Рефераты. шпоры






познания. Первое, чувственное познание, Демокрит считает “тёмным”, так как

оно затемняется обманом ощущений. Второе же, разумное познание, он называет

“светлым”, так как оно глубже проникает в суть вещей. Эти два пути

познания, через ощущения и разум, выступают у Демокрита как два уровня

познания, высший и низший. Причём они взаимно дополняют друг друга.

Трудность познания состоит в том, разум не может найти истину без чувств, а

чувствам доверять нельзя. Трудность познания обуславливает также

индивидуальные чувства человека. Демокрит, сознавая всю сложность отношений

субъекта к объекту, ставил важную проблему, получившую в философии Нового

времени название проблемы “первичных и вторичных качеств”. Первичные

качества - это фигура, порядок и положение атомов. Они существуют и

постигаются разумом. Вторичные качества – это свойства вещей,

воспринимаемые чувственно (тепло, холод, запах и т.д.).

Книга Демокрита “О том, что в Аиде” была направлена против веры в загробную

жизнь и содержала два аспекта, “физический” и моральный. О воскресших людях

Демокрит говорил, что на самом деле они не умирали, так как сердце

задержало искорку жизни, и они лишь казались умершими. Таким образом, эти

мнимые воскрешения Демокрит объяснял естественными причинами. Веру в

загробную жизнь Демокрит называл нелепой и обманчивой, приносящей вред

людям. Демокрит считал, что смерть – это естественное и неизбежное явление.

Однако подобные взгляды были чужды простому народу.

Спокойным состоянием духа Демокрит считал спокойное настроение, при

котором атомы души движутся равномерно. А спокойствие души и есть

счастливая жизнь. Источник морали Демокрит видел в земной жизни. Цель жизни

Демокрит видел в счастье, но оно не должно сводиться к телесным

наслаждениям. Важнейшее условие счастья, меру, помогает соблюсти разум.

Мера в образе жизни человека является основным условием его счастья, а

также здоровья. Человек должен соблюдать меру и в личных, и в общественных

делах. Людей, не знающих меры в наслаждении, Демокрит называет глупцами.

Впервые в этике Демокрита моральные нормы определялись не внешним

поведением, а внутренним содержанием, самоконтролем. Новым было и то, что

этика Демокрита нерелигиозна. Разумный человек свободен от страха и

суеверий. А знание является огромной моральной ценностью. Источник морали

находится в самом человеке, в его чувствах и разуме. Основой социальной

философии Демокрита была античная теория естественного права. Демокрит

считал, что по природе все люди равны. А идеальным правителем философ

считал того, кто, прежде всего, властвует над самим собой. Таким правителем

был, по мнению Демокрита, был Перикл, а Афинский полис его времени был для

Демокрита идеалом государственного устройства. Учение Демокрита открывало

новые возможности для общественных перемен, так как закон, по его словам,

“не должен людям мешать жить”.

6(2). Анаксагор.

Он был первым, кто познакомил афинян с философией и первым высказал мысль,

что первопричиной физических изменений является ум.

Анаксагор родился в Ионии в около 500 года до н.э., но около 30 лет прожил

в Афинах (приблизительно с 462 по 432 год до н.э.).

Анаксагор утверждал, что все является бесконечно делимым и что даже

малейшая частица материи содержит кое-что от каждого элемента. Вещи

представляют собой то, чего в них содержится больше всего. Так, например,

все содержит немного огня, но мы называем огнем лишь то, в чем преобладает

этот элемент. Как и Эмпедокл, Анаксагор выступал против допущения пустоты;

он говорил, что клепсидра, или надутая шкура, свидетельствует, что там,

где, по-видимому, ничего нет, находится воздух.

Он отличается от своих предшественников тем, что рассматривает ум ( "нус")

как субстанцию, которая входит в состав живых существ и отличает их от

мертвой материи. Во всем, говорил он, есть часть всего, кроме ума, а

некоторые вещи содержат также и ум. Ум имеет власть над всеми вещами,

обладающими жизнью; он бесконечен и управляет сам собой, он смешан с

небытием. За исключением ума, все как бы оно ни было мало, содержит части

всех противоположностей, таких, как горячее и холодное, белое и черное. Он

утверждал, что снег черен (частично).

Ум - источник всякого движения. Он вызывает вращение, которое постепенно

распространяется по всему миру и приводит к тому, что легчайшее идет к

периферии, а тяжелейшее падает в центр. Ум единообразен: в животном он так

же хорош, как и в человеке. Видимое превосходство человека обусловлено

наличием у него рук; все кажущиеся различия интеллекта в действительности

связаны с телесными различиями.

И Аристотель и платоновский Сократ выражают сожаление, что Анаксагор, введя

ум, мало его использует. Аристотель указывает, что Анаксагор вводит ум как

причину только тогда, когда он не знает другой причины. Везде, где

возможно, Анаксагор дает механическое объяснение. Он отверг необходимость и

случайность как причину происхождения вещей. Тем не менее в его космологии

нет провидения". По-видимому, он не уделял большого внимания этике или

религии; вероятно, он был атеистом, как утверждали его преследователи.

Значительного прогресса достиг Анаксагор в области теории познания.

Основной (элементарной) ступенью познания он считал чувственное познание.

Разум тесно связан с чувствами, и только при их посредстве можно получить

знание об окружающем мире. Однако, согласно его взглядам, восприятие

совершается обратным, ибо одинаковое не воздействует на одинаковое. И, хотя

он признает за чувственным познанием главную роль, но не абсолютизирует

его. Он также подчеркивал необходимость коррекции чувственного познания.

15(2). Скептики.

Скептицизм – это ед. идеология, кот. не отрицает правоты других идеологий.

Никакое др. учение не явл. столь же терпимым к др. идеям, как скепт-м.

Сомнение как сущ-ть скепт-ма означ, что нельзя однозначно соглашаться с

каким-либо суждением, но при этом нельзя и однозначно его отвергать. То, во

что верят люди, вполне может оказ. истиной, хотя и нельзя искл, что они

ошибаются. Следует спец оговорить, что скепт-м не утв. невозможности найти

оконч. истину: она лишь пока не найдена, и надо искать ее. Ск-ие мотивы в

истории общ-ой мысли народов мира обнаружили себя уже в глубокой древности

– от Др. Китая до Др. Рима. Основателем ск-ма стал древнегреч мыслитель

Пиррон (приблизительно 365–275 гг. до н.э.) из Элиды на Пелопоннесе. Он

принимал участие в вост походах А. Македонского, а после них путешествовал

по Индии, где общался со святыми, аскетами и магами. Вернувшись, Пиррон

учредил свою фил-ую школу в Элиде. Скепсис у Пиррона не является самоцелью,

но есть ср-во обретения душевного покоя. Абсолютная автономия личности и

полный отказ от желаний, «первейшего из всех зол», подавление всех эмоций

(особенно страха и боли) доводится до преодоления инстинкта самосохранения:

смерть «ничуть не более» страшна, чем жизнь. Гл. целью философствования

Пиррон считал достиж счастья (эвдимонии), для чего необходимо задаться

тремя вопросами: 1. каковы вещи по природе? 2. как мы должны к ним

относиться? 3. что для нас от этого проистекает? Пирроновские ответы

таковы: 1 вещи неразличимы и безразличны, неустойчивы и не допускают о себе

опред суждения; наши ощущения и представления о них не могут считаться ни

истинными, ни ложными; поэтому надо освободиться от всех субъективных

представлений, «не склоняться» ни к утверждению, ни к отрицанию,

воздерживаться от каких-либо определенных суждений, оставаться

"непоколебимым» и обо всем рассуждать:; 2 из такого отношения возникают

сначала афасия (состояние, при котором о вещах больше нечего сказать),

затем атараксия (безмятежность, невозмутимость), а затем апатия («тишина»,

бесстрастие).

Ближайшими учениками Пиррона были Тимон из Флиунта (320–230 гг. до нашей

эры), Гекатей Абдерский и учитель Эпикура Навсифан. Поскольку Пиррон не

писал фил трактатов, Тимон стал первым писателем ск-ой школы – он едко

высмеял в своеобразных пародийных стихах (так называемых «силлах»)

мыслителей, не разделявших идей скептицизма. Подобно Пиррону, и для Тимона

наиболее животрепещущим вопросом фил-ии был вопрос о поведении члка и о

высшем доступном для него блаженстве. Признавая равноценность всех

возможных суждений относит природы вещей, Тимон также обосновывал необход-

ть воздержания от суждений и идеал совершенной невозмутимости. После смерти

Тимона и прекращения деят-ти его учеников развитие школы ск-ма прерывается

примерно на 200 лет. Идеи ск-ма были восприняты платоновской Средней

Академией в лице Аркесилая (315–241 гг. до н.э.) и Новой Академией в лице

Карнеада Киренского (214–129 гг. до н.э.). Академич скепсис был существенно

более радикален, чем скепсис классический – он, вообще, отрицал возм-ть

адекватного познания. Такую позицию никак нельзя отнести к ск-му в

собственном смысле слова. Лишь в первом веке до н.э. Энесидем из Кносса

возродил ск-зм как самост напр-ие. В начале н.э. его последователями были

Агриппа, Менодот и Феод. Посл ск-ми стали Сатурнин и Секст Эмпирик (II-III

века нашей эры). Секст Эмпирик является ед ск-ом, от кот дошли до нас

довольно обширные пр-ия. А так как Секст Эмпирик и вообще был одним из посл

ск-ов в античном мире, т.е. пр-ия явл наиболее зрелым и наиболее систематич

продуктом всей деят-ти древних ск-ов за много веков. В качестве первичных и

наиболее авторитетных источников ск-ма выделяются именно пр-ия Секста

Эмпирика «Против ученых» и «Три книги Пирроновых основоположений», а также

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.