершается с конкретными рабочими целями, а не по требованию отдела кадров. Лучше, если аттестационные формуляры хранятся в линейном подразделении, и только отдельные данные передаются отделу кадров и другим подразделениям. В идеале, заполненный формуляр аттестации – это рабочий документ, который менеджер и работник используют в течение года.

Обеспечение открытого характера аттестации – чем больше информации получает аттестуемый о том, как будут оценивать и оценили его работу, тем больше шансов, что он примет, а не отвергнет систему. Необходимо, чтобы в системе аттестации были четко обозначены критерии оценки работы, особенно при стилях «сообщить и внедрить», «сообщить и выслушать».

Эти критерии должны быть:

ü    по-настоящему связаны с успехами или неудачами в работе,

ü    таковы, чтобы их можно было применять, исходя из объективного, а не субъективного суждения,

ü    менеджеру, проводящему аттестацию, легко их применить,

ü    аттестуемому работнику они представляются справедливыми и разумными,

ü    в них выражен компромисс между требованиями данного конкретного рабочего места и более широкой применимостью в организации.

Подготовленность менеджера, проводящего аттестацию. Руководитель должен уметь информацию и отработать необходимые навыки межличностной управленческой работы, к категории которой и относится аттестация. Он должен не только знать структуру собеседования, те приемы и методы, которые используются для коммуникации в ходе аттестации, но понимать, что ему придется сталкиваться с целым рядом проблем, а именно:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.