Рефераты. Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. \Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков\






стадий, обосновывает прогрессивный характер развития.

П

ПАНТЕИЗМ (греч. pan - все и theos — бог) — философское учение,

максимально сближающее понятия „бог" и „природа" с тенденцией к их

отождествлению. П. существовал в двух формах: натуралистический П. (стоики,

Бруно, отчасти Спиноза) одухотворяет природу, наделяя ее божественными

свойствами, и как бы растворяет бога в природе (бесконечный разум, мировая

душа и т. п.);

мистический П.

ПАРАДИГМА (греч. paradeigma -пример, образец) — совокупность

теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное

научное исследование, к-рая воплощается в научной практике на данном этапе.

П, является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для

решения исследовательских задач.

ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus -положительный) - направление философии,

объявляющее единственным источником истинного, действительного знания

конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность

философского исследования.

ПОЗНАНИЕ - общественно-исторический процесс творческой деятельности

людей, формирующий их знания, на основе к-рых возникают цели и мотивы

человеческих действий.

ПРАВОСЛАВИЕ (греч. orthodoxia) -разновидность христианства,

распространенная гл. обр. в странах Вост. Европы, Ближнего Востока и на

Балканах. П. окончательно выделилось в самостоятельное направление в 11 в.

в результате различных путей развития феодализма на западе и на востоке

Европы.

ПРАГМАТИЗМ (греч. pragma - дело, действие) - широко распространенное

субъективно-идеалистическое течение в совр. философии. В центре философии

П. находится т. наз. „принцип прагматизма".

ПСИХОАНАЛИЗ - общая теория и метод лечения нервных и психических

заболеваний, предложенные 3. Фрейдом, одна из теоретических основ

фрейдизма.

ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche - душа и logos - учение, слово) - наука о

законах порождения и функционирования психического отражения объективной

реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. П.

зародилась в глубокой древности и долгое время развивалась в недрах

философии, достигнув высокого уровня в трудах Аристотеля, давшего первую

систему понятий П. В новое время Декарт открывает рефлекторную природу

поведения.

Р

РЕЛИГИЯ (лат. religio — благочестие, святость) - специфическая форма

общественного сознания, отличительным признаком к-рой является

фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних

сил, при к-ром земные силы принимают вид неземных.

С

СКЕПТИЦИЗМ (греч. skeptikos -рассматривающий, исследующий, критикующий)

— философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания

объективной действительности. Последовательный С. смыкается с агностицизмом

и нигилизмом. С. получает наибольшее распространение в те периоды развития

об-ва, когда старые общественные идеалы уже расшатаны, а новые еще не

укрепились.

СУЩНОСТЬ - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие

от всех др. вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех

или иных обстоятельств. Понятие „С." очень важно для всякой философской

системы, для различения этих систем с т. зр. решения вопроса о том, как С.

относится к бытию и как С. вещей относится к сознанию, мышлению. Для

объективного идеализма бытие, реальность и существование находятся в

зависимости от С. вещей, к-рая трактуется как нечто независимое,

непреложное и абсолютное. В этом случае С. вещей образуют особую идеальную

действительность, к-рая порождает все вещи и ими управляет (Платон,

Гегель).

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ - философские категории, отражающие всеобщие

необходимые стороны всех объектов и процессов в мире. С. - совокупность

глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих осн. черты и

тенденции развития материальной системы. Я. — конкретные события, свойства

или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие

форму проявления и обнаружения нек-рой С. Категории С. и я. всегда

неразрывно связаны между собой. В мире нет такой С., к-рая не

обнаруживалась бы вовне и была непознаваемой, как нет и Я„ к-рое не

заключало бы в себе никакой информации о С.

Т

ТЕИЗМ (греч. theos - бог) - религиозно-философское учение, к-рое

признает существование личного бога как сверхъестественного существа,

обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все

материальные и духовные процессы. Происходящее в мире Т. рассматривает как

осуществление божественного промысла.

ТЕОЛОГИЯ (греч. theos - бог и logos - учение, слово), или богословие —

систематизация вероучения данной религии. Христианская Т., базирующаяся на

Библии, постановлениях первых вселенских соборов и учениях „отцов церкви"

(на „священном писании" и „священном предании"), делится на осн.

богословие (фундаментальная теология, апологетика), догматическое

богословие, нравственное богословие, учение о церкви и т. д. Т. присущи

крайний догматизм, авторитарность и схоластичность. С Т, смыкается

религиозная философия, пытающаяся доказать совместимость Т. с наукой. Т.

неоднократно подвергалась критике со стороны прогрессивных мыслителей всех

времен.

У

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - рассуждение, в ходе к-рого из одного или нескольких

суждений, наз. посылками У., выводится новое суждение (наз. заключением или

следствием), логически вытекающее из посылок. Переход от посылок к

заключению всегда совершается по к.-л. правилу логики (правилу вывода).

Выделение в У. посылок и заключения и установление его структуры составляют

его логический анализ. У., совершающиеся по одним и тем же правилам вывода

и законам логики, являются У. одной и той же логической формы. Т. обр.,

анализ У. служит для выявления их логических форм. У. есть форма мышления,

в к-рой (наряду с понятием, суждением и др. формами мышления и способами

рассуждения) протекает познание внешнего мира на ступени абстрактного

мышления.

УМОЗРЕНИЕ - способ теоретического постижения истины, основанный на

отвлеченных логических построениях, не связанных зачастую с научно

установленными фактами наблюдения и эксперимента. Поэтому У. может

приобретать ненаучный характер. Умозрительный характер носили

первоначальные философские построения мн. древ-негреч. мыслителей, теории

средневековых схоластов, натурфилософские теории философов 18—19 вв., в

частности Шеллинга и Гегеля, а также некоторых естествоиспытателей. С

прогрессом научного знания умозрительные воззрения постепенно заменяются

научными. Иногда У. трактуется как специфика философского познания.

Ф

ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю и sophia — мудрость) — наука о всеобщих

закономерностях, к-рым подчинены как бытие (т. е. природа и об-во), так и

мышление человека, процесс познания. Ф. является одной из форм

общественного сознания, определяется в конечном счете экономическими

отношениями об-ва. Основным вопросом философии как особой науки является

проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская

система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы,

даже если „осн. вопрос" в ней прямо и не формулируется. Термин „Ф." впервые

встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон.

Ф. возникла в рабовладельческом об-ве как наука, объединяющая всю

совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было

вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах

человеческой истории. В ходе развития общественно-производственной практики

и накопления научных знаний происходил процесс „отпочкования" отдельных

наук от Ф. и одновременно выделение ее в самостоятельную науку. Ф. как

наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир,

исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально

обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории

познания. В силу этой потребности вопрос об отношении мышления к бытию

выдвигается в Ф. на первый план, т. к. то или иное его решение лежит в

основе всей Ф., в основе метода и логики познания. С этим связана и

поляризация Ф. на два противоположных направления - на материализм и

идеализм; промежуточное положение между ними занимает дуализм. Борьба

материализма и идеализма проходит осн. нитью через всю историю Ф.,

составляет одну из ее движущих сил. Эта борьба тесно связана с развитием об-

ва, с экономическими, политическими и идеологическими интересами классов.

Уточнение специфической проблематики философской науки привело в ходе ее

развития к вычленению в самой Ф. различных сторон в качестве более или

менее самостоятельных, а иногда и резко различных разделов. К ним

относятся: онтология, гносеология (теория познания), логика, этика,

эстетика, психология, социология и история Ф.

Х

ХРИСТИАНСТВО - одна из трех т. наз. мировых религий (наряду с буддизмом я

исламом). Возникло в 1 в. в вост. провинциях Римской империи, отразив

надежды и чаяния задавленных тяжким гнетом людей, отчаявшихся изменить свою

участь собственными силами и уверовавших в избавление от страданий с

помощью мессии, или „божественного спасителя". X. было порождено

настроениями безысходности, особенно остро проявившимися у масс после

подавления восстаний рабов, выступлений бедноты и покоренных народов против

римского владычества и эксплуататорских классов. Вероучение X. сложилось на

основе идей ряда мессианских сект, заимствовав нек-рые элементы греко-

римской и вост. религий, а также под влиянием античных философов Фило-на

Александрийского и Сенеки. Центральное место в X. занимает вера в

искупительную жертву „сына божьего" Иисуса Христа, к-рый был казнен

наместником Иудеи Понтием Пилатом, но затем якобы воскрес из мертвых и

вознесся на небо, открыв тем самым возможность воскрешения своих

последователей. Приверженцы X. верят в грядущее второе пришествие Христа на

землю для того, чтобы судить живых и мертвых, даровать вечное блаженство

праведникам, а грешников обречь на адские мучения. Перенося вопрос о

достижении счастья праведниками в потусторонний мир, объявляя терпеливое

перенесение тягот жизни непременным условием грядущего блаженства, X.

добивалось смирения и покорности масс, их примирения с несправедливым

социальным строем. На протяжении всей своей истории X. развивалось в

обстановке внутренних противоречий, обусловленных неоднородностью его

классового состава, различными классовыми интересами его приверженцев. Эти

противоречия приводили к расколам в его рядах, к образованию различных

течений и направлений. В 1054 г. в нем выделились два крупных направления:

зап. (католицизм) и вост. (православие). В 16 в. в результате Реформации,

мощного антифеодального и антикатолического движения в Европе, возникла

третья разновидность X. - протестантизм. В свою очередь эти направления

распадаются на более мелкие течения, расходящиеся между собой в

интерпретации отдельных теологических и культовых вопросов, но сохраняющие

незыблемыми осн. принципы X. В настоящее время X. — наиболее

распространенная религия на земном шаре. Она представлена множеством

церквей и сект, специфика деятельности и политическая ориентация к-рых

обусловлены конкретными социальными условиями их существования.

Э

ЭКЛЕКТИКА (греч. ekiego - выбираю) - смешение различных, зачастую

противоположных т. зр., философских взглядов, теоретических посылок,

политических оценок и т. п. Так, напр., эклектичны многочисленные попытки

соединить материализм и идеализм и т.п.

Я

„Я" (в философии) — духовный центр человеческой личности,

индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой. Собственным

„я" обладает человек, самостоятельно контролирующий свои поступки и

способный к всесторонней инициативе. Идеалистические концепции в истории

философии, толкуя „я" в качестве идеального начала, не усматривали

конкретно-исторического, деятельного основания человеческого „я". Часто эта

проблема ставилась в них как проблема исходного пункта построения

философских систем. По Декарту, „я обнаруживает себя как то, что

принадлежит к мыслящей субстанции, как интуитивное начало рационального

познания и этим утверждает свою самостоятельность. Т. зр. изолированного

индивида и созерцательность в пределах идеализма приводили к солипсизму, в

пределах метафизического материализма — к низведению человека до уровня

пассивного объекта, к-рый подчиняется внешнему ходу истории.

Литература

1. Кувакин В.А. Религиозная философия в России ( начало ХХ века ),

М. «Мысль»,1980.

2. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева. М. «Знание», 1988.

3. А.Г.Спиркин. Философия. М. «Гардарика», 1998г. – 816с.

4. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М. «Мысль», 1983г. – 206с.

5. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М. «Прогресс», 1990г.

– 512с.

6. Сто русских философов. Библиографический словарь. Сост. и ред.

А.Д. Сухов, М., «Мирта», 1995 г. – 320 с.

7. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова, М., Политиздат, 1986.

– 590с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.