Рефераты. Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. \Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков\






крупная работа «Природа мысли», где наиболее полно представлена

софиология Э. Одновременно философ создает ряд работ, где излагает

свое понимание специфики отечественной философии; наиболее

значительна из них книга «Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и

учение» (М., 1912), вызвавшая большое количество крайне

разноречивых откликов. Новоевропейскому рационализму,

схематизирующему, по Э., реальность и человека, философ

противопоставляет «логизм», — опирающееся на античную и восточно-

христианскую метафизику учение о Логосе как истоке бытия и

мышления. Доктрина Э. предполагает противопоставление не двух

христианских культур — Востока и Запада, — но двух познавательных

начал, «рацио» и «логоса». Католицизм так же «динамичен» и

«логичен», как и православие, в котором Э. подчеркивает более

черты вселенского христианства, чем национальной русской веры.

Весной 1911 г. Э. командирован историко-филологическим факультетом

Московского университета в Италию, где до 1913 г. изучает

итальянскую философию. В 1914 г. он заканчивает магистерскую

диссертацию «Розмини и его теория знания», а в 1916 г. докторскую

— «Философия Джоберти» (защитить ее Э. не успел), переводит «Пир»

Данте. Откликами на события первой мировой войны являются

многочисленные статьи Э., собранные в сборнике «Меч и крест.

Статьи о современных событиях» (М., 1915), а также брошюра «Время

славянофильствует. Война, Германия, Европа и Россия» (М., 1915).

Военный конфликт он рассматривает как реализацию противостояния

начал «логоса» и «рацио». В 1916 г. Э. избирается членом

Московского психологического общества. Он собирается работать над

книгой о философии имени, пишет задуманную еще на студенческой

скамье книгу о Платоне, но не успевает ее завершить .

Э. скончался 29 апреля 1917 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем

кладбище.

ГЛОССАРИЙ

А

АБСОЛЮТ (лат. absolutus - безусловный) - понятие алистической

философии для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного

и неизменного субъекта, к-рый „самодостаточен", не зависит ни от чего

другого, сам по себе содержит все существующее и творит его.

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - категории диалектического

материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие

соотношение между:

1) тем, что уже познано, и тем, что будет познано в дальнейшем процессе

развития науки;

2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено,

опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки, и тем, что останется

неопровержимым.

АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ. А. (лат. abstractio- отвлечение) - сторона,

часть целого, одностороннее, простое, неразвитое; К. (лат. concretus

-сгущенный, сросшийся) - многостороннее, сложное, развитое, целостное. В

истории философии до Гегеля К. понималось гл. обр. как чувственно данное

многообразие единичных вещей и явлений, А. - как характеристика

исключительно продуктов мышления(Абстракция).

АБСТРАКЦИЯ (от лат. термина abstractio – отвлечение ) - одна из

сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств

предметов и отношений между ними и выделении, вычленении к.-л. свойства или

отношения.

АЛОГИЗМ (греч. а - отрицание и logos - разум) - отрицание или резкое

преуменьшение роли логического мышления как средства достижений истины;

противопоставление логике интуиции, религиозной веры, откровения.

АЛЬТЕРНАТИВА (лат. altemus - попеременный) - необходимость выбора

между двумя или несколькими взаимоисключающими возможностями.

Б

БОГ — фантастический образ сверхъестественного всемогущего

существа, якобы сотворившего мир и управляющего им; в иудаизме - Яхве, в

исламе — Аллах, в христианстве — святая троица (бог-отец, бог-сын и бог-дух

святой) и т. д. Представления о Б. составляют основу современных форм

религии.

БУДДИЗМ - религия, проповедующая избавление от страданий путем

отказа от желаний и достижение „высшего просветления" - нирваны. Зародился

в Индии в 6-5 вв. до н. э. как одно из мн. еретических учений этического

плана.

БЫТ - одна из осн. сфер жизни об-ва, непосредственно связанная с

воспроизводством самого человека; материальная и культурная среда, в к-рой

происходит удовлетворение его потребностей в пище, одежде, жилище, отдыхе,

развлечениях, поддержании здоровья и т. д.

БЫТИЕ 1. Философское понятие, обознача-ющее существующий независимо

от сознания объективный мир, мате-рию. В применении к об-ву употребляется

термин „общественное Б.". Рассматривая материальность мира и его Б. как

понятия тождественные, диалектический материализм отвергает идеалистическое

представление о Б. как существующем до материи или независимо от нее, а

также идеалистические попытки вывести Б. из акта сознания. 2. Наиболее

общее и абстрактное понятие, обозначающее существование ч.-л. вообще. В

этом случае Б. Следует отличать от реальности, существования,

действительности и т.д., как более конкретных и глубоких характеристик

объективных процессов и явлений.

В

ВЕХОВСТВО - одно из характерных идеологических течений в России,

политическое движение которого оформлялось в период развитого в стране

демократического и пролетарского движения.

ВЕЧНАЯ ИСТИНА - термин, означающий неопровержимость истин в процессе

развития познания. В этом отношении В. и. аналогична абсолютной. Однако в

процессе познания человек имеет дело преимущественно с относительными

истинами, содержащими в себе лишь зерна абсолютных истин.

ВЕЧНОСТЬ - бесконечная длительность времени существования мира,

обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью материи, ее

субстанциальностью, материальным единством мира. В. присуща лишь всей

материи в целом; каждое конкретное образование в мире является преходящим

во времени. В. не сводится к неограниченному однородному существованию

материи в одних и тех же состояниях либо к бесконечной последовательности

круговоротов, она включает в себя постоянные качественные превращения

материи и возникновение новых состояний.

ВЕЩЬ - часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное

существование. Одна В. от др. отличается своей качественной определенностью

(Качество). Важной гносеологической и специально-научной проблемой является

проблема тождества и различия вещей между собой, а также отличия В. от

объекта и предмета.

„ВЕЩЬ В СЕБЕ" И „ВЕЩЬ ДЛЯ НАС" — философские термины, означающие:

первый - вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего

познания; второй - вещи как они раскрываются человеком в процессе познания.

ВООБРАЖЕНИЕ - способность создавать новые чувственные или мыслительные

образы в человеческом сознании на основе преобразования подученных от

действительности впечатлений. В. возникает в трудовой деятельности

человека, к-рая без В. не могла бы быть целесообразной и плодотворной.

ВОСПРИЯТИЕ - чувственный образ внешних структурных характеристик

предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на

органы чувств. Субстратом В. являются ощущения, образующие непрерывный

комплекс в пространстве и во времени (в случае со зрительными и

осязательными В.) или только во времени (когда В. образуется посредством

изменения качества или интенсивности ощущений).

Г

ГОСУДАРСТВО - осн. институт политической системы классового об-ва,

осуществляющий управление об-вом, охрану его экономической и социальной

структуры: в классово антагонистических об-вах находится в руках

экономически господствующего класса (классов) и используется им прежде

всего для подавления своих социальных противников. пис дс^-лхплслил.

Д

ДИАЛЕКТИКА (греч. dialegomai -веду беседу, рассуждаю) - наука о

наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления.

ДОБРО И ЗЛО - морально-этические категории, в к-рых выражается

нравственна”" щенка поведения людей (групп, классов), а также общественных

явлений с определенных классовых позиций. Под Д. понимается то, что об-во

(данный класс) считает нравственным, достойным подражания. 3. имеет

противоположное значение: безнравственное, достойное осуждения. Для

метафизической трактовки этих категорий характерны поиски вечных и

неизменных оснований Д. и з.

ДОГМАТИЗМ (греч. dogma - мнение, учение, решение) — способ мышления,

оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета новых данных

практики и науки, конкретных условий места и времени, т. е. игнорирующий

принцип творческого развития и конкретности истины.

Е

ЕРЕСИ (греч. hairesis — особое вероучение) - различные отклонения от

официального вероучения к.-л. религии, оппозиционные или враждебные ему.

Ж

ЖИЗНЬ — форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая и

химическая формы, но включающая их в „снятом" виде. Реализуется в

индивидуальных биологических организмах и их совокупностях (популяциях,

видах и т. п.).

И

ИДЕАЛИЗМ - философское направление, противоположное материализму в

решении осн. вопроса философии. И. исходит из первичности духовного,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.