Рефераты. шпоры






В 1453 году заканчивает книгу «О согласии веры» - где проводит мысль о

единстве веры для разумных существ. В 1464г. «Опровержение Корана» -

Николай указывает связь между исламом и христианством.

Постепенно он приходит к идее о развитии от низшего к высшему. Гармония по

его мнению состоит из взаимно пропорциональных высокого и низшего.

Он очень высоко ставил человека:

Человек - есть второй бог. Он способен творить

Люди, в отличие от животных, по природе своей стремятся к знанию и ищут ему

применение

Человек - микрокосм, или малый мир.

«Никто не тождественен другому ни в чем - ни ощущениями , ни воображением,

ни разумом, ни исполнением, будь то в писАнии, живописи или другом

искусстве» (Об уч.незн.) Мир, пишет он, достигает полного совершенства в

человеке, высшем звене природы.

Познание вещей человек осуществляет посредством ума, с помощью чувств.

Кузанский уподобляет тело городу с пятью воротами, которые сообщаются с

миром. Через них, к человеку приходят послы и сообщают об окружающем мире.

Более истинно описание тогда, когда открыты все ворота. Все полученное

человек располагает на карте, затем отсылает послов, закрывает двери,

обращается к себе и при помощи рассудка исправляет неточности сообщенного

послами. Разум движется к истине, и этот процесс бесконечен, подобно тому,

как многоугольник при бесконечном увеличении числа сторон приближается к

кругу. Но многоугольник никогда не станет кругом, подобно этому, разум

никогда не сможет постичь истину до конца, хотя бесконечно будет

приближаться к ней.

Он не отрицал судьбы. Но человек, считал он, обладает свободой выбора. В

большей степени человек предопределяет свое будущее.

Некоторые мысли Кузанского до сих пор живы в разговорной речи. Так

например, высказывание: «Мы живем в придуманном мире», есть не что иное,

как мысль Николая, высказанная в работе «Берилл».

«Наш интеллект не способен очистить свои понятия от воображения», т.е.

считал, что мы живем в мире, придуманном нами самими.

Николай Кузанский одним из первых среди философов высказал мысль о

противоречивости процесса познания, догадку о том, что "познание есть

вечное, бесконечное приближения мышления к объекту", каковым была для

него бесконечность, понимаемая как совпадение противоположностей.

5(2). Эмпедокл

Философскую подготовку Эмпедокл получил в школе элейцев. Мысль элейцев -

истинно сущее бытие не может не погибать, не возникать. Они развили это

положение с большой силой, но связали его со своим убеждением в

неизменности истины сущих элементов бытия. Мысль эта после элейцев

становится предпосылкой крупнейших материалистических учений 5 и первой

половины 4 в. до н. э. Если мы даже наблюдаем в мире то, что называется

генезисом, рождением, изменением или смертью, уничтожением, гибелью, то это

лишь обманчивая видимость. Все эти явления должны быть объяснены так,

чтобы при любом объяснении не был покалебим основной и исходный тезис о

вечности и неизменности, о не возникаемости и о не гибнущей природе истинно

сущего бытия. У элейцев истинное бытие едино, в нем не может быть не только

возникновения, изменения, гибели, но не может быть и никакого множества.

Эмпедокл не пытается объяснить все разнообразие форм и явлений из одного -

единственного материального начала. Таких начал - основных и несводимых

друг на друга материальных элементов - он признает четыре. Это огонь,

воздух, вода, земля. Эмпедокл называет эти материальные начала “корнями

всех вещей”. Однако объяснить видимые явления природы, допустив лишь

существование этих четырех “корней”, невозможно. Чтобы объяснить то, что

людям представляется, как возникновение или как генезис всех вещей

природного мира, необходимо, согласно Эмпедоклу, кроме существование

четырех “корней” (материальных элементов, начал), допустить так же

существование двух противоположных друг другу движущих сил. Элементы, или

“корни”, приводятся этими силами в движение: или соединяются, сближаются,

сочетаются, или, напротив, разъединяются, удаляются друг от друга,

расходятся. Согласно Эмпедоклу, жизнь природы состоит в соединении и

разделении, в качественном и количественном смешении и соответственно в

качественном и количественном разделении вещественных элементов, которые

сами по себе, как элементы остаются неизменными. Здесь еще очень много от

древней мифологии. Вещественные начала, или элементы, характеризуются у

Эмпедокла не в качестве костной, неодушевленной и мертвой материи, а как

божественные существа - живые и способные ощущать. Материальные элементы

не оторваны от движущих сил. Всем элементам присуща движущая сила. От этой

движущей силы всех элементов Эмпедокл отличает две специфические движущие

силы. Деятельная движущая сила выступает в виде двух противоположных сил.

Силу, которая производит соединение, Силу, которая производит соединение,

он называет любовью (или дружбой, приязнью, гармонией, даже - Афродитой -

по имени богини любви, соединяющей мужчину и женщину). Силу, производящую

разделение, он называет ненавистью (враждой, Аресом). Воззрение Эмпедокла

на движущую силу уходит своими корнями в очень древние представления

греков. Оригинальность Эмпедокла в отличие от его предшественников

состояла в том, что, заимствовав свою теорию 4-х первоначальных веществ из

весьма древней греческой традиции, Эмпедокл связал ее с тем понятием об

элементе, которое он нашел во второй части поэмы Парменида, где автор

излагал свои физические гипотезы и где уже наметилось более четкое

физическое понятие об элементе. Отделив, таким образом, движущую или

деятельную причину от материальных элементов природы, Эмпедокл затем в

каждую из этих двух основ - и деятельную движущую силу и в материальные

“корни всех вещей” - вводит элемент раздвоения. Материальные элементы он

разделяет на два класса. Кроме движущих сил любви и вражды, которые,

собственно говоря, не являются элементами вещей, движущим началом у

Эмпедокла оказывается еще и материальный элемент огня. В этом смысле,

Эмпедокл противопоставляет огонь и воздух в качестве мужских божеств земле

и воде, как божеством женским. Иногда он рассматривает все четыре элемента,

как живые вещества. По вопросу об отношении единства к множеству

предшествующая Эмпедоклу философия выдвинула глубоко противоположные точки

зрения элейцев и Гераклита. Для элейцев мыслимо только единство, множества

нет, оно только иллюзия чувств. Для Гераклита единое и многое существуют

одновременно: все из одного и из всего одно. У Эмпедокла намечается

компромиссная, более “нежная” точка зрения. Согласно его взгляду,

противоположности единства и множества, любви и вражды существуют не

одновременно, а последовательно. Эмпедокл представляет жизнь природы как

циклический или ритмический процесс, в котором попеременно берут верх то

любовь, соединяющая физические элементы, то вражда, разделяющая их. Над

миром властвуют поочередно любовь и вражда. Во время господства любви все

становится единым, природа представляет собой бесконечный “шар”, в ней уже

не сохраняется своеобразие отдельных материальных элементов. Во время

господства вражды все становится многим, выступает своеобразие элементов,

они выделяются и обосабливаются. Между периодами полного господства любви

и такого же господства вражды есть переходные периоды. При всех

происходящих при этом изменениях сами материальные элементы не возникают и

не погибают.

7(2). Демокрит.

Учение Демокрита было закономерным результатом всего предшествующего

развития философской мысли. Согласно учению Демокрита- Вселенная, состоящая

из атомов веществ и пустоты, является движущейся материей. Она реальна, как

и бытие. Атомы, которые находятся в постоянном движении, соединяясь,

образуют все вещи. Когда атомы разъединяются, вещи гибнут. Теория

атомарного строения мира Демокрита была самой убедительной по своим

принципам из созданных ранее. Идея бесконечного количества миров во

Вселенной неразрывно связана с именем Джордано Бруно. Однако она явилась

лишь возрождением идей Левкиппа и Демокрита. Они утверждали, что во

Вселенной одновременно существует множество различных и одинаковых миров.

Они расположены на различных расстояниях друг от друга, находятся на

различных стадиях развития. Всё во Вселенной, по мнению Демокрита,

происходит по закону необходимости. Под этим понятием он понимал

бесконечную цепь причинно-следственных связей. А найти причины различных

явлений, по мнению Демокрита, является основной задачей мудреца.

Демокрит считал, что человек-продукт природы. Демокрит не разделяет

внутренние органы человека и животных. По его мнению, тела и человека, и

животных состоят из одной и той же материи . О движущихся в лучах солнца

пылинках Демокрит говорил как о модели движущихся атомов души. Душу

человека составляют огненные атомы. Большая концентрация этих атомов, то

есть душа, отличает человека от животных. Движение атомов души является

источником жизни и сознания. Однако душа не заперта в теле, а находится в

тесной с ним связи. Дыхание обеспечивает человеку равновесие. Оно

выравнивает количество огненных атомов, уходящих с выдохом и приходящих с

вдохом. Отрицание отдельной от тела души подтверждает атеистический

характер учения Демокрита. Движением атомов Демокрит объясняет и такие

явления как смерть и старость.

Человек для Демокрита - это не только душа и тело, это целый

микрокосмос. Процесс познания человека состоит из ощущений и из разумного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.