Гиппий – наемные учителя логики. Они показали возможность аргументировать
разные мнения, а, следовательно, и необходимость различения правильного и
неправильного путей познания. 2. Сократ создал майевтику – метод беседы, в
котором люди освобождаются от заблуждений и стереотипов и совместно ищут
истину. «В споре рождается истина». 3. Демокрит поставил проблему передачи
механизмов информации и ее сохранения. 4. Платон показал роль общих понятий
в познании и поставил вопрос об их происхождении.
У этих философов гносеология пока оставалась пока приложением или
следствием других разделов – онтологии, антропологии. Первая целиком
гносеологическая концепция – это логика Аристотеля.
Этапы развития гносеологии связаны с расширением круга рассматриваемых
факторов познания. Первый этап: сначала познание рассматривалось как
деятельность разума, поэтому изучалась техника мышления, и главной
гносеологической дисциплиной была логика. Второй этап: примерно с XVII века
изучается чувственный, практический опыт, связь разума и чувств, технологии
опытного экспериментального исследования, и главной гносеологической
дисциплиной становится методология. Третий этап: в ХХ веке учитывается
многообразие способов и оснований познания, формируется ряд новых
гносеологических дисциплин: феноменология, теория неявного знания,
семиотика, герменевтика.
Основная проблема гносеологии – определение познания.
Познание можно рассматривать как:
1. одну из базовых человеческих потребностей (потребность информации).
2.одну из форм всеобщего свойства математических объектов – отражение.
Отражение – это свойство математических объектов изменяться в соответствии
с оказанным на них воздействием и сохранять эти изменения после прекращения
воздействия. Познание как отражение делится на идеальное, избирательное,
осуществленное в знаковой форме. Последнее может быть определено с точки
зрения способов осуществления как создание, сохранение и интерпретация
знаковых систем. Именно так познание рассматривает семиотика. Семиотика
определяет знак вообще, как объект, представляющий и замещающий другой
объект, несовпадающий с ним, но несущий о нем информацию. Выявляется три
типа знаков: образ, индекс, символ. Индекс – условное обозначение,
сохраняющее лишь образную структуру объекта, например, масштабный план.
Символ – обозначение объекта принципиально иным по сравнению с его
собственной природой способом.
Лекция 12. Направления развития гносеологии.
1. Логика, как гносеологическая дисциплина.
2. Методология, как гносеологическая дисциплина.
3. Герменевтика, как гносеологическая дисциплина.
Главная практическая задача гносеологии – совершенствование познания.
Основные гносеологические дисциплины рассматривают различные составляющие
познавательного процесса.
Логика – самая первая из гносеологических дисциплин – наука о правилах
мышления, возникла в античности. Аристотель разработал структуру научного
текста. В нем должны быть: базовые определения, постановка проблемы, анализ
исходных данных, гипотеза, аргументы, анализ возможных контраргументов.
Аристотель сформулировал правила осуществления основных интеллектуальных
операций. В его логике выделяются основные законы, наиболее важные
требования к рассуждению.
1. Закон тождества – «невозможно ничего мыслить, если не мыслить всякий
раз что-нибудь одно». Это требование постоянства оснований
рассуждений, устойчивости значений используемых терминов.
2. Закон противоречия – «невозможно, чтобы противоречащие суждения вместе
были истинными». Это требование согласованности.
3. Закон исключенного третьего – «не может быть ничего посредине между
двумя противоречащими суждениями, необходимо либо утверждать, либо
отрицать». Человек должен выбрать и выработать для себя определенные
мнения – это требование определенности.
В XVII веке Лейбниц добавил к базовым законам логики еще один закон –
закон достаточного основания: всякая мысль, чтобы быть признанной, должна
быть подтверждена данными, истинность которых уже установлена, т.е. у
человека должно быть рационально-критическое мнение. Это требование
обоснованности.
В XIX веке с критикой логики Аристотеля выступил Гегель. Он называл эту
логику формальной, отвлеченной, упрощенной. Познанию реальных вещей она не
помогает, а только мешает.
Гегель о законах:
1. Тождество – абстрактное отношение, которого не существует в
реальности. Двух одинаковых вещей в мире нет, и даже одна вещь сама
себе не тождественна.
2. Вещам присущи противоречия – это способ их существования. Любая вещь
существует, если между ее частями уравновешиваются силы притяжения и
отталкивания. «Противоречие – есть критерий истинности, отсутствие
противоречий – критерий заблуждения».
3. Истина не заключена ни в одном из противоположных высказываний об
объекте, она в их синтезе, единстве.
4. В реальных отношениях явления причины и следствия всегда неоднозначны.
Гегель предложил новую логику, диалектическую, в которой основными
законами должны стать основные законы диалектики:
1. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.
Характеризует механизм развития. Как идет развитие?
2. Закон единства и борьбы противоположностей. Почему идет развитие?
3. Закон отрицания отрицания. Куда идет развитие?
В настоящее время признаются обе логические системы, но их функции
разделены. При осуществлении базовых логических операций используют логику
Аристотеля. При комплексном исследовании сложных развивающихся систем
учитываются требования диалектической логики.
Методология – учение о способах построения и развития систем знаний. Это
конкретная последовательность приемов получения знаний. Социокультурная
основа возникновения методологии – это появление ориентации на полезную
науку, на обеспечение устойчивого прироста знания. Декарт: «Под методом я
разумею простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует
принятию ложного за истинное, и без излишней траты умственных сил
постепенно и непрерывно увеличивает знание».
Общая идея методологии: весь познавательный процесс надо разложить на
элементарные шаги и обосновать условия и способы перехода от одного этапа к
другому.
К основным вариантам ранней методологии относятся индуктивный метод
Бэкона, аналитический метод Декарта.
Ранняя методология включала также аналитический аспект, т.е. анализ помех
познанию, источников ошибок и заблуждений. У Бэкона выделяется четыре
класса «идолов» – источников заблуждений - «идолы» рода, пещеры, площади,
театра.
Основное различие классической и современной методологии. Ранняя
методология считала, что можно найти универсальный, единый для всех наук
метод. Современная методология считает, что способ изучения очень сильно
зависит от объекта и цели познания. Поэтому надо разрабатывать разные
методы и обосновывать границы применимости каждого.
Уровни методологии:
1. всеобщие методы, как абстрактные принципы мышления.
2. Общелогические методы – абстрагирование, индукция, дедукция, анализ,
синтез, аналогия.
3. Общенаучные методы – наблюдение, эксперимент, мысленный эксперимент,
математическое моделирование, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный
методы.
4. Конкретно-научные методы – приемы и процедуры исследования,
используемые в отдельных науках.
5. Методики – способы реализации методов.
Герменевтика – наука о понимании. Изучает процессы передачи информации в
познании, межсубъектные, междисциплинарные, межвременные. Герменевтика
сложилась в ХХ веке, ее основатель Ганс Гадамер. Его предшественники
Шлейермахер и Дильтей. Герменевтика изучает процедуры, из которых
складывается понимание и его этапы. При этом герменевтика выявляет
основное противоречие процесса понимания. Понимание всегда выступает
одновременно как основа и результат познания. Следовательно, освоение новой
области знания – это не результат последовательного освоения одного за
другим, а вхождение в герменевтический круг.
Лекция 13. Познание как деятельность.
1. Активность субъекта в познании.
2. Познавательная деятельность и ее предпосылки. Гносеология Канта.
Традиционная гносеология рассматривает познание, как созерцание,
восприятие человеком воздействия внешнего мира.
Символом такого представления является метафора Дидро: «Человека в
познании можно сравнить с музыкальным инструментом. Его органы чувств –
это клавиши, по которым ударяет мир». Дополняет эту метафору определение
познающего человека как гносеологического Робинзона.
Но существует достаточно много данных, характеризующих познание не как
пассивное восприятие, а как активный процесс.
1. Целенаправленность – познание всегда является сосредоточением внимания
на определенных аспектах реальности. Применительно к науке Гейзенберг
сформулировал так: «Природа нам отвечает, но ее ответ всегда зависит
от вопроса, который мы задали».
2. Оперативность – любой познавательный акт состоит из ряда действий,
операций.
3. Отрыв от непосредственного данного: а) переход от явлений к сущности,
б) предвидение и прогнозирование.
Вследствие этого результат познания – гносеологический образ объекта –
имеет три составляющих:
1. Предметный аспект – собственно отражение объекта, знание о нем самом.
2. Операциональный аспект – знание о тех процедурах, посредством которых
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15