Рефераты. Лекции по философии






Гиппий – наемные учителя логики. Они показали возможность аргументировать

разные мнения, а, следовательно, и необходимость различения правильного и

неправильного путей познания. 2. Сократ создал майевтику – метод беседы, в

котором люди освобождаются от заблуждений и стереотипов и совместно ищут

истину. «В споре рождается истина». 3. Демокрит поставил проблему передачи

механизмов информации и ее сохранения. 4. Платон показал роль общих понятий

в познании и поставил вопрос об их происхождении.

У этих философов гносеология пока оставалась пока приложением или

следствием других разделов – онтологии, антропологии. Первая целиком

гносеологическая концепция – это логика Аристотеля.

Этапы развития гносеологии связаны с расширением круга рассматриваемых

факторов познания. Первый этап: сначала познание рассматривалось как

деятельность разума, поэтому изучалась техника мышления, и главной

гносеологической дисциплиной была логика. Второй этап: примерно с XVII века

изучается чувственный, практический опыт, связь разума и чувств, технологии

опытного экспериментального исследования, и главной гносеологической

дисциплиной становится методология. Третий этап: в ХХ веке учитывается

многообразие способов и оснований познания, формируется ряд новых

гносеологических дисциплин: феноменология, теория неявного знания,

семиотика, герменевтика.

Основная проблема гносеологии – определение познания.

Познание можно рассматривать как:

1. одну из базовых человеческих потребностей (потребность информации).

2.одну из форм всеобщего свойства математических объектов – отражение.

Отражение – это свойство математических объектов изменяться в соответствии

с оказанным на них воздействием и сохранять эти изменения после прекращения

воздействия. Познание как отражение делится на идеальное, избирательное,

осуществленное в знаковой форме. Последнее может быть определено с точки

зрения способов осуществления как создание, сохранение и интерпретация

знаковых систем. Именно так познание рассматривает семиотика. Семиотика

определяет знак вообще, как объект, представляющий и замещающий другой

объект, несовпадающий с ним, но несущий о нем информацию. Выявляется три

типа знаков: образ, индекс, символ. Индекс – условное обозначение,

сохраняющее лишь образную структуру объекта, например, масштабный план.

Символ – обозначение объекта принципиально иным по сравнению с его

собственной природой способом.

Лекция 12. Направления развития гносеологии.

1. Логика, как гносеологическая дисциплина.

2. Методология, как гносеологическая дисциплина.

3. Герменевтика, как гносеологическая дисциплина.

Главная практическая задача гносеологии – совершенствование познания.

Основные гносеологические дисциплины рассматривают различные составляющие

познавательного процесса.

Логика – самая первая из гносеологических дисциплин – наука о правилах

мышления, возникла в античности. Аристотель разработал структуру научного

текста. В нем должны быть: базовые определения, постановка проблемы, анализ

исходных данных, гипотеза, аргументы, анализ возможных контраргументов.

Аристотель сформулировал правила осуществления основных интеллектуальных

операций. В его логике выделяются основные законы, наиболее важные

требования к рассуждению.

1. Закон тождества – «невозможно ничего мыслить, если не мыслить всякий

раз что-нибудь одно». Это требование постоянства оснований

рассуждений, устойчивости значений используемых терминов.

2. Закон противоречия – «невозможно, чтобы противоречащие суждения вместе

были истинными». Это требование согласованности.

3. Закон исключенного третьего – «не может быть ничего посредине между

двумя противоречащими суждениями, необходимо либо утверждать, либо

отрицать». Человек должен выбрать и выработать для себя определенные

мнения – это требование определенности.

В XVII веке Лейбниц добавил к базовым законам логики еще один закон –

закон достаточного основания: всякая мысль, чтобы быть признанной, должна

быть подтверждена данными, истинность которых уже установлена, т.е. у

человека должно быть рационально-критическое мнение. Это требование

обоснованности.

В XIX веке с критикой логики Аристотеля выступил Гегель. Он называл эту

логику формальной, отвлеченной, упрощенной. Познанию реальных вещей она не

помогает, а только мешает.

Гегель о законах:

1. Тождество – абстрактное отношение, которого не существует в

реальности. Двух одинаковых вещей в мире нет, и даже одна вещь сама

себе не тождественна.

2. Вещам присущи противоречия – это способ их существования. Любая вещь

существует, если между ее частями уравновешиваются силы притяжения и

отталкивания. «Противоречие – есть критерий истинности, отсутствие

противоречий – критерий заблуждения».

3. Истина не заключена ни в одном из противоположных высказываний об

объекте, она в их синтезе, единстве.

4. В реальных отношениях явления причины и следствия всегда неоднозначны.

Гегель предложил новую логику, диалектическую, в которой основными

законами должны стать основные законы диалектики:

1. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.

Характеризует механизм развития. Как идет развитие?

2. Закон единства и борьбы противоположностей. Почему идет развитие?

3. Закон отрицания отрицания. Куда идет развитие?

В настоящее время признаются обе логические системы, но их функции

разделены. При осуществлении базовых логических операций используют логику

Аристотеля. При комплексном исследовании сложных развивающихся систем

учитываются требования диалектической логики.

Методология – учение о способах построения и развития систем знаний. Это

конкретная последовательность приемов получения знаний. Социокультурная

основа возникновения методологии – это появление ориентации на полезную

науку, на обеспечение устойчивого прироста знания. Декарт: «Под методом я

разумею простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует

принятию ложного за истинное, и без излишней траты умственных сил

постепенно и непрерывно увеличивает знание».

Общая идея методологии: весь познавательный процесс надо разложить на

элементарные шаги и обосновать условия и способы перехода от одного этапа к

другому.

К основным вариантам ранней методологии относятся индуктивный метод

Бэкона, аналитический метод Декарта.

Ранняя методология включала также аналитический аспект, т.е. анализ помех

познанию, источников ошибок и заблуждений. У Бэкона выделяется четыре

класса «идолов» – источников заблуждений - «идолы» рода, пещеры, площади,

театра.

Основное различие классической и современной методологии. Ранняя

методология считала, что можно найти универсальный, единый для всех наук

метод. Современная методология считает, что способ изучения очень сильно

зависит от объекта и цели познания. Поэтому надо разрабатывать разные

методы и обосновывать границы применимости каждого.

Уровни методологии:

1. всеобщие методы, как абстрактные принципы мышления.

2. Общелогические методы – абстрагирование, индукция, дедукция, анализ,

синтез, аналогия.

3. Общенаучные методы – наблюдение, эксперимент, мысленный эксперимент,

математическое моделирование, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный

методы.

4. Конкретно-научные методы – приемы и процедуры исследования,

используемые в отдельных науках.

5. Методики – способы реализации методов.

Герменевтика – наука о понимании. Изучает процессы передачи информации в

познании, межсубъектные, междисциплинарные, межвременные. Герменевтика

сложилась в ХХ веке, ее основатель Ганс Гадамер. Его предшественники

Шлейермахер и Дильтей. Герменевтика изучает процедуры, из которых

складывается понимание и его этапы. При этом герменевтика выявляет

основное противоречие процесса понимания. Понимание всегда выступает

одновременно как основа и результат познания. Следовательно, освоение новой

области знания – это не результат последовательного освоения одного за

другим, а вхождение в герменевтический круг.

Лекция 13. Познание как деятельность.

1. Активность субъекта в познании.

2. Познавательная деятельность и ее предпосылки. Гносеология Канта.

Традиционная гносеология рассматривает познание, как созерцание,

восприятие человеком воздействия внешнего мира.

Символом такого представления является метафора Дидро: «Человека в

познании можно сравнить с музыкальным инструментом. Его органы чувств –

это клавиши, по которым ударяет мир». Дополняет эту метафору определение

познающего человека как гносеологического Робинзона.

Но существует достаточно много данных, характеризующих познание не как

пассивное восприятие, а как активный процесс.

1. Целенаправленность – познание всегда является сосредоточением внимания

на определенных аспектах реальности. Применительно к науке Гейзенберг

сформулировал так: «Природа нам отвечает, но ее ответ всегда зависит

от вопроса, который мы задали».

2. Оперативность – любой познавательный акт состоит из ряда действий,

операций.

3. Отрыв от непосредственного данного: а) переход от явлений к сущности,

б) предвидение и прогнозирование.

Вследствие этого результат познания – гносеологический образ объекта –

имеет три составляющих:

1. Предметный аспект – собственно отражение объекта, знание о нем самом.

2. Операциональный аспект – знание о тех процедурах, посредством которых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.