кроме него, посещали также Н. А. Бердяев, В. Ф. Эрн, Е. Н.
Трубецкой, С. Л. Франк и другие известные философы, искавшие
спасения России на путях нравственно-религиозного обновления.
В 1910 г. Б. вместе с единомышленниками организует
книгоиздательство «Путь», где публикуются наиболее
значительные его произведения, созданные в этот период — «Два
града» (1911) и «Философия хозяйства» (1912), за которое он
получает в Московском университете степень доктора
политической экономии. В то же время он пишет ряд
публицистических статей, самая значительная из которых
«Героизм и подвижничество» была помещена в сборнике «Вехи»
(1909). Книга «Свет невечерний» (1917) завершает этот период
творчества мыслителя. Когда началась первая мировая война, Б.
увидел в этом событии не только крах «мещанской культуры»
Европы, но и возможность осуществления мессианского
предназначения России. Этому вопросу был посвящен его доклад
«Русские думы», прочитанный 6 октября 1914 г. на заседании
московского РФО, а также книга «Война и русское самосознание»
(1915). В отличие от Бердяева, Франка, П. Б. Струве и ряда
других философов, приветствовавших Февральскую революцию, Б.
воспринял ее как гибель того, что было для него самым дорогим
в русской жизни. Свое отношение к революции он выразил в
работах «Христианство и социализм» (1917), «На пиру богов.
Современные диалоги» (1921) и др. События Февральской и
Октябрьской революций вызвали у философа тревожные
предчувствия личной судьбы, «Страшного Суда раньше смерти»,
«истления заживо», которыми он делится с В. В. Розановым в
письме от 12 декабря 1917 г. В этот сложный для себя период Б.
принимает решение стать священником, решение, которое он
вынашивал по крайней мере десятилетие. Этому способствовало
устранение серьезного для него препятствия — союза православия
с самодержавием. 11 июня 1918 года в Даниловом монастыре
состоялось рукоположение Булгакова в дьяконы, а через две
недели — в храме кладбища Св. Духа — в иереи. Б. становится
отцом Сергием — так он отныне пожелал быть именуемым. За
принятие священства Б. исключается из числа профессоров
университета, уезжает в Крым, где в это время находилась его
семья, становится профессором политэкономии и богословия в
Симферопольском университете. Здесь он пишет работы «Трагедия
философии» и «Философия имени». По существу, с этого времени
начинается богословский период творчества мыслителя.
В начале 1923 г. Б. высылается за границу. Через
Константинополь он попадает в Прагу, куда его пригласили на кафедру
церковного права Русского юридического факультета. Из Праги он
отправляется в Париж, где в 1925 г. был основан Русский православный
богословский институт, впоследствии переименованный в академию. С самого
его основания и до конца своих дней Б. являлся его бессменным деканом и
профессором богословия. Наступает расцвет богословского творчества
мыслителя. Им создается целый ряд богословских сочинений — «Святые Петр и
Иоанн»(1927), «Купина неопалимая»(1928), «Друг жениха» (1928), «Лествица
Иаковля» (1929), «Икона и иконопочитание» (1931), большая трилогия «О
богочеловечестве», куда вошли «Агнец Божий» (1933), «Утешитель» (1936) и
«Невеста Агнца» (1938), и др. В этих работах видное место принадлежало
учению о Софии, Премудрости Божией. Именно это учение Б. вызвало обвинение
его в ереси, которое было предъявлено, почти одновременно, как со стороны
Московской патриархии — митрополитом московским Сергием, так и зарубежной
Православной церковью, епископами из состава карловацкого собора. Б. в
своих докладах по поводу обоих обвинений выразил протест против именования
своих взглядов ересью. Свободу бо-гословствования он считал одним из
преимуществ православия и сожалел о непонимании этого. В годы эмиграции Б.
много сил и времени отдал развитию экуменичегого движения, сближению
православия с другими христианскими вероучениями, принимал участие в
Русском христианском студенческом движении. В 1934 и 1936гг. он совершает
поездки в США, где читает циклы лекций в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне и
других городах, произносит проповеди в епископальных (англиканских)
храмах. Отличавшийся неустанной богословской и общественной деятельностью,
о. Сергий, однако, никогда не имел собственного храма, а всегда или
«сослужил» архиереям или настоятелям, или имел лишь случайные службы. В
последние годы жизни Б. тяжело болел (в 1939 г. у него был обнаружен рак
горла), перенес две операции, но продолжал активно работать, хотя это
стоило ему больших усилий. Написал «Софиологию смерти» (1939), записывал и
раздавал свои проповеди. Умер Б. 13 июля 1944 г. от кровоизлияния в мозг.
Похоронен недалеко от Парижа, на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
ЭРН Владимир Францевич (1882—1917) — религиозный философ,
историк философии, публицист. Родился 5 (17) августа 1882 г. в Тифлисе.
Отец Гавриил Андреевич Арефьев, отчим, усыновивший его, Э. Франц Карлович,
шведско-немецкого происхождения, лютеранин, после окончания медицинского
факультета Дерптского университета работал в Тифлисском аптечном
управлении; мать Ольга Павловна Райская, полурусская, полуполька,
православная. Со времени учебы во 2-й Тифлисской гимназии
Э. связан тесной дружбой с П. А. Флоренским и А. В. Ельчаниновым, с
которыми организовал гимназический литературно-философский кружок. В
1900—1904 гг. изучает философию в Московском университете. Оставлен при
кафедре всеобщей истории, позже становится доцентом, а затем профессором
университета.
Комплекс идей, развиваемых Э. в его работах, сложился достаточно
рано. Прежде всего следует отметить постоянное внимание Э. к
Платону и платонизму. Возникнув в гимназические годы, оно получило
новый импульс во время слушания университетских лекций С. Н.
Трубецкого.
Исследование традиции онтологизма платонического типа в
отечественной и итальянской философии станет главным историко-
философским делом Э. Платонизм и платонизированный аристотелизм,
прочитанные в ключе восточно-христианского умозрения, являются
источниками и его собственных философских построений. Другим таким
источником стали взгляды славянофилов, Ф. М. Достоевского, а также
идеи В. С. Соловьева, не в последнюю очередь поэтическое
творчество последнего. Существенной чертой Э. как мыслителя и
общественного деятеля является пристальное внимание к проблематике
первоначального христианства, которая соотносится им с проблемами
церковного обновления в России.
В кругу «младших» символистов Э. обсуждает проблематику петербургских
Религиозно-философских собраний 1901—1903 гг., последовательно отстаивая
святоотеческое понимание обожения плоти. Именно эта доктрина в полемике с
Д. С. Мережковским осмысляется Э. в социальном ключе в его первой
опубликованной работе «Христианское отношение к собственности». Понимание
проблемы «плоти», «христианства и мира» как центральных для современного
религиозного сознания, констатация раздробленности и упадка официальной
церковной жизни — ведущие темы работ Э. этого периода, публикуемых в
журналах «Живая жизнь», «Вопросы религии», «Век», «Церковное обновление»,
в сборнике «Религия и жизнь». В феврале 1905 г. Э. вместе с В. П.
Свенцицким становится во главе «Христианского братства борьбы». С позиций
христианского социализма он публикует «Семь свобод», «Как нужно жить
христианам?» (обе в 1906г.), «Пастырь нового типа» (1907) и др.,
противостоит черносотенным настроениям, критикует старообрядчество, ведет
полемику с деятелями «нового религиозного сознания». Говоря о дружеских и
творческих связях Э., следует отметить дружбу с Вяч. И. Ивановым;
последние годы Э. жил в московской квартире Иванова на Зубовском бульваре.
В ноябре 1906 г. Э. участвует в основании московского Религиозно-
философского общества памяти В. С. Соловьева, а в марте 1907 г. —
в создании при нем Вольного богословского университета. Вместе с
Булгаковым, Рачинским, Е. Н. Трубецким, Н. А. Бердяевым Э. входит
в редакцию организованного в конце 1910 г. в Москве издательства
«Путь». В серии докладов, лекций, статей этого периода,
посвященных христианскому пониманию прогресса, философии Р.
Декарта, Ф. Бэкона, Д. Беркли, И. Канта, У. Джемса и др., Э.
стремится последовательно изложить свою философскую, концепцию,
сложившуюся в общих чертах уже в 1905— 1906 гг. Кристаллизации
философских взглядов Э. способствует полемика с авторами
неокантианского журнала «Логос» и особенно с С. Л. Франком.
В 1911 г. Э. включает свои важнейшие статьи в сборник «Борьба за
Логос». В «Богословском вестнике» печатается написанная в Риме
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11