Рефераты. Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. \Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков\






(петербургское основано по его инициативе). Преобладающее влияние на

формирование зрелых убеждений Б. оказал Ф. М. Достоевский. «Я — сын

Достоевского», — говорил он, имея в виду духовное родство. И еще одно имя

следует назвать, отыскивая истоки бердяевских идей — немецкого мистика XVII

в. Якоба Беме. От Беме Б. воспринял идею «становящегося Бога», который не

вечен и не всемогущ. До Бога был Ungrund — некая бездна, не имеющая

основания, по Б., изначальная свобода «сама по себе». Что касается

всемогущества, то, по Б., Бог им не обладает: у любого полицейского больше

власти. Бог не управляет миром, а открывается ему в свободном творчестве

человека. Б. — философ религиозный, но далекий от ортодоксии, еретик.

Впрочем, он себя называет иначе — «верующий вольнодумец». Религиозная

философия испокон веку была занята теодицеей (т. е. оправданием,

обоснованием Бога), внимание Б. приковано к антроподицее — оправданию

человека. «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916) — работа,

которая принесла Б. философскую известность. Переизданная и переведенная на

ряд европейских языков, она и сегодня не потеряла своего значения. «Книга

эта, подчеркивает Б., — была написана единым, целостным порывом, почти в

состоянии экстаза. Книгу эту я считаю не самым совершенным, но самым

вдохновенным своим произведением, в ней впервые нашла себе выражение моя

оригинальная философская мысль. В нее вложена моя основная тема». Эта тема

— эсхатология, «конец света». Смысл любого творческого акта — не в

накоплении культурного потенциала самого по себе, а в приближении «конца»,

или, точнее, преображения мира. «Творческий акт в своей первоначальной

чистоте направлен на новую жизнь, новое бытие, новое небо и новую землю». О

новом небе и новой земле речь идет в Апокалипсисе. Вслед за Н. Ф.

Федоровым Б. толкует «Откровение святого Иоанна» как предостережение

человечеству: «конец мира» должен обернуться не гибелью его, а восхождение

на новую ступень, достичь которую призвано человечество своими усилиями, но

по воле Господа. Тем временем история обрушила на Россию апокалиптические

ужасы в виде мировой войны и революции. В годы войны Б. выступил с серией

статей о русском национальном характере, которые затем собрал в книге

«Судьба России» (1918). Б. говорил об «антиномичности» России: это самая

анархичная, самая безгосударственная страна и одновременно самая

бюрократическая, обожествляющая государство и его носителей; русские —

самый «всемирноотзывчивый», нешовинистический народ и одновременно именно у

русских дикие проявления национальной ограниченности. Наконец,— свобода

духа; русские вольнолюбивы и чужды мещанской ограниченности, и вместе с тем

Россия — «страна неслыханного сервилизма». Загадочную антиномичность России

можно проследить и во множестве других аспектов, всюду сплошные тезисы и

антитезисы. Конечно, и в других странах можно найти все эти

противоположности, но только в России тезис оборачивается антитезисом,

крайности переходят друг в друга. И еще одно обстоятельство: устремленность

к крайнему, предельному. Б. мыслит национальными категориями: национальное

единство, по его мнению, глубже, прочнее единства партий, классов и всех

других преходящих исторических образований. Национальность мистична,

таинственна, иррациональна, как и всякое индивидуальное бытие. А

индивидуальность, личность для Б. главное. Мировая война, потрясшая

человечество, по мнению Б., показала тщетность и бессмысленность всех

попыток насильственного социального переустройства. Как не перекраивай

человеческий муравейник он муравейником и останется. Между тем у человека

есть более высокое предначертание: творческий труд, расширенный до

космического размаха, имеющий мировые перспективы. Февральскую и

Октябрьскую революции Бердяев встретил в Москве. В это время он вел

интенсивную духовную работу. Писал книгу «Смысл истории» (1918). Создал

Вольную академию духовной культуры. В 1920 г. он был избран профессором

Московского университета. В этом же году он был арестован. В 1922 г. —

новый арест. На этот раз дело обернулось высылкой из страны. Осенью в числе

большой группы ученых Б. выехал за границу. Два года провел в Берлине,

затем перебрался в Париж, обзавелся собственным домом. В обеих столицах он

собирал вокруг себя философскую и религиозную элиту . В Берлине написано

«Новое средневековье» (1923) — работа, которая принесла Б. европейскую

известность. Б. создает Религиозно-философскую академию, сотрудничает с

Христианской ассоциацией молодежи, редактирует журнал «Путь». Он слывет

«левым» среди эмигрантов, близок к «евразийцам», которые видят в нем

своего. Годы войны Б. провел в оккупированной Франции, ненавидел

захватчиков. Остро переживал судьбу России, радовался ее победе. Одно время

намеревался вернуться на родину, но разгул сталинизма отпугнул его. Тяжелое

впечатление произвела на него история А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко. В

1947 г. Кембриджский университет, присудил Б. степень почетного доктора.

До него такой чести из русских удостоились только И. С. Тургенев и П. И.

Чайковский. Через год (23 марта 1948 г.) Б. не стало.

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871—1944) — философ, экономист,

публицист, богослов, представитель религиозного Ренессанса в

России начала XX века. Родился 16 июля 1871 г. в городе Ливны

Орловской губернии. По признанию философа, глубинные интуиции

творчества были навеяны ему еще в детстве — жизнью с русской

природой и церковными службами в бедном храме родного городка.

Отец Б. был провинциальным священником. Закончив

четырехклассное духовное училище в Ливнах, Б. в 1884 г.

поступает в Орловскую духовную семинарию. Но уже в первых

классах семинарии его постиг тяжелый мировоззренческий кризис,

который закончился утратой религиозной веры на долгие годы

(вплоть до 30-летнего возраста). Летом 1887 г., незадолго до

окончания семинарии, когда начальство прочило способного

ученика в студенты духовной академии, Б. прекращает учебу и

поступает в Елецкую гимназию, а по окончании ее в 1890 г. — в

Московский университет, на юридический факультет. В

студенческие годы начинается его увлечение марксизмом. По

окончании Московского университета в 1894 г. Б. был оставлен

на факультете для подготовки к профессорскому званию. 1896 г.

датируется его первая книга «О рынках при капиталистическом

производстве», написанная с марксистских позиций. Успешно сдав

магистерский экзамен, Б. в 1898 г. отправляется в Германию —

родину социал-демократии и марксизма — для работы над

диссертацией, задача которой была применить основные положения

марксизма к земледелию. Б. приобретает известность в социал-

демократических кругах, знакомится с Г. В. Плехановым,

встречается — по его рекомендации — с К. Каутским, А. Бебелем,

В. Либкнехтом, пишет ряд статей по политической экономии.

Однако в Германии у Б. началось быстрое разочарование в

марксизме, наступил очередной кризис мироощущения. Б.

возвращается на родину «потерявшим почву» и с надломленной

верой в прежние идеалы. К изумлению и негодованию своих

единомышленников по социал-демократическому движению

совершается поворот Б. от марксизма к идеализму, который нашел

свое выражение в ряде статей, написанных в период 1900—1903

гг., объединенных в сборнике «От марксизма к идеализму»

(1903). Существенные причины, повлиявшие на обращение Б. к

религиозной вере и идеализму: значительное духовное

воздействие творчества Ф. М. Достоевского и Вл. С. Соловьева,

личное общение с Л. Н. Толстым, «чудесная встреча» с

«Сикстинской Мадонной», пережитая им в Дрездене. Поворот от

марксизма к идеализму означал новую эпоху в жизни Б. — он

сознательно и всецело переходит на позиции религиозного

миропонимания. В 1901 г. Б. защитил магистерскую диссертацию

«Капитализм и земледелие», в которой выразил несогласие с тем,

что положения Маркса оправдываются в сельскохозяйственном

производстве, и был назначен профессором Киевского

политехнического института по кафедре политэкономии.

Популярность приносит ему цикл лекций о А. П. Чехове и статьи,

вошедшие впоследствии в сборник «Тихие думы» (1918). В 1906 г.

Б. возвратился в Москву приват-доцентом университета, затем

получает кафедру в Коммерческом институте. В том же году он

участвует в создании Союза христианской политики. Не приняв

революцию 1905 г., он приходит к мысли о создании

христианского освободительного движения. В 1907 г. Б.

избирается во вторую Государственную Думу как беспартийный

«христианский социалист», но Дума не оправдала его надежд и,

четыре месяца заседаний окончательно в ней разочаровали. В

1905 г. Б. был одним из инициаторов создания московского

Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, которое

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.