Рефераты. Лекции по философии






философская антропология и социальная философия еще остаются слитыми.

Содержательное разграничение этих областей исследования происходит в

эпоху эллинизма на основе разделения социального и индивидуального бытия.

Во II веке до н.э. Греция входит в состав Римского государства на правах

провинции. В этот период одновременно выдвигаются три философских

направления, определяющие, как человеку жить правильно.

Стоицизм. Возник в конце IV – начале III вв. до н.э. Его представители

Зенон Стоик, Хрисипп, Клеандр (греки) и Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий

(римляне). В Риме стоицизм получил главное развитие в I в. до н.э. – I в.

н.э. Стоики говорили: «Человек должен быть в соответствии со своей

природой, т.е. жить по разуму, т.к. разум – главное в человеке. Разум

обнаруживает, что в мире господствует необходимость, все определяется

судьбой, роком». Стоики – первые фаталисты. Сенека: «Повинуется цепь

событий вечному вращению судьбы», «Мы не можем изменить мировых отношений;

мы можем только одно – обрести высокое мужество, достойное человека и с его

помощью стойко переносить все, что приносит нам судьба». Идеал стоиков:

«мудрец, который давлеет себе», т.е. абсолютно владеет собой, не позволяет

никому собой управлять, в любых обстоятельствах делает то, что

соответствует его принципам – сильная личность.

Эпикуреизм. Основан Эпикуром на рубеже IV – III вв. до н.э. Развит в Риме

в I в. до н.э. – I в. н.э. Его представители Федон, Гай Юлий Цезарь,

Лукреций Тит Кар, Федр. Они говорили о том, что жизнь человека не должна

определяться соображениями общественного долга. Человек не должен бояться

богов и смерти, т.к. смерть – это переход в абсолютное небытие. «Все

хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений».

«Смерти не надо бояться: пока мы есть, ее нет, а когда она придет, нас не

будет». «Цель жизни – счастье, содержание счастья - удовольствие» -

гедонизм. Человек должен стремиться к полноте удовольствий. Это не

означает, что надо слепо следовать всем желаниям, необходим разум и мера.

Стоицизм ориентирован на идею долга и достоинства, а эпикуреизм – на идею

счастья. Оба направления рассматривают эти ориентации, как несовместимые.

Христианство. В I в. н.э. оно складывается как мировоззренческая система,

запрещенная религия. В IV веке оно становится общепринятой религией.

Христианство нашло способ соединить эти ориентации, восстановив тезис о

вознаграждении добродетели за пределами земного бытия. В результате этого в

христианстве появляется возможность обосновать нравственного поведения.

Впервые в христианстве 1) разрабатывается система нравственных норм, как

негативная, так и позитивная, 2) начинают оцениваться с моральных позиций

не только поступки, но и мысли, намерения, 3) возникает идея души, как

целостной основы поведенческих актов, 4) возникает концепция линейной

истории, направленного развития общества.

Августин Блаженный в трактате «О Граде Божьем» предлагает периодизацию

истории. Град Божий – это церковь, т.е. социальная организация, построенная

на любви к Богу. Ей противопоставляется государство – социальная

организация, построенная на любви к себе. Направлением истории должно быть

укрепление Града Божьего, преобразование человечества на началах любви. Эта

идея в дальнейшем будет основой христианских социальных философий. В

русской философии в конце XIX века В.С. Соловьев разработал учение о

богочеловечестве, т.е. о гармоничном единстве, достигнутом в процессе

сознательной духовной эволюции.

Лекция 18. Натуралистическая философия просвещения.

1. Формирование принципов гуманизма и натурализма.

2. Концепция природы человека и ее следствия.

В основе средневековой социальной философии и антропологии лежит

христианство.

В эпоху возрождения эта концепция начала по-новому интерпретироваться:

1. Человек - целостное существо, и душа и тело его могут быть прекрасны

и должны развиваться в гармонии.

2. Человек – царь природы, т.е. Бог дал ему хорошие возможности, и

человек ими умело воспользовался.

3. Человек – свободный творец. Его предназначение – активная

деятельность, созидание.

На этой основе возникает гуманизм, как целостная система взглядов.

Гуманизм определяет отношение к человеку, как к абсолютной ценности,

признает неотъемлемое право человека на свободу, счастье, развитие и

проявление своих способностей. Социальные институты оцениваются с точки

зрения блага человека. Благо человека – высший принцип.

Главная черта онтологии эпохи Просвещения – натурализм, т.е. взгляд на

мир, по которому природа выступает как единый, исключающий

сверхъестественное, универсальный принцип объяснения всего сущего.

Центральной категорией социальной философии и антропологии становится

понятие природа человека – стойкие, неизменные черты, общие задатки и

свойства, присущие всем людям и во все времена, независимо от биологической

эволюции и исторического процесса.

Что входит в природу человека?

Просветители считали, что это:

1.Разумность – способность осмысленного отношения к миру и к самому себе.

Потенциальная способность развития разума у всех одинакова, но по-разному

развита в процессе воспитания и самовоспитания. «Разум необходимо

развивать, как только возможно, т.к. благоразумие – это лучший способ

решения практических и теоретических задач».

2.Духовность – тяга к прекрасному, умение чувствовать гармонию, отличить

красивое и оценить его. Это тоже потенциальная способность, которая по-

разному выражена у людей.РобРРРРРР

3.Этическая ответственность. Человек – общественное существо, и должен

поступать, руководствуясь интересами и установлениями общества.

Инстинктивно человек чувствует, что его деятельность должна регулироваться

правилами, и он способен их усваивать.

4.Биологическая основа человеческого существования: человек –

материальное природное существо, биологический организм. Все движения его

души связаны с телесными процессами и внешними физическими воздействиями.

5.Добр человек по своей природе или эгоистичен. Существует два мнения –

альтруизм (забота о других) и эгоизм (забота о себе). Вольтер: «Любовь к

себе – первопричина всех деяний». Гоббс: «Поскольку люди равны от природы,

неизбежно соперничество, столкновение интересов, следовательно, человек

эгоистичен». Шефтсбери: «Человеку от природы дано моральное чувство

стремления делать добро, иначе вообще необъяснимо, почему люди совершают

добрые поступки». Попытка синтеза этих точек зрения привела к построению

концепции разумного эгоизма. Стремясь выполнить свои личные интересы,

человек выходит в круг интересов своих близких, а из него в круг интересов

страны и общества.

6.Свободен ли человек по своей природе. Свобода – это возможность выбора

целей и средств деятельности. Человек свободен, т.к. обладает разумом и

волей. Человек не свободен, т.к. зависит от материальной среды и

собственной телесности.

Следствия из концепции природы человека:

1. Концепция естественного равенства всех людей от природы. Поэтому любая

иерархия, устанавливаемая по рождению и т.п. несправедлива и должна

быть отменена.

2. Концепция естественного воспитания. Ж.Ж Руссо «Эмиль или о

воспитании». Сущность правильного воспитания в следовании естественным

склонностям ребенка, в развитии его природной одаренности не должно

быть никакого навязывания знаний учителя.

3. Концепция естественного права человека – каждый человек имеет права,

на которые никто не может посягать: права на защиту жизни и

достоинства, безопасность, свободу, собственность, справедливое

рассмотрение спорных вопросов в суде. Политическая и правовая система

общества должна обеспечивать эти права. Просветительский идеал

государства – это «царство разума» - общество, продуманные законы

которого в точности соответствуют естественным правам человека. В

таком обществе исчезает глубокое имущественное, интеллектуальное,

моральное различие между людьми. Демократия, как форма правления,

отвечает этим требованиям.

4. Просветительская концепция истории. Первый этап – это «естественное

состояние», когда люди инстинктивно жили в согласии с природой. Второй

этап – гражданское общество, в котором существует государство, законы,

специальные силы, которые следят за их соблюдением. Переходом от

естественного состояния к гражданскому обществу было заключение

общественного договора. Люди заключили соглашение, обязавшись

подчиняться государству, отдав ему часть своей свободы в обмен на свою

защиту. Т.е. возникновение государства – это естественный акт, но в

дальнейшем он утратило первоначальный смысл, т.к. стало учитывать лишь

интересы части людей. Построение царства разума – это восстановление

истинной сущности государства.

Формирование социальной философии, как науки.

1. Проблема существования законов истории.

2. Философия истории Гегеля.

3. Материалистическое и идеалистическое понимание истории.

Натуралистическая социальная философия базировалась на идеях:

1. Существует природа человека, т.е. устойчивые, неизменные,

общечеловеческие качества.

2. Индивидуальные особенности человека – это результат воздействия

социальной среды.

С этих позиций оказалось невозможно объяснить, почему существуют

различные состояния общества, как перейти к рациональному общественному

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.