Рефераты. Формирование и перспективы развития системы ипотечного жилищного кредитования строительства в условиях транзитивной экономики






является ее социальная направленность—региональные власти берут на себя

значительную часть бремени решения вопроса о выделении кредита, зачастую

ссуды по ипотеке носят бессрочный характер. Следует учитывать, что

существует большая категория граждан, которые не имеют возможности

прибегнуть к коммерческой ипотеке, для них предусмотрена государственная

поддержка в виде бесплатного выделения жилья [45, с.295].

В настоящее время около 10 регионов России в той или иной форме

развивают на своей территории программы ипотечного кредитования.

В некоторых других городах и регионах (Оренбургская область, Удмуртская

Республика и др.) получили развитие схемы кредитования населения по

кредитной ставке, намного ниже рыночной, через создаваемые внебюджетные

фонды.

Предоставление льготных процентных ставок по кредитам создает трудности

для привлечения в систему ипотечного жилищного кредитования внебюджетных

средств инвесторов. В связи с этим подобные схемы ограничены по масштабам

кредитования и ложатся тяжелой нагрузкой на региональные бюджеты, которые в

большинстве своем на сегодняшний день являются дефицитными.

В ряде регионов России (Белгородская область. Республика Башкортостан и

др.), в основном в сельской местности, получили распространение схемы

кредитования, в которых не используется кредитно-финансовый механизм. В

Республике Башкортостан заемщики получают кредит (заем) в виде строительных

материалов, а в Белгородской области рассматривается результативность

подсобного хозяйства заемщика. При этом платежеспособность заемщика в

общепринятом смысле слова не оценивается, поскольку возврат кредита (займа)

осуществляется не в денежной, а в натуральной форме - в виде

сельскохозяйственной продукции, которая впоследствии продается по ценам,

устанавливаемым организаторами такого рода кредитования.

Замена денежных инструментов натуральными может привести к

несоизмеримости затрат и результатов. Кроме того, достаточно сложно

гарантировать возврат кредитов при отсутствии реального денежного

эквивалента натуральных платежей по кредиту и его соответствия размеру

кредитных ресурсов.

Достаточно реалистична программа ипотечного кредитования, которая была

разработана в г. Москве. В августе 1998 года правительство Москвы одобрило

концепцию городской программы ипотечного кредитования и в целях управления

этим процессом создало Московское ипотечного агентство (МИА). Это открытая

акционерная общественно-кредитная (не банковская) организация с городской

долей участия не менее 51%. Агентство задумано как основной оператор

вторичного ипотечного рынка. В его функции входят: разработка и внедрение

единых ипотечных стандартов, соблюдение статуса официальных кредитов МИА,

осуществляет выкуп ипотечных кредитов, в том числе проводит операции на

вторичном ипотечном рынке. Механизм ипотечного кредитования, как несложно

заметить, схожа с американской моделью: банки выдают заемщикам ипотечные

кредиты, Московское ипотечное агентство выкупает у банков все долги вместе

с залоговыми обязательствами. На перепродаже их МИА банки получают свой

доход за счет маржи (разницы между покупной и продажной ценой), а также за

обслуживание кредита в пределах 2-4% от суммы. За счет' оборачиваемости

денег банкам выгодно снижать процентную ставку по отношению к рыночной,

привлекая новых клиентов. Вместе с тем ответственность за погашение

кредитов полностью лежит на банках в течение всего срока кредитования

строительства жилья. МИА выпускает облигации, которые продаются на внешнем

и внутреннем рынках заимствований, т.е. в России и вне ее. Такая перекачка

денег должна идти постоянно. МИА планирует также привлекать средства

инвесторов, для чего начнет выпускать и размещать ценные бумаги,

обеспеченные собственными активами, а также поручительствами Правительства

Москвы. Собственные активы МИА формируются за счет средств учредителей и

прибыли от деятельности агентства.

Что касается ставок процента, то они предполагаются 2 видов: 7%

годовых—льготная ставка и 10-13% - основная. Кому же предоставляется кредит

по льготной ставке? Вопрос на сегодняшний день остается открытым. Можно

«привязать» выдачу кредита к платежеспособности заемщика, но справки об

официальных доходах на сегодняшний день не дают реального представления о

действительных размерах доходов. Рассматривается вопрос о предоставлении

льготного процента по ипотечному кредиту под определенный вид жилья

(например, льготы для проживающих в неблагоустроенных домах и др.).

Граждан, которые по своему социальному положению вправе претендовать на

получение ипотечного кредита, довольно много. Но, разумеется, что все будет

зависеть от возможностей местных бюджетов и ипотечных банков, социальной

заинтересованности широких масс населения [116, с.59-61].

Особого внимания заслуживает модель ипотечного кредитования,

применяемая в г.Саров Нижегородской области.

Руководитель авторского коллектива городской программы г.Саров является

В.И.Лимаренко. Основой саровской ипотеки стал специально созданный фонд

социального развития (ФСР). Строительство и приобретение жилья

осуществляется Фондом социального развития г.Саров за счет собственных

средств Фонда, а также за счет кредита, предоставленного кредитными

организациями, их филиалами или обособленными подразделениями, участвующими

в Программе кредитования строительства и приобретения жилья. Банкам,

предоставившим кредит Фонду для финансирования строительства и приобретения

жилья с целью продажи его в кредит жителям г.Саров. Итак, финансирование

программы «Жилье в кредит» складывается из 3 источников: пожертвования

предприятий, имеющих налоговые льготы; кредиты, предоставляемые Фонду

кредитными учреждениями, к чему их стимулируют налоговые послабления;

средства жителей, когда часть жилья уже построена и продается новоселам.

Следуei заметить, что город Саров имеет статус закрытого административно-

территориального образования (ЗАТО). Закрытым административно-

территориальным образованием признается имеющее органы местного

самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены

промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации

оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов,

военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим

безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий

специальные условия проживания граждан (ст. 1 закона РФ от 14 июля 1992г. №

3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»).

Поселения, обладающие статусом ЗАТО, имеют ряд законодательных

преференций. Это сделано для того, чтобы местная власть имела возможность

(при наличии воли и трудолюбия) за счет принятия соответствующих решений

снизить или устранить негативные факторы, объективно возникающие, например,

в социальной сфере конкретного образования. Для г.Сарова это десятилетиями

тянущаяся очередь на муниципальные квартиры (1/5 населения - очередники),

рассыпающиеся ветхие дома, стремительно сокращающееся жилищное

строительство. К этой безрадостной картине надо добавить, что на двух

градообразующих предприятиях задержки выплаты заработной платы на

длительный период отнюдь не редкость.

Органы местного самоуправления г.Сарова сумели разумно распорядиться

преимуществами, заложенными в статусе ЗАТО. В результате в городе родилась

и стала эффективно действующей программа «Жилье в кредит», в которой

предусматривается кредитование строительства и приобретения жилья

посредством превращения ЗАТО в инвестиционную зону, т.е. за счет

предоставления комплекса льгот по налогообложению как гражданам, так и

различного рода юридическим лицам.

Именно за счет предоставления налоговых послаблений, решение в

отношении которых принято на местном уровне, удалось сформировать начальный

капитал ипотечной программы «Жилье в кредит». Программа рассчитана в

основном на граждан со средними доходами. Названную категорию покупателей

жилья, не следует ассоциировать со средним классом, т. е. с тончайшим слоем

достаточно обеспеченных людей. На них (граждан с доходами не менее чем в

одну тысячу долларов США), в частности, ориентирована Московская ипотечная

программа, поскольку в ней выбор остановлен на американской модели

ипотечного кредитования и акцент сделан на привлечении иностранных

(валютных) инвестиций. Только эти два фактора, не говоря уже о других,

изначально делают столичную ипотеку уделом исключительно избранных.

За основу структуры финансирования ипотечного жилищного кредитования

была взята безналоговая модель, в реализации которой задействованы

одновременно два механизма: 1) механизм финансирования «продажа в

рассрочку»; 2) механизм финансирования через фонд.

В Сарове реализована чисто российская модель ипотечного кредитования.

Она не только опирается на отечественное налоговое и гражданское

законодательство, но еще носит выраженный социальный характер с мягкими

очертаниями, что в наших суровых условиях очень немаловажно.

Основные моменты программы.

1. Предлагаемый механизм покупки жилья является дополнительным.

2. В первый год воспользоваться кредитом смогут те, кто проживает в

г.Саров и признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (либо он живет в

общежитии, либо у него менее 18 кв.м. общей площади на члена семьи).

3. Первый платеж не менее 10% от стоимости квартиры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.