сущности. Та необходимость, с которой происходит развитие в области бытия и
сущности, осознается в понятии. Такая необходимость превращается в свободу,
которая есть осознанная необходимость. Критикует формальную логику и
метафизику, развивает диалектику общего, особенного и единичного. Истина
есть процесс совпадения мысли с объектом, что достигается в идее. Идея есть
безусловное единство понятия и предмета.
Инобытие или природа. Создательница природы - мысль. Ступени развития
природы - механизм, химизм, организм. Природа не есть саморазвитие, а лишь
проявление саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную
сущность. Дух - третья ступень. Проходит три стадии. Субъективный дух -
душа или дух в себе, для себя, как таковой. Объективный дух - сфера права.
Он является свободным волеизъявлением, а система права - царство свободы.
Находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье, обществе и
государстве. Абсолютный дух - вечно действительная истина. Проходит три
степени развития: искусство (непосредственная форма знания абсолютной
истины), религия (содержит понятие бога), философия (высшая ступень
развития, полное раскрытие истины). Идея познает саму себя, возвышается до
чистого принципа, соединяя концепцию абсолютной идеи с ее началом.
Тождество бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего
мира и мышления (против агностицизма Канта). Философские взгляды Гегеля
проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не
уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие
происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим.
В этом процессе совершается переход от количественных изменений в
качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие
движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет
принцип всякого самодвижения. Основные законы диалектики. Закон перехода
количества в качество. Вещь есть то, чем она является благодаря качеству.
Количество есть внешняя для бытия определенность, дом есть дом, большой он
или маленький. Прерывное скачкообразное развитие. Закон взаимопроникновения
противоположностей - идея саморазвития в единстве и борьбе
противоположностей. Закон отрицания отрицания - развитие не только
абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи. Природа диалектического
отрицания - не тотальное отрицание, а сохранение положительного.
Общие понятия бытия
В системе основных ф-ких категорий таких как движение, материя,
пространство и время, отражение, система, информация и др. категории бытие,
занимает центральное положение, т.е. из этой категории или клеточки
вытекает вся теоретическая ф-фия. Так же как из категории «товар» вытекает
экономическая наука., из понятия организма – биологическая наука. В то же
время существует противоположное понятие бытию – это не небытие, а понятие
ничто, из этого противоречия вытекает понятие качество. Качество есть 1-е ф-
кое понятие, в котором отражается определенность конкретность, дискретность
и бесконечное разнообразие действительности. Понятие бытие не является
безликим понятием. За этим понятием стоит самая общая теория
действительности, в которой заключены следующие вопросы:1) что такое мир в
целом. 2) Какова его структура. 3) Каковы основные формы его. 4) Существует
ли первопричина мира. 5) Существует ли основа мира. 1. Что касается вопроса
об основе мира, здесь имеется в виду определение того, что связывает
воедино различные вещи. В рамках ф-фии и науки существуют постоянные
попытки решения этого вопроса, но окончательного ответа как считается быть
не может в рамках ф-фии, только в рамках религии данный вопрос разрешается
. Его решение связано с идеей бога. ВС одной стороны некоторые считают, что
основой мира являются материальные обстоятельства, с др. стороны идеалисты
считают, что первооснова – идея, духовное начало, а в 3-х считается что
основа мира троично. Троичность определяется следующим. Это некая
субстанция, которая находится на стыке вещественности, полувещественности и
идеальности.
Структура и универсальные свойства бытия.
Структура мира объясняется с различных основания. Например, сточки зрения
движения структура действительности (мира) представлена троичностью
времени, и в то же время его единства в прошлом. Н, настоящем и будущем.
Структура мира также объясняется противоречием бытия и небытия, т.е
существует как бытие так и небытие. Небытие является частью бытия. Небытие
это: 1) это процесс утраты объектами или предметами своих основных свойств.
2) Утрата объектом соей сущности. 3) Превращение объекта в др. объект. С
т.з. реальности бытия, (с т.з. статики и динамики одновременно) бытие
выражается: 1) В бесконечном многообразии различных объектов. 2) В
бесконечности связи между объектами. 3) В бесконечности свойств объектов.
Т.о. в целом бытие – это не то что окружает человека. Бытие есть
центральная ф-кая категория для отображения целостности мира, но
представленного как конкретное бесконечное многообразие объектов со всеми
их связями и свойствами. Универсальные свойства бытия: Универсальное
свойство – это такое свойства, которое присущи всем объектам и которое
является постоянным. Универсальное свойство – это всеобщее свойство. В ф-
фии выделяются следующие универсальные свойства действительности: 1)
свойство качественности (определенности и конкретности, относительной
разграниченности. 2) Свойство оформленности, внешней выраженности, т.е.
каждый объект внешне оформлен. Внешнее оформление играет первостепенное
значение во взаимодействии между объектами. Форма и содержание имеют как бы
равнозначное значение. 3) Объективности . Это свойство, способность
взаимодействовать со всеми без исключения объектами. Это свойство
выражается в мировом законе всеобщей связи. 4) Структурность объектов (
системность и организованность). В то же время свойство
самоорганизованности не является универсальным ( это свойство характерно
для живой природы и части неживой природы). 5) Активность (энергетичность),
свойство движения. 6) Свойство времени. 7) Свойство пространства. 8)
Свойство отражения и информации. Вывод: Все эти свойства находятся в тесной
взаимосвязи, определяют целостность объекта и каждое из этих свойств
представляют фундаментальную проблему любой науки. В рамках ф-фии на основе
объяснений этих свойств вырабатываются наиболее общие ф-кие теории ( теория
систем, теория информации, теория пространства и времени и т.д.)
Основные формы бытия
1) С одной стороны существуют неизменные формы бытия (метафизическая
действительность): геометрич. Формы, математич. И т.д. и изменяемая форма
бытия, которая связана прежде всего с материальным миром, причем эта форма
находится в изменении. Сфера информации, сфера знаний. 2) Существует
материальная и идеальная форма. Существуют также синтетические формы бытия.
3) Выделяются как реальные формы так и гипотетические (представленные
только в сознании человека). К реальным формам относят: природу,
человечество, сам человек, биотехнический мир («вторая природа»), а также
это 3-я форма называемая экологической. В совокупности реальные формы бытия
составляют для человека 1-ю вселенную». «2-я вселенная» представлена в
гепотетических формах бытия (от сл. Гипотеза). Это также мировой дух,
неземные цивилизации, бог, мистическая реальность, духовная оболочка,
порождаемая единым человечество. Вывод: реальные и гипотические формы бытия
в совокупности представляют для человека мировой закон расширения
вселенной
Закон отрицания отрицания.
Данный закон замыкает логику диалектических законов, фиксирует
заключительный этап развития и указывает на момент перехода. Этот момент в
данном случае определяется понятием скачка в развитии. Скачки бывают резкие
и плавные, скоротечные и длительные. Этот закон указывает так же на
направление развития и выражает последнюю его стадию. Из тезиса(1) и
антитезиса(2) следует синтез(3). Диалектическое отрицание – цепь
взаимообусловленных отрицаний, органическая связь старого и нового. Переход
основных элементов из старого в новое и их развитие в новых условиях.
(«Положительное» удержание старого в новом). Таким образом существует два
основных типа диалектического отрицания. 1) Связан с усложнением процессов
(может быть и положительным и отрицательным). 2) Связан с упрощением
процесса. Наряду с диалектическим отрицанием (логическим отрицанием)
существует метафизическое (неологическое) отрицание, которые связаны или
выражают «обрывы» (или «прорывы») в цепи развития, те. происходят как бы
неожиданные повороты в направлении развития. Данные обрывы в логическом
развитии характеризуются двумя основными типами: 1) Связан с прогрессом
(логическая цепь развития в данном случае не завершается циклом распада или
упрощения). 2) Связан с процессом обрыва цепи развития в сторону распада.
Вывод: проблемы движения и развития в целом отражаются в единстве двух
основных его форм: 1) Метафизическое движение, которое выражено в
определенной форме отрицания, в понятии единства, а также в понятии
качества и в других обстоятельствах связанных с идеальностью
действительности (понятие Бога). 2) Вторая сторона движения выражается в
его диалектичности, поэтому теория метафизики и диалектики должны
взаимодополнять друг другу, а не взаимоисключать.
24(1). Проблема смысла жизни человека.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17