Рефераты. Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. \Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков\






нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами

религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенное его

богом. И. рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно

мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и

агностицизму..

ИДЕОЛОГИЯ - совокупность общественных идей, теорий, взглядов, к-рые

отражают и оценивают социальную действительность с т. эр. интересов

определенных классов, разрабатываются, как правило, идейными

представителями этих классов и направлены на утверждение либо изменение,

преобразование существующих общественных отношений. В сфере И. различные

общественные классы осознают свои коренные интересы, место в об-ве,

отношение к др. классам, формулируют и обосновывают цели и программы своей

деятельности. Господствующей в данном об-ве является И. господствующего

класса, к-рый держит в своих руках средства материального и духовного

производства.

ИНДУИЗМ - совокупность религиозных представлений, обычаев, культовой

обрядности и социально-бытовых институтов, характерных для большинства

населения Индии. Корни И. восходят к древнеинд. религии - брахманизму;

генетическая связь с ним проявляется, напр., в том, что к наиболее

почитаемым И. божествам относится троица брахманизма: Брахма (созидатель),

Вишну (хранитель) и Шива (творец, хранитель и разрушитель одновременно).

ИСТИНА - верное, правильное отражение действительности в мысли,

критерием к-рого в конечном счете является практика. Характеристика

истинности относится именно к мыслям, а не к самим вещам и средствам их

языкового выражения.

К

КАТЕГОРИИ (греч. kategoria -высказывание, свидетельство) — формы

осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру,

отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, об-ва и

мышления. Истоки учения о К. уходят в далекое прошлое. Большая заслуга в

разработке философских К. принадлежит Аристотелю.

КАТОЛИЦИЗМ (греч. katholikos -вселенский) - разновидность христи

анства, распространенная гл. обр. в странах Зап. Европы и Лат. Америки.

Догматические особенности К.: признание исхождения святого духа не только

от бога-отца, но и от бога-сына, догматы о чистилище, о верховенстве

римского папы, как наместника Христа, о непогрешимости папы и т. д.

Культовые и канонические отличия К. от православия: безбрачие духовенства

(целибат), особо развитый ма-рианизм (культ богородицы) и т. д. Центр К. –

Ватикан.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ - направление схоластической философии; представители -

Абеляр, Иоанн Солсберийский и др. В споре об универсалиях концептуалисты,

как и номиналисты (Номинализм), отвергая учение реализма {Реализм

средневековый), отрицали реальное существование общего независимо от

отдельных вещей, но в отличие от номиналистов признавали существование в

уме общих понятий, концептов как особой формы познания действительности.

КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ (греч. krite-rion - мерило для оценки ч.-л.) -средство

проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и

т. п. К. и. является общественная практика.

Л

ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - философская дисциплина, целью к-рой

является применение идей, методов и аппарата современной логики к научному

познанию. Л. н. п. изучает логическую структуру научных теорий, их

компонентов (определений, классификаций, понятий, законов и т. п.),

устанавливает логические связи между этими компонентами, рассматривает

вопрос о непротиворечивости и полнот теорий, о способах формирования

проверки научных гипотез, анализир) ет логические аспекты таких методов

научного познания, как обобщение, объяснение, абстракция, идеализация т. п.

ЛОГИКА ОТНОШЕНИЙ - разде математической логики, иэучающи отношения.

ЛОГИСТИКА - первоначально так назывались логические исчисления. Лейбниц

нередко говорил о математи- ческой логике как Л. Понимание Л. как

символической или математической ло- гики было закреплено на философском

конгрессе в Женеве в сентябре 1904 г.

М

МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis -вещественный) - научное философское

направление, противоположное идеализму. Различают М. как стихийную

уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как

философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и

развитие т. зр. стихийного М. Философский М. утверждает первичность

материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность,

несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая

сознание продуктом материи, М. рассматривает его как отражение внешнего

мира, утверждая т. обр. познаваемость природы.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и

убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к

действительности отдельного человека, социальной группы, класса или об-ва в

целом. М. складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам

общественного сознания; большую роль в нем играют философские, научные,

политические, нравственные и эстетические взгляды. Научные знания,

включаясь в систему М., служат целям ориентации человека или группы в

окружающей социальной и природной реальности; кроме того, наука

рационализирует отношение человека к действительности, избавляя его от

предрассудков и заблуждений.

МОНАДА (греч. monas - единица) - философский термин, означающий

структурную, субстанциальную единицу бытия. По-разному интерпретируется в

тех или иных философских системах. У пифагорейцев, напр., М.

(математическая единица) - основа мира. У Николая Кузанского - единое

начало бытия, являющегося одухотворенной материей.

МОНИЗМ (греч. monos - один, единственный) - философское учение, к-рое

принимает за основу всего существующего одно начало. Материалисты началом,

основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают

дух, идею и т. д. Наиболее последовательным направлением идеалистического

М. является философия Гегеля. Научный и последовательный материалистический

М. характерен для диалектического материализма, исходящего из того, что мир

по своей природе материален, что все явления в мире представляют собой

различные виды движущейся материи.

МОРАЛЬ (лат. mores - нравы) -одна из форм общественного сознания,

социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во

всех без исключения областях общественной жизни. От др. форм регулирования

массовой деятельности (право, производственно-административный распорядок,

государственные декреты, народные традиции и т. п.) М. отличается способом

обоснования и осуществления своих требований.

МЫШЛЕНИЕ - активный процесс отражения объективного мира в понятиях,

суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, с

обобщением и способами опосредствованного познания действительности; высший

продукт особым образом организованной материи - мозга.

Н

НАРОД - в обычном смысле - население государства, страны; в строго

научном смысле это исторически изменяющаяся общность людей, включающая в

себя ту часть, те слои, те классы населения, к-рые по своему объективному

положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного,

революционного развития данной страны в данный период.

НАЦИЯ (лат. nati'o - народ) - исторически сложившаяся форма общности

людей, к-рая приходит на смену народности. Н. свойственна прежде всего

общность материальных условий жизни:

территории и экономической жизни;

общность языка, известных черт национального характера, проявляющихся в

национальном своеобразии ее культуры. Н. - более широкая, чем народность,

форма общности, складывающаяся с возникновением и формированием

капиталистической формации.

НЕОКОНСЕРВАТИЗМ (греч. neos -новый, лат. conserve - охраняю, сохраняю)

- система социально-экономических и мировоззренческо-политических концеп-

ций, пытающихся идеологически обосновать притязания империалистических

государств на возвращение былой гегемонии в мире, их стратегию „социального

реванша" в совр. условиях. процессом является ограничение.

О

ОБРАЗ ЖИЗНИ - философско-со-циологическая категория, охватывающая

совокупность типичных видов (спосо-бов) жизнедеятельности индивида,

социальной группы, в т. ч. класса и нации, об-ва в целом, к-рая берется в

единстве с усло-виями жизни, определяющими ее.

ОБЩЕСТВО - совокупность исторически сложившихся форм совместной

деятельности людей. В более узком смысле слова О. может рассматриваться как

конкретное О. в единстве его общих, особенных и единичных признаков (напр.,

первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалисти-

ческое) и как отдельный регион, страна.

ОТРИЦАНИЕ. 1. В материалистической диалектике О. рассматривается как

необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей

(Отрицания отрицания закон) . 2. Логическая операция, с помощью к-рой из

данного высказывания порождается новое высказывание (наз. отрицанием

исходного), такое, что если исходное высказывание было истинно, то его О.

ложно, а если оно было ложно, то его О. истинно.

ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН - один из осн. законов диалектики. Впервые

сформулирован в идеалистической системе Гегеля. О. о. з. выражает

преемственность, спирале-видность развития, связь нового со старым, своего

рода повто-ряемость на высшей стадии развития нек-рых свойств ряда низших

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.