Рефераты. Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. \Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков\






понимание православия оставалось у Вл. Соловьева нетронутым.

Далее, совсем иную картину мы находим в те годы, когда у него росли

его римско-католические восторги. Но и здесь далеко не все было так просто.

Мы уже видели, как он критикует римский католицизм за его юридически-

формалистическую основу, которая представляется ему чем-то даже

антихристианским. Тут же, однако, в середине 80-х гг., готовился у него

отчаянный погром всего ви-зантийско-московского православия, проявлялось

его весьма слабое внимание к монашескому келейному подвижничеству на

Востоке и в связи с этим понимание Византийского государства как

языческого. Выходило, что настоящее христианское государство — только на

Западе, только в условиях развития римского католицизма.

Но и на этой позиции Вл. Соловьев долго не мог удержаться. То он

утверждал, что Константин Великий насаждал языческое государство, ничем не

отличное от Диоклетианова, а то объявлял его «равноапостольным». Отношение

к Риму у него все время колебалось. То относился к нему спокойно и почти

безразлично, а то восхвалял римский авторитет как основной даже для периода

Вселенских соборов.

«Теократия» есть определенный юридический термин. Необходимым

признаком теократии является юридическое господство религии в области

мирских отношений.

Такова мрачная и торжественно-траурная последняя часть всей

напряженной и бурной симфонии соловьевских социально – исторических

исканий.. Можно сказать, что после разочарования в этих исканиях ему

предстояло создать еще новую и небывалую философскую картину, для которой

все его оставшиеся сочинения были бы только введением. Но природа и

история заставили его слишком быстро сойти с исторической сцены, поскольку

он умер совсем еще нестарым человеком. Но и то, что он успёл сделать в этой

области, заслуживает с нашей стороны не только серьезной критики, но и

столь же серьезного преклонения.

6. Биографическая справка

Соловьев Владимир Сергеевич родился в Москве 16 января

1853 года, в семье крупнейшего русского историка Сергея

Михайловича Соловьева (1820—1879). Род Вл. Соловьева еще в

пятом колене принадлежал к среде великорусского крестьянства,

но затем перешел в духовное сословие, по линии матери он имел

в числе предков замечательного мыслителя ХVIII в. Г.С.

Сковороду. Обстановка ранних лет Вл. Соловьева сложилась

весьма благоприятно для его последующего духовного развития.

Эта обстановка не только была причиной раннего овладения

иностранными языками, но она навсегда также стала еще причиной

глубокого интереса к большим и самым широким вопросам жизни и

мировоззрения.

Среднее образование Вл. Соловьев получил в московской 5-й

гимназии, в которую поступил в 1864 г. По разного рода

соображениям его определили не в 1-й, а сразу в 3-й класс.

Гимназию он кончил в 1869 г. с золотой медалью и занесением на

гимназическую золотую доску, которая помещалась в актовом зале

гимназии. О гимназических годах Вл. Соловьева имеются

некоторые сведения, касающиеся как его образа жизни, так и его

умонастроения.

Но в эти же годы в настроениях Вл. Соловьева необходимо находить

также и серьезную сторону. Именно уже с 13 лет и до 18 он

переживает сомнения в религиозных истинах и проявляет глубокий

критицизм, о котором сам же пишет в письме к Е. В. Романовой

от 31 декабря 1872 г. В этом письме 19-летнего Вл. Соловьева

уже выражен весь основной образ мыслей зрелого философа.С

сознанием взрослого и зрелого человека он пишет этой девочке,

Кате Романовой:

«В детстве всякий принимает уже готовые верования и верит,

конечно, на слово; но и для такой веры необходимо если не

понимание, то некоторое представление о предметах веры, и

действительно ребенок составляет себе такие представления,

более или менее нелепые, свыкается с ними и считает их

неприкосновенною святынею. Многие (в былые времена почти все)

с этими представлениями остаются навсегда и живут хорошими

людьми. У других ум с годами растет и перерастает их детские

верования. Сначала со страхом, потом с самодовольством одно

верование за другим подвергается сомнению, критикуется

полудетским рассудком, оказывается нелепым и отвергается».

Высшее образование Вл. Соловьев получил в Московском

университете ( 1869 – 1873 ). Вероятно, не без

влияния материализма Вл. Соловьев поступил начала на

физико- математический факультет, затем на II курсе перешел на

историко-филологический факультет. О том, с какой

страстностью Вл. Соловьев стал овладевать философией на

историко-филологическом факультете и знакомиться с такими

властителями умов, как Хомяков в России и Шеллинг и Гегель в

Германии, об этом свидетельствует тот факт, что уже в течение

первого года по окончании университета он написал магистерскую

диссертацию, которую и защитил в 1874 г. В период с 1874 по

1880 г.г. он написал две диссертации и ряд трудов. Имеются

некоторые сведения о кратком пребывании Вл. Соловьева в

Московской духовной академии в качестве вольнослушателя, но,

по видимому, о каком-то серьезном влиянии здесь говорить

нельзя, скорее он уединился от повседневной суеты чтобы

завершить диссертацию и пользоваться обширной библиотекой

Академии.

Защита магистерской диссертации Вл. Соловьевым «Кризис

западной философии (против позитивистов)» ярко свидетельствует

как о необычайной силе его философского мышления, так и о

простоте и ясности выражения, логической убедительности,

сочетавшейся с глубиной и широтой исторического горизонта. Он

был назначен доцентом на кафедре философии Московского

университета , По ряду причин в 1877 г. был переведен в

Петербургский университет. Вскоре защитил докторскую

диссертацию на тему «Критика отвлеченных начал» ( 1880 ).

После прочтения публичной лекции 28 марта 1881 г., в которой

Вл. Соловьев призывал императора Александра III помиловать

первомартовцев, его преподавательская деятельность навсегда

окончилась.

Вл. Соловьев целиком отдается написанию произведений

церковно-общественного характера . В это время Вл. Соловьев

сближается с католицизмом, ввиду чего у него появилось много

неприятностей вплоть до запрещения писать на церковные темы.

В последние годы своей жизни Вл, Соловьев опять вернулся

к философии. К этому времени относятся его трактаты «Красота в

природе» ( 1889 ), «Смысл любви» ( 1892-1894 ), «Понятие о

Боге ( В защиту философии Спинозы)» (1887) и «Теоретическая

философия» ( 1897-1899 ). Наконец, тоже чисто философским

трудом необходимо считать огромное произведение «Оправдание

добра» ( 1897 – 1899 ).

Умер Вл. Соловьев рано, в возрасте 47 лет. Безвременно

оборвалась жизнь человека, который отличался небывалой силой

философской мощи, небывалым владением мировой философией,

напряженнейшей духовной жизнью и мощной творческой энергией,

полной неиссякаемых замыслов.

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874—1948) — религиозный философ и

публицист. Родился в Киеве 6 марта 1874 г. Б. — отпрыск старинного

дворянского рода. Будущий философ рос в аристократической среде. Отец, сам

офицер, хотел также видеть сына военным и отдал его в кадетский корпус. Но

сын пробыл там недолго. Увлекся философией. В четырнадцать лет он читал не

только А. Шопенгауэра, но и И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля. Следующее увлечение

— К. Маркс. Б. становится марксистом. «Маркса я считал гениальным человеком

и считаю сейчас», - пишет он в «Самопознании» . Бунтарь по натуре, Б.

активно включается в революционное движение. Г. В. Плеханов — его

наставник, А. В. Луначарский — товарищ по борьбе. Разрыв с окружающей

средой, выход из мира аристократического в мир революционный сам Б.

рассматривает как основной факт своей биографии. Арест, тюрьма, ссылка —

через все это Б. пришлось пройти. Вернувшись в Киев из вологодской ссылки,

где он находился в 1898—1901 гг., Б. сближается с С. Н. Булгаковым. Вместе

они переживают новый духовный кризис — возвращение в лоно церкви. В 1904

г.— переезд в Петербург, чтобы стать редактором журнала «Новый путь», а

затем — журнала «Вопросы жизни». В журналах сотрудничали Д. С.

Мережковский, В. В. Розанов, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб, А. А. Блок,

В. Я. Брюсов, А. Белый, Л. Шестов, С. Л. Франк, П. И. Новгородцев, А. М.

Ремизов — цвет литературы и философии «серебрянного века». Сначала в

Петербурге, а затем в Москве, Б. посещает Религиозно-философские общества

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.