Рефераты. шпоры






ценностью на земле. Это проявление добра, а земная сущность человека

определяется связью с государством и поэтому человека Платон определяет как

существо политическое (животное живущее в государстве).

9(2). Философия Сократа

Сократ из бедной семьи (философы в основном были из аристократических

семей) Сначала он относился к школе софистов. Главная задача софистов

сводилась к изучению и открытию интеллектуальных способностей человека,

софисты первые представители субъективного идеализма (Протагор). Сократ

освоив практически школу софистов, создает свою собственную школу, задачей

которой ставилось формирование у молодежи передовых и прогрессивных

нравственных устоев, ставилась задача выработки передовой морали. По сути

он поставил вопрос о создании теории добра, основателем этики. Этика-

борьба добра и зла. Сократ выдвинул принцип, что человек знающий что такое

добро не может совершить зла, т.е. он абсолютизирует значение знаний.

Философское кредо Сократа; "Познай самого себя". Сократ ставит проблему

души, как источника добра. Он решает вопрос о структуре души : человеческая

душа выраженная через добро состоит из 3-х начал : мудрость, храбрость,

справедливость. Сократ создает и социальное учение, суть которого учение о

государстве. Государство считается важнейшим завоеванием, приобретением

человечества. Именно через государство возможно решение проблемы добра,

поэтому государством должны управлять мудрецы или аристократы, а охранять

государство должны люди мужественные. Разделение на формы государства.

1)Прогрессивная форма. Аристократическая республика – одна из форм. Власть

интеллектуального меньшинства, профессионалов и морально пригодных людей.

Чем больше управленческий аппарат, тем хуже живется народу. 2)Регрессивная

форма. Демократия одна из форм. Это власть толпы, непрофессионалов и

случайных людей. Часто у власти наблюдаются тираны и узурпаторы власти.

Демократия предполагает хаос. Т.о. Сократ закладывает основы классического

периода философии. философия становится социальной или рациональной по

сравнению с космологической досократовского периода.

Сократ ничего не писал и учил устно. Мы знаем о Сократе в основном из

произведений Платона. Сократ — действующее лицо многих диалогов Платона.

Основная идея Сократа: человек — это некоторое подобие космоса —

микрокосмос. Знание может быть получено о большом космосе изнутри человека.

Отсюда знаменитый тезис Сократа: "Познай самого себя".

Сократ развивает учение о методе познания. Начинает он со знаменитого

утверждения: " Я знаю, что я ничего не знаю". Этот тезис — начало познания.

Дальше Сократ разыскивает способ рассуждения, который изнутри самого себя

может дать знание.

Способ помощи в рождении знания Сократ называет маевтика ( деятельность

акушерки). Путем правильной постановки вопроса, путем столкновения

противоположных мнений должно появиться правильное решение.

Большое место в учении Сократа играет идея единства мира ( макрокосма и

микрокосма). Сократ критикует античный полетеизм, выдвигая идею единого

бога.

Платон ставил демократам в вину осуждение Сократа. В Афинах шла острая

политическая борьба аристократов и демократов, аристократов поддерживала

Спарта, с которой шла война. Победила Спарта, в Афинах был установлен режим

тридцати тиранов, жестокий режим.

Демократическая партия сумела самоорганизоваться, оккупационная спартанская

армия вынуждена была уйти из Афин, режим тридцати тиранов был свергнут. Все

тридцать тиранов оказались учениками Сократа. Суд над Сократом был

политическим процессом. Его не собирались казнить, его просто приговорили к

смерти, он мог уйти из Афин, не был под стражей.

Сократ предпочел публичную смерть уходу в изгнание.

Продолжателем деятельности Сократа стал Платон. Не ясна аутентичность

образа Сократа, возможно, мы видим Сократа в изображении Платона

29(2). Философия Канта.

Кант (1724 – 1804). Разносторонний мыслитель, литератор, теория

происхождения солнечной системы из газовой туманности, теория Канта –

Лапласа. Основные достижения Канта теория познания (гносеология) и этика.

Основные положения идеи теории познания. Главная работа “критика чистого

разума”. Главной целью данной работы является исследование законов

человеческого разума, т.е. субъективной диалектики, Кант обосновывает, что

познание является главным видом человеческой деятельности, и данное

положение фундамент обосновывается. Познание связано с освоением всего

человеческого опыта конкретным человеком. С познанием связана возможность

отождествления или совпадения каждого отдельного человека со всем

человечеством и в этом заключается потенциал человека и его безграничные

возможности. Формирование личности связано с познанием, т.е. личность

формируется в процессе освоения человеческого опыта. Кант ставит вопрос о

диалектике познания, говоря о двух понятиях: субъект и объект познания, эти

понятия составляют диалектическую противоположность, противоречие познания.

Суть этой диалектики: ведущим началом, источником познания является не

объект, а субъект познания. Именно субъект преобразует объект,

обстоятельство субъект подчиняет себе объект и переводит энергию объекта, в

свою собственную. Ставится вопрос о структуре субъекта познания. Здесь

выделяются два уровня: 1) Психологический уровень познания. Здесь имеется в

виду качество органов чувств и соответствующие задачи (чувствительность,

любознательность и т.д.). 2) Доопытный уровень, врожденный

(трансцендентный). Это уровень, в котором существуют такие задатки как

чувство пространства и времени, чувство дома и т.п. Одним из важнейших

вопросов теории являются такие как вопрос о ступенях, этапах познания, о

критериях познания. Познание состоит из 3-х этапов: - этап чувственного

познания; - этап рассудка, умственной деятельности; - разум. Критерием

познания является практика, связанная с преобразованием человеческого

разума. Высший критерий познания – этап преобразования человеческого

разума. Создание в голове человека новых идеальных объектов, идей и

понятий, в особенности таких идей, которые являются ведущими в развитии

всего человечества, идея бога и др. идеи. Идеи и являются границей

познания, пределом. Кант первый кто обозначает границы познания. В тоже

время возможно и полное познание действительности. Такое познание возможно

с теми объектами, которые создал сам человек. Кант определяет данные

объекты познания как «вещи для нас». Это понятие отражает мир, существующий

за пределами идей, как мир противоположный человеку, мир непознанного.

Ведущие идеи являются источником и основой веры.

30(2). Гегель.

Выдающимся представителем немецкой классической философии является Георг

Вильгельм Фридрих Гегель. Первым выдающимся трудом Гегеля является его

«феноменология духа» (1806). В 1818 г Гегель был приглашен в Берлинский

университет, где он работал профессором, ректором. Тождество бытия и

мышления - исходный пункт учения Гегеля. Развил учение о законах и

категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал

основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический

способ мышления, господствовавший в философии. Кантовской «вещи в себе» он

противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление

существенно. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы

действительности, в основе которых лежит мировой разум, абсолютная идея или

мир дух. Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию

мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Цель - в

самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа:

пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии

чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в

системе категорий и законов диалектики); развитие идеи в форме инобытия в

виде явлений природы (развив не сама природа, а лишь категории); развитие

идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем

этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме

человеческого сознания и самосознания. Логика. Предшествует истории и

природе, творит их. Делится на три части: учение о бытие, о сущности и о

понятии. Бытие и сущность - ступеньки, по которым взбирается понятие, затем

предстает во всеобщности и полноте. В логике развитие абсолютной идеи

происходит в форме абстрактных логических категорий. Отправная точка -

чистая абстрактная мысль о бытие стремится получить свое содержание через

нечто, что есть уже не чистое бытие, а определенное бытие. Начинается

процесс становления абсолютной идеи. Определенное бытие на след ступеньке

выступает как нечто определенно сущее или качество. Категория качества

развивается в единстве с категорией количества - мера. Переход количества в

качество, скачкообразность процесса развития, прерывная постепенность. От

бытия, понимаемого как явление, переход к глубоким внутренним

закономерностям - сущности. Здесь закон о взаимопроникновении

противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе. Противоречие есть

соотношение противоположностей, которое нуждается в разрешении или снятии.

Результат есть снятие противоречия. Противоречия: соотношение основания и

следствия, возможности и действительности, случайности и необходимости,

причинности и взаимодействия. Противоречия есть развитие явления.

Действительность есть единство сущности и существования. Сущность же сама

основание существования. Отвергает представления о непознаваемости

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.