Рефераты. шпоры






спец посвященные ск-ам разделы книги ант историка ф-ии Диогена Лаэртского

(1-я половина III века н.э.) «О жизни, учениях и изречениях знаменитых фил-

ов». Весь древний ск-зм представл всего какими-то 2 десятками мыслителей,

творивших на протяжении почти 700 лет, причем с почти 200-летним перерывом

внутри этого периода. После Секста Эмпирика ск-зм как самост движ

прекратился. Важно четко уяснить, что, хотя ск-зм явл одним из фундамент

направлений ф-ии, он никогда не замыкался в чистой теории, но всегда

выступал как жизненно-практическое учение, решающее проблемы стратегии

человеч поведения. Древние скептики отрицали возможность объективного

критерия истины, поскольку для выбора критерия необходим критерий выбора и

так далее в бесконечность. Но необходимость действовать, принимая

определенные решения, заставляет скептиков признать, что хотя, возможно, и

нет критерия истины, но есть критерий практического поведения. Этот

критерий должен основываться на «разумной вероятности» (Аркесилай).

Скептики разрабатывают условия, соблюдение которых повышает вероятность

знания, доставляемого наблюдением и экспериментом («три степени вероятия» в

Академии, «напоминающий знак» у Секста Эмпирика, три вида опыта у

Менодота). Но гл принципы поведения выводились древними скептиками из их

осн идеи: если мы ничего не можем сказать о нашей жизни, значит, мы ни к

чему не можем стремиться и ничего не будем избегать: Поэтому мудрец должен

быть абсолютно невозмутим и бесстрастен, и такого рода внутреннее состояние

Пиррон называет блаженством.

1(2). Милетская школа

Милетская школа известна как первая фил-кая школа. В ней впервые

сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. На первом

месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдельные представители

милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий

знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе.

Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет

к материализму. Разумеется, вопрос о взаимном отношении материального и

духовного принципов еще не ставился, он был сформулирован позже.

Представители милетской школы интуитивно понимали мир как материальный.

Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и

«наивная» диалектика, с помощью понятийных средств которой они стремятся

постичь мир в динамике его развития и перемен. На основной вопрос

предшествующей космогонии о первопричине мира они давали, в отличие от всех

мифологических концепций, вполне материалистический ответ, хотя еще и

наивный. Первый из ионических философов - Фалес из Милета - жил

приблизительно в 640-562 гг. до нашей эры. Разносторонние познания Фалеса

(в области астрономии, геометрии, арифметики) имели определенное влияние на

развитие его философского мышления. Так, например, геометрия в то время

была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной

абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на

постижение сущности мира. Основой всего сущего Фалес считал воду. Эта мысль

появляется уже в дофилософской космогонии. Однако подход Фалеса полностью

от нее отличен. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию

мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. При

этом «вода» Фалеса означает основополагающий принцип как в смысле

«стойхейон», так и в смысле «архе». Аристотель, излагая учение Фалеса,

употреблял два выражения: вода как элемент материи, стихия природы и вода

как первооснова, общее, субстрат всех вещей, первоначало, видоизменения

которого и дают различные состояния. Все остальное возникает путем

«сгущения» или «разрежения» этой первоматерии. Все существующее

разнообразие вещей Фалес рассматривал как проявление этого единого, вечного

начала. Он утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь

превращаются в воду. Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр

(611-546 гг. до нашей эры). Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к

материализму. Также как Фалес, Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он

утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (APEIRON), и

не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил,

что части изменяются, целое же остается неизменным». Фалес относил все

материальное разнообразие мира к воде, Анаксимандр же уходит от этой

материальной определенности. Его «апейрон» характеризуется как нечто

безграничное, неопределенное, которое не является ни одной из так

называемых стихий, но является «какой-то иной неограниченной природностью,

из которой возникают все небесные своды и миры в них». «Апейрон»

Анаксимандра является безграничным и неограниченным не только в

пространственном, но и по временном отношении.

Анаксимандр объяснял возникновение вещей не игрой стихий, но тем, что в

вечном движении выявляются противоположности. Т.е. у этого философа мы,

видимо, впервые встречаемся с осознанием значения противоположностей по

отношению к развитию.

У Анаксимандра встречается проблематика, которую Фалес лишь абстрактно

обозначает, - проблематика возникновения и формирования жизни. Способность

жизни приписывается здесь непосредственно определенному виду материи. Кроме

того, Анаксимандр к естественному ряду развития животных относит и

человека. Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (585-

524 гг. до нашей эры).

В определенном смысле Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного

древнегреческого материализма поисков естественных причин явлений и вещей.

Он первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он

считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух.

По Анаксимену, разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение

вызывает ветры - тучи - воду - землю - камни. При этом сгущение и

разряжение понимаются здесь как осн, взаимно противоположные процессы,

участвующие в образовании различных состояний материи. Ест-ое объяснение

возникновения и развития мира Анаксимен распростр и на объяснение происхожд

богов. Анаксимен впервые вводит понятие взаимного отн-ия праматерии и

движения. Воздух как праматерия, согласно его взглядам, «пост колеблется,

ибо если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько, насколько он

изменяется».

4(2) Элейская школа.

Ксенофана из Колофона (565-470 гг. до нэ.) можно считать идейным

предшественником эл. школы. К. признает материальность мира, кот в отличие

от них считает постоянно одним и тем же, неизменным. К. стремился также к

натуралистическому объяснению прир. явлений. Богом К. считал мир по всей

его целостности. Он понимает бога как сущее, отличное от людей. Бог у него,

таким образом, становится понятием, символизирующим неограниченность и

бесконечность (как в простр-ом, так и во временном отн-ии) материального

мира. При этом унив-ое бытие понимается им как вечное и неименное, что

сообщает его фил-ии черты неподвижности. Наряду с абстрактным единством

допускаются и проявления многообразия мира. Сохранились также фрагменты

атеистической ориентации, в которых К. хар-ет миф. богов как продукты челов-

ой фантазии и формулир мысль о том, что не боги сотворили людей, но люди

создали богов по своему образу и подобию. Хотя осн онтологии К. было

«единое» - соверш единое бытие, он доп еще изменение и движ-е как

возникновение и упадок, кот. Парменид и др элеаты полностью отвергали. К.

признает изменение и движение только как возникновение и гибель мира,

понимая его как внутр неизменную целостность. Если в этом случае вообще

можно допустить развитие, то оно, согласно его концепции, не приносит

ничего нового. Онтологические взгляды К. тесно связаны с его пониманием

познания. Чувства не могут дать основания истинного познания, но ведут лишь

к мнениям. Именно чувства ведут к убежденности, что мир многолик и

изменчив. Именно такой скептический подход к чувственному познанию стал хар-

ым для всей эл школы. Собственно основателем эл школы был Парменид из Элеи

(ок. 540-470 гг. до нашей эры). Основным для П., как и для всей эл школы,

явл наука о бытии, о сущем. У П. имеется также отрицание «сотворения»

сущего, утверждение его вечности. Сущее не только вечно в своем сущ-ии, оно

также и неизменно. Из дейст-го мира, из области бытия П. полностью искл

движение. По П, не-сущее не сущ-ет. Все, что сущ-ет, есть сущее (бытие),

кот есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Хотеть

нечто переместить, согласно П, означ бы либо поместить его на место др

сущего, а это невозм, т.к. одно сущее уже там нах, либо поместить его на

место, где ранее было не-сущее, но, как вытекает из ранее сказанного, не-

сущее не сущ-ет, поэтому и этот вариант отпадает. Отсюда сущее явл

наполненным и неподвижным. Бытие имеет материальный хар-р, но из него иск

изменение, движение и развитие. Здесь следует заместить, что в гносеологии

П проводит весьма резкое различие м/у подлинной истиной (Алетейа), явл-ся

продуктом рацион освоения действит-ти, и мнением (Докса), опирающ на

чувственное познание. Чувственное познание, по П, дает нам лишь образ

кажущегося сост-ия вещей, и с его помощью нельзя постичь их подлинную

сущность. Истина постигается лишь разумом. Он рассматр чувственный мир лишь

как мнение. Так вот в области мнения П допускает сущ-ие не-сущего на основе

«чувственного восприятия». Это дает ему возм-ть затем - в виде мнения -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.