Рефераты. шпоры






существования такого рода идей.

Поскольку Д.Локк отверг существование врожденных идей, то закономерно встал

следующий вопрос: каков же источник этих идей? Отвечая на этот вопрос,

английский философ ясно формулирует исходный принцип эмпиризма. "На опыте

основывается все наше знание, от него, в конце концов, происходит наше

наблюдение, направленное или на внешние предметы или на внутренние действия

нашей души, воспринимаемые и рефлектируемые нами самими, доставляют нашему

разуму весь материал мышления.

Как видно из высказывания Д.Локка, он различает два вида опыта: внешний

опыт, состоящий из совокупности определений и внутренний опыт, образующийся

из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью. Источником внешнего

является объективный материальный мир, который воздействует на органы

чувств человека и вызывает ощущения. На этой основе, утверждает английский

мыслитель, в нас и возникают простые идеи, имеющие реальное (т.е.

объективное) содержание, сообразное самим вещам.

Внешний опыт или рефлексия — это деятельность нашего ума, когда он

занимается переработкой приобретенных идей. Разъясняя свое понимание

внутреннего опыта или рефлексии, Д.Локк подчеркивает мысль о том, что "этот

источник идей каждый человек целиком имеет внутри себя", что он "не имеет

никого дела с внешними предметами и хотя этот источник не есть чувство...,

...тем не менее он очень сходен с ним и может быть довольно точно назван

внутр. чувством". Эта хар-ка внутр. опыта призвана подчеркнуть большое

значение деятельности ума, рефлексии. Но все же, обосновывая главное

положение эмпиризма, Д.Локк неоднократно подчеркивал, что деятельность ума,

которая становится предметом рефлексии, протекает только на основе

чувственных данных, возникающих у человека раньше идей рефлексии. И вообще,

душа не может мыслить прежде, чем чувства снабдят ее идеями для мышления.

Однако при получении идей рефлексии наш ум не пассивен, а активен. Он

совершает некоторые собственные действия, при помощи которых, из простых

идей как материала и основания для остального, строятся другие. Благодаря

этой способности, ум имеет больше возможности разнообразить и уменьшить

объекты своего мышления бесконечно дольше того, чем ему доставили ощущения

или рефлексия. Вместе с тем, Д.Локк четко указывает, что ум не может выйти

за пределы тех первичних идей, которые формируются на основе ощущений.

Внешний опыт является основанием, базой всего последующего знания.

По способам образования и формирования всей идеи, по Локку, делятся на

простые и сложные. Простые идеи содержат в себе однообразные представления

и восприятия и не распадаются на какие-то составляющие элементы. Локк

относит к простым идеям идеи пространства, формы, покоя, движения, света и

т.д. По содержанию простые идеи в свою очередь, делятся на две группы. К

первой группе он относит идеи, отображающие первичные или первоначальные

качества внешних объектов, которые совершенно неотделимы от этих объектов,

в каком-бы состоянии они не были, и которые наши чувства постоянно находят

в каждой частице материи, достаточно для восприятия объема. Таковы,

например, плотность, протяженность, форма, движение, покой. Эти качества

действуют на органы чувств посредством толчка и порождают в нас простые

идеи плотности, протяженности, формы, движения, покоя или числа. Локк

утверждает, что только идеи первичных качеств тел сходны с ними и их

прообразы действительно существую в самих телах, то есть идеи этих качеств

совершенно точно отображают объективные свойства этих тел.

Ко второй группе он относит идеи отражающие вторичные качества, которые по

его мнению, ненаходятся-в самих вещах, но представляют собой силы,

вызывающие в нас различные ощущбйия своимя первичными качествами. (т.е.

объемом, формой, сцеплением и движением незаметных частиц материи). Ко

вторичным качествам Локк относит такие качества вещей, как цвет, звук, вкус

и т.д. Таким образом, проявление вторичных качеств связывается английским

мыслителем не с самим объективным миром, а с его восприятием в человеческом

сознаяии.

Сложные идеи, по учешпо Локка, образуются из простых идей в результате

самодеятельности ума. Д.Локк выделяет три основных способа образования

сложных идей: 1. Соединение нескольких простых идей в одну сложную идею;

2.Сведение вместе двух идей, все равно - простых или сложных, и

сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не

соединять в одну; З.Обособление идей от всех других идей, сопутствующих им

в их реальной цействительности.

В соответствии с характером образования Локк различает три вида сложных

идей по их содержанию. 1 .Идеи модусов или "эмпирических субстанций". Сюда

он включает идеи являющиеся либо зависимыми от субстанций (первичных

оснований), либо их свойствами последних. 2. Идеи отношения, состоящих в

рассмотрении и сопоставлении одной идеи с другой и приведения к идеям

отношений "брат, отец" причины и следствия, тождества и различия и т.д. 3.

Идей субстанции, то есть некий "субстрат", "носитель", "подпорку" простых

идей, не имеющих самостоятельного существования субстанции делятся на

простые ("человек") и собирательные (армия, люди). Для лучшего понимания

последователей учения Локка необходимо более внимательно остановиться на

его концепции субстанции. Как ранее было сказано, Локк понимал под

субстанцией субстрат, носитель известного качества или совокупности

качеств. Какова же природа этого субстрата: материальная или духовная? Он

признает наличие те-Самый достоверный род познания, по Локку,- интуиция.

Интуитивное познание есть ясное и отчетливое восприятие соответствия или

несоответствия двух идей через их непосредственное сравнивание. На втором

месте после интуиции, по степени достоверности, у Локка стоит

демонстративное познание. В этом роде познания восприятие соответствия или

несоответствия двух^идей совершается не непосредственно, а опосредовано,

через систему посылок и выводов. Третий род познания - чувственное или

сенситивное познание. Этот род познания ограничевается восприятием

единичных предметов внешнего мира. По своей достоверности оно стоит на

самой низкой ступени познания и не достигает ясности и отчетливости.

Посредством интуитивного познания мы познаем наше бытие, посредством

демонстративного познания - бытие Бога посредством сенситив-ного познания -

существование других вещей.

лесной и мыслящей субстанции. Но не устанавливает между ниии однозначного

отношения. Они как бы рядоположены, хотя и не соприкасаются друг с другом.

Особый интерес представляет также разработанная Даккой кояцепция

абстрагировавия или теория образования наиболее общих понятий (ковцептов).

Именно характер этой теории позволяет определить учение Локка о сложных

идеях как ковцептуализм.

Проблема абстрагирования в истории философии рассматривалась, прежде всего,

как проблема соотношения общего и единичного в познании, тесно связанная с

определением роли языка. В средневековой философии эта проблема решалась с

двух диаметрально противоположных позиций -воминализма и реализма.

Номиналисты утверждали, что общее есть просто имя— иомеи (название). В

реальности существуют лишь единичные вещи. Реалисты же утверждали, что

общая идея существует реально, а единичное лишь отражение реального

существования идеи этих вещей. Д.Локк стремится найти новый способ решения

этой проблемы на основе теории познания. Согласно взглядам Локка, общие

идеи образуются путем отвлечения от тех простых идей или признаков

предметов, которые являются общими для всех предметов данной группы. Так,

например, если из сложных идей конкретных людей Петра, Павла, Ивана и т.д.

исключить только то, что есть особенного в каждом из них, и удержать только

то, что есть у них общего и затем это общее обозначить словом "человек", то

получится отвлеченная идея "человека".

Таким образом, согласно учению Локка, существуют только идеальные единичные

вещи. Общие идеи — это продукт абстрагирующей деятельности разума. Слова

же, выражающие общее, —лишь знаки общих идей. Концептуализм Локка

представляет собой серьзно ослабленный средневековый номинализм за счет

усиления материалистических тенденций. Мы уже неоднократно подчеркивали,

что Локк был сторонником эмпиризма, но его эмпиризм не носил упрощенного

характера. Теория абстрагирования показывает, что Локк придавал большое

значение и рациональной форме познания. Этот рационалистический уклон

отчетливо проявляется в его учении о трех родах познания: интуитивном,

демонстративном и опытном.

15(1) Целое и часть. Система, элемент, структура.

Понятие "система" и "целое", как и понятия "элемент" и "часть" близки по

соддержанию, но полностью не совпаают. Согласно определению Аристотеля

"целым называют то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из

которых оно именуется целым от природы, а так же то, что так объемлет

объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно". Понятие "целое" по

своему объему уже понятия системы. Системи являются не только целостные, но

и суммативные системы, не принадлежащие к классу целостных. В этом первое

отличие "целого" от "системы". Второе: в понятии "целое" акцент делается

на специфичности, на единстве системного образования, а в понятии "система"

- на единстве в многообразии. Целое соотносимо с частью, а система - с

элементами и структурой.

Понятие "часть" уже по своему объему, чем понятие "элемент" по первой линии

отличия целостных образований от систем. С другой стороны, в части могут

входить не только субстатные элементы, но и те или иные фрагменты структуры

(совакупности отношений) и структура систем в целом. Сли соотношение

элементов и системы есть соотношение разных структурных уровней (или

подуровней) организации материи, то соотношение частей и целого есть

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.