нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами
религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенное его
богом. И. рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно
мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и
агностицизму..
ИДЕОЛОГИЯ - совокупность общественных идей, теорий, взглядов, к-рые
отражают и оценивают социальную действительность с т. эр. интересов
определенных классов, разрабатываются, как правило, идейными
представителями этих классов и направлены на утверждение либо изменение,
преобразование существующих общественных отношений. В сфере И. различные
общественные классы осознают свои коренные интересы, место в об-ве,
отношение к др. классам, формулируют и обосновывают цели и программы своей
деятельности. Господствующей в данном об-ве является И. господствующего
класса, к-рый держит в своих руках средства материального и духовного
производства.
ИНДУИЗМ - совокупность религиозных представлений, обычаев, культовой
обрядности и социально-бытовых институтов, характерных для большинства
населения Индии. Корни И. восходят к древнеинд. религии - брахманизму;
генетическая связь с ним проявляется, напр., в том, что к наиболее
почитаемым И. божествам относится троица брахманизма: Брахма (созидатель),
Вишну (хранитель) и Шива (творец, хранитель и разрушитель одновременно).
ИСТИНА - верное, правильное отражение действительности в мысли,
критерием к-рого в конечном счете является практика. Характеристика
истинности относится именно к мыслям, а не к самим вещам и средствам их
языкового выражения.
К
КАТЕГОРИИ (греч. kategoria -высказывание, свидетельство) — формы
осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру,
отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, об-ва и
мышления. Истоки учения о К. уходят в далекое прошлое. Большая заслуга в
разработке философских К. принадлежит Аристотелю.
КАТОЛИЦИЗМ (греч. katholikos -вселенский) - разновидность христи
анства, распространенная гл. обр. в странах Зап. Европы и Лат. Америки.
Догматические особенности К.: признание исхождения святого духа не только
от бога-отца, но и от бога-сына, догматы о чистилище, о верховенстве
римского папы, как наместника Христа, о непогрешимости папы и т. д.
Культовые и канонические отличия К. от православия: безбрачие духовенства
(целибат), особо развитый ма-рианизм (культ богородицы) и т. д. Центр К. –
Ватикан.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ - направление схоластической философии; представители -
Абеляр, Иоанн Солсберийский и др. В споре об универсалиях концептуалисты,
как и номиналисты (Номинализм), отвергая учение реализма {Реализм
средневековый), отрицали реальное существование общего независимо от
отдельных вещей, но в отличие от номиналистов признавали существование в
уме общих понятий, концептов как особой формы познания действительности.
КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ (греч. krite-rion - мерило для оценки ч.-л.) -средство
проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и
т. п. К. и. является общественная практика.
Л
ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - философская дисциплина, целью к-рой
является применение идей, методов и аппарата современной логики к научному
познанию. Л. н. п. изучает логическую структуру научных теорий, их
компонентов (определений, классификаций, понятий, законов и т. п.),
устанавливает логические связи между этими компонентами, рассматривает
вопрос о непротиворечивости и полнот теорий, о способах формирования
проверки научных гипотез, анализир) ет логические аспекты таких методов
научного познания, как обобщение, объяснение, абстракция, идеализация т. п.
ЛОГИКА ОТНОШЕНИЙ - разде математической логики, иэучающи отношения.
ЛОГИСТИКА - первоначально так назывались логические исчисления. Лейбниц
нередко говорил о математи- ческой логике как Л. Понимание Л. как
символической или математической ло- гики было закреплено на философском
конгрессе в Женеве в сентябре 1904 г.
М
МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis -вещественный) - научное философское
направление, противоположное идеализму. Различают М. как стихийную
уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как
философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и
развитие т. зр. стихийного М. Философский М. утверждает первичность
материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность,
несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая
сознание продуктом материи, М. рассматривает его как отражение внешнего
мира, утверждая т. обр. познаваемость природы.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и
убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к
действительности отдельного человека, социальной группы, класса или об-ва в
целом. М. складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам
общественного сознания; большую роль в нем играют философские, научные,
политические, нравственные и эстетические взгляды. Научные знания,
включаясь в систему М., служат целям ориентации человека или группы в
окружающей социальной и природной реальности; кроме того, наука
рационализирует отношение человека к действительности, избавляя его от
предрассудков и заблуждений.
МОНАДА (греч. monas - единица) - философский термин, означающий
структурную, субстанциальную единицу бытия. По-разному интерпретируется в
тех или иных философских системах. У пифагорейцев, напр., М.
(математическая единица) - основа мира. У Николая Кузанского - единое
начало бытия, являющегося одухотворенной материей.
МОНИЗМ (греч. monos - один, единственный) - философское учение, к-рое
принимает за основу всего существующего одно начало. Материалисты началом,
основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают
дух, идею и т. д. Наиболее последовательным направлением идеалистического
М. является философия Гегеля. Научный и последовательный материалистический
М. характерен для диалектического материализма, исходящего из того, что мир
по своей природе материален, что все явления в мире представляют собой
различные виды движущейся материи.
МОРАЛЬ (лат. mores - нравы) -одна из форм общественного сознания,
социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во
всех без исключения областях общественной жизни. От др. форм регулирования
массовой деятельности (право, производственно-административный распорядок,
государственные декреты, народные традиции и т. п.) М. отличается способом
обоснования и осуществления своих требований.
МЫШЛЕНИЕ - активный процесс отражения объективного мира в понятиях,
суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, с
обобщением и способами опосредствованного познания действительности; высший
продукт особым образом организованной материи - мозга.
Н
НАРОД - в обычном смысле - население государства, страны; в строго
научном смысле это исторически изменяющаяся общность людей, включающая в
себя ту часть, те слои, те классы населения, к-рые по своему объективному
положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного,
революционного развития данной страны в данный период.
НАЦИЯ (лат. nati'o - народ) - исторически сложившаяся форма общности
людей, к-рая приходит на смену народности. Н. свойственна прежде всего
общность материальных условий жизни:
территории и экономической жизни;
общность языка, известных черт национального характера, проявляющихся в
национальном своеобразии ее культуры. Н. - более широкая, чем народность,
форма общности, складывающаяся с возникновением и формированием
капиталистической формации.
НЕОКОНСЕРВАТИЗМ (греч. neos -новый, лат. conserve - охраняю, сохраняю)
- система социально-экономических и мировоззренческо-политических концеп-
ций, пытающихся идеологически обосновать притязания империалистических
государств на возвращение былой гегемонии в мире, их стратегию „социального
реванша" в совр. условиях. процессом является ограничение.
О
ОБРАЗ ЖИЗНИ - философско-со-циологическая категория, охватывающая
совокупность типичных видов (спосо-бов) жизнедеятельности индивида,
социальной группы, в т. ч. класса и нации, об-ва в целом, к-рая берется в
единстве с усло-виями жизни, определяющими ее.
ОБЩЕСТВО - совокупность исторически сложившихся форм совместной
деятельности людей. В более узком смысле слова О. может рассматриваться как
конкретное О. в единстве его общих, особенных и единичных признаков (напр.,
первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалисти-
ческое) и как отдельный регион, страна.
ОТРИЦАНИЕ. 1. В материалистической диалектике О. рассматривается как
необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей
(Отрицания отрицания закон) . 2. Логическая операция, с помощью к-рой из
данного высказывания порождается новое высказывание (наз. отрицанием
исходного), такое, что если исходное высказывание было истинно, то его О.
ложно, а если оно было ложно, то его О. истинно.
ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН - один из осн. законов диалектики. Впервые
сформулирован в идеалистической системе Гегеля. О. о. з. выражает
преемственность, спирале-видность развития, связь нового со старым, своего
рода повто-ряемость на высшей стадии развития нек-рых свойств ряда низших
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11