Рефераты. шпоры






отношении сущности, а с другой стороны, в соотношении сфер сущностей и

явлений. В итоге вырисовывается такая картина мира: сущности просты, то

есть неделимы, а значит, непротяженны; явления сложны, делимы, протяженны.

Сущности - это энергия как сублимация духа и дух как источник и высшее

развитие энергии; явления - это чувственные обнаружения духовной энергии и

то, что в чувствительности выступает под именем материальных,

геометрических, кинематических и физико-динамических характеристик.

Всякий дух есть сила, а всякая сила есть субстанция. Поэтому, сколько

сил, столько существует и субстанций. Мотив великого синтеза проникает

через всю систему Лейбница. По мысли Лейбница, из одной-единственной

субстанции неповторимое многообразие вещей и качеств бесконечной Вселенной

произойти не может, так что принцип качественного многообразия должен

быть введен в саму субстанцию. Утверждая, что субстанций бесконечно много,

Лейбниц смешивал две различные проблемы - многообразия вещей. Отсюда

ошибочность его требования, чтобы существовало беспредельное множество

субстанций. Правда, он достигает единства и упорядоченности субстанций,

утверждая наличие среди них строгой и всеобъемлющей иерархии, так что они

составляют родство, они составляют своего рода диалектику единства и

многообразия реального мира, но эта диалектика в данном случае

достигается дорогой ценой - ценой идеализма, поскольку все субстанции

роднит между собой общая их духовная природа.

20(2). Бэкон.

Основную цель своих сочинений, как и призвание всей философии, Ф. Бэкон

видел в том, чтобы "восстановить в целом или хотя бы привести к лучшему

виду то общение между умом и вещами, которому едва ли уподобится что-либо

на земле или по крайней мере что-либо земное". С философской точки зрения,

особого сожаления и срочного исправления заслуживают ставшие смутными и

бесплодными понятия, употребляемые в науках. Отсюда - необходимость "заново

обратиться к вещам с лучшими средствами и произвести восстановление наук и

искусств и всего человеческого знания вообще, утвержденное на должном

основании". Бэкон считал, что науки со времени древних греков мало

продвинулись по пути непредвзятого опытного исследования природы. Иное

положение наблюдается в "механических искусствах: "они, как бы восприняв

какое-то живительное дуновение, с каждым днем возрастают и

совершенствуются...". Но и люди, "пустившиеся в плавание по волнам опыта",

мало задумываются об исходных понятиях и принципах. Итак, Бэкон призывает

своих современников и потомков обратить особое внимание на развитие наук и

сделать это ради пользы жизни и практики, именно для "пользы и достоинства

человеческого". Бэкон выступает против ходячих предрассудков относительно

науки, чтобы сообщить научному исследованию высокий статус. Именно с Бэкона

и начинается резкая смена ориентации в европейской культуре. Наука из

подозрительного и праздного в глазах многих людей времяпрепровождения

постепенно становится важнейшей, престижной областью человеческой культуры.

В этом отношении многие ученые и философы нового времени идут по стопам

Бэкона: на место схоластического многознания, оторванного от технической

практики и от познания природы, они ставят науку, еще тесно связанную с

философией, но в то же время опирающуюся на специальные опыты и

эксперименты. " Деятельность же и усилия, способствующие развитию науки, -

пишет Бэкон в Посвящении королю ко Второй книге " Великого восстановления

наук", - касаются трех объектов: научных учреждений, книг и самих ученых"-

Во всех этих областях Бэкону принадлежат огромные заслуги. Он составил

подробный и хорошо продуманный план изменения системы образования (включая

мероприятия по ее финансированию, утверждению уставов и положений). Одним

из первых в Европе политиков и философов он писал:". вообще же следует

твердо помнить, что едва ли возможен значительный прогресс в раскрытии

глубоких тайн природы, если не будут предоставлены средства на

эксперименты...". Нужны пересмотр программ преподавания и университетских

традиций, кооперация европейских университетов. Тот, кто сейчас знакомится

с размышлениями Ф. Бэкона на все эти и подобные темы, не может не

подивиться глубокой прозорливости философа, ученого, государственного мужа:

его программа "Великого восстановления наук" не устарела и в наши дни Можно

представить себе, какой необычной, смелой и даже дерзкой выглядела она в

XVII в. Несомненно, в немалой степени благодаря великим, опережающим свое

время идеям Бэкона XVII в., особенно в Англии, стал веком науки и великих

ученых. И не случайно к Бэкону как родоначальнику возводят свои истоки

такие современные дисциплины, как науковедение, социология и экономика

науки. Однако свой главный вклад философа в теорию и практику науки Бэкон

видел в том, чтобы подвести под науку обновленное философско-

методологическое обоснование. Он мыслил науки как связанные в единую

систему, каждая часть которой в свою очередь должна быть тонко

дифференцирована.

КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМЫ НАУК И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ

"Наиболее правильным разделением человеческого знания является то, которое

исходит из трех способностей разумной души, сосредоточивающей в себе

знание. История соответствует памяти, поэзия - воображению, философия -

рассудку. Историю -сообразованную с памятью - Ф. Бэкон делит на

естественную и гражданскую (а каждую из них классифицирует еще более

конкретно: так, гражданская история разделена на церковную, на историю наук

и собственно гражданскую историю). Поэзия - коррелируемая с воображением -

разделена на эпическую, драматическую, параболическую. Наиболее дробно

разделена и классифицирована философия, которая понимается весьма широко и

делится на множество видов и подвидов знания. Но еще до того Бэкон отделяет

ее от "теологии боговдохновения"; подразделения последней он предоставляет

теологам. Что же касается философии, то она прежде всего разделяется на два

больших блока: на учение о природе, или естественную философию, и первую

философию (учение об общих аксиомах наук, о трансценденции). В первый блок,

или философское учение о природе, входят теоретические учения (физика с ее

приложениями, метафизика) и практические (механика, магия с их

приложениями). "Великим приложением к теоретической и практической

естественной философии" становится математика (в свою очередь

дифференцированная).

Бэкон широко и масштабно мыслит и философию в целом, и философию человека в

частности. Так, в философию человека входит учение о теле (в которое

включаются медицина, косметика, атлетика, "искусство наслаждения", т. е.

изобразительное искусство и музыка) и учение о душе.

8(2). Протагор.

Был основателем "софистики". В нашем языке это слово имеет вполне

определенный оценочный смысл. Первоначально же оно обозначало любопытную

вещь: все учителя учили своих учеников бесплатно, софисты же были первыми,

кто начал брать плату — появились первые профессиональные преподаватели —

"учителя мудрости" — софисты, философами их не называли.

Развитие этого направления дало ему дурную славу. Софисты старшего

поколения (Протагор и др.) не заслуживают такой суровой оценки.

Протагор - продолжатель учения Гераклита. Гераклит считал, что о каждом

предмете можно сделать противоположные утверждения и это говорит о

противоречивости нашего мира — единство противоположностей. Протагор делает

другой вывод: наше познание относительно — философский релятивизм.

Вопрос: а относительно чего оно относительно?

Ответ Протагора: оно относительно относительно человека.

Отсюда тезис: "человек — мерило всех вещей", и его уточнение: " всех вещей

существующих, так как они существуют и всех вещей несуществующих, так как

они не существуют".

Относительно вещей несуществующих тезис Протагора абсолютно верен, т.к.

мерой сфантазированных вещей является сам человек.

Отступление: история — реальный процесс, а с другой стороны — дисциплина,

которая его изучает ( то же с психологией, физиологией и др.) На это четко

обратил внимание Ф. Бэкон в труде "Новый органом" 1820 г. Фактор

неоднозначности языка он назвал "идолом рынки" или "идолом площади".

Я надеюсь, что в дальнейшем, когда я говорю "история", вы из контекста

поймете, идет речь о процессе или о дисциплине.

В истории философии ( дисциплина) утверждается, что Сократ был создателем

новой философской проблематики, он поставил проблему взаимоотношения

субъекта и объекта. Но тот же вопрос раньше поставил Протагор.

Все наши суждения относительны по отношению к данному человеку.

Два направления:

1все суждения надо оценивать с точки зрения полезности для данного

человека. В XIX веке эта идея получила распространение под названием

"Прагматизм".

2 Скептицизм

Протагор развивает позицию, с точки зрения которой наши знания носят

сомнительный характер. Это проявляется в вопросе о существовании богов: "Я

не знаю, существуют они или нет, и многое этому мешает: и краткость

человеческой жизни и неясность вопроса".

Протагор — родоначальник скептицизма

Учение о душе имеет много подразделов. Надо иметь в виду, что речь идет

здесь именно о философском учении о душе, уже отмежеванном от чисто

теологических рассуждений. И поэтому неудивительно, что оно включает такие

разделы, как логика (понимаемая также не вполне традиционно - не только как

теория суждения, но и как теория открытия, запоминания, сообщения), этика и

"гражданская наука" (которая делится в свою очередь на три учения - о

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.