рассматривал две формы справедливости: распределяющая и уравнивающая. При
первой критерием выступает достоинство лиц, между которыми происходит
распределение. Аристотель исходит из того, что люди не равны по природе, и
распределяющая справедливость учитывает социальный статус личности. При
второй переход предметов из одних рук в другие определяется не
достоинством, а экономическими основами. Здесь действует арифметическая
пропорциональность: общество держится тем, что каждому воздается в
зависимости от его деятельности.
Аристотель, таким образом, впервые заговорил о стоимости, как
экономическом свойстве предметов обмена. Он считал, что все предметы должны
измеряться чем-то одним. Этим служит потребность, которая все соединяет.
Мера оценки возникает по общему согласию, и ей являются деньги.
Благо, добродетельность - это не телесные свойства, а раскрытие
человеческого. Для Аристотеля досуг является необходимым условием для блага
и созерцания.
Учение о государстве.
По Платону, государство – это поселение. Реальному государству
предшествует идеальное государство, в котором все равны. Конфликты в
человеческом обществе обусловлены неравенством. Платон был одним из первых
философов, который связал человеческое зло, социальные конфликты с частной
собственностью. И поэтому, стремясь к идеальному государству, Платон учил о
необходимости государственных мер по пресечению расширения имущества и
роста частной собственности. В решении этой проблемы Платон предполагал два
пути: 1. Воспитание детей в отрыве от семьи, т.к. при этом у них
складывается одинаковое сознание. Он также предполагал разрушить семью, как
форму длительного проживания людей. 2.Ограничение роскоши и расширения
личного хозяйства.
По Аристотелю, государство – это завершающая форма организации людей. Ему
предшествовали семья и поселение. Аристотель был согласен с тем, что
частная собственность – основа хозяйственного неравенства и социально-
политических конфликтов. Но в отличие от Платона, он считал, что частная
собственность вечна и незыблема. Аристотель считал, что у друзей все
должно быть общее. Его позиция: собственность должна быть частной, а
распределение - общественным. Поэтому Аристотель оправдывал рабство,
считая, что в государстве должны быть начальники и подчиненные. Лучшей
формой правления он называл монархию и аристократию и был противником
демократии, т.к. она легко перерастала в «охпократию» (охпо - толпа).
Аристотель делил государство на три сословия: аристократию, воинов и
мелких земледельцев, ремесленников. Лучше всех государством смогут
управлять всадники, т.к. они не обременены заботами о богатстве.
Средневековая философия.
Средние века – это время, когда единство Европы обеспечивалось
католической церковью и Папой Римским, как олицетворением Великой Римской
Империи.
Раннее средневековье (VI-IХвв. н.э.) характеризуется отвоевыванием
европейских земель у арабов. Церковь обладала не только идеологической
властью, но и владела примерно третью всех земель и людской массой в
монастырях (монахи и монастырские крестьяне). Единственным образованным
слоем населения было духовенство. Поэтому юриспруденция и естествознание
приводились в соответствие учениям церкви. Мирянам запрещалось читать
Библию.
В XIII веке стала складываться общественная система образования.
Появились школы и университеты. В Париже открылся университет с четырьмя
факультетами: теология, медицина, философия, богословие.
Лекция 8. Проблема бытия в средневековой философии и культура.
1. Особенности средневековой философии и культуры.
2. Патристика, схоластика, аристотелизм.
Средневековая философия формируется под влиянием двух основных факторов:
античной традиции и новых мировых религий (христианство I в. и ислам VII
в.)
Важные для философии идеи христианства:
1. Разделение бытия на земное и верховное, признание существования Бога
единственным истинным бытием и источником всякого другого
существования.
2. Чисто духовная трактовка существования Бога – креационизм – идея
сотворения мира. В христианстве мир возник из ничего.
(Противоположность ему - дарвинизм).
3. В мире действуют как естественные закономерности, так и божий
промысел.
Под влиянием мировых религий в средневековье происходит общий процесс
сакрализации культуры, т.е. проникновение религии во все сферы жизни.
Сакрализация познания проявляется, во-первых, в иерархии наук.
Теоретическое обоснование этого: Жизнь коротка, и следует больше заботиться
о том знании, которое ближе к спасению души.
1. Теология – наука о божественном, попытка объяснить сущность и деяния
Бога.
2. Философия, которая определяется, как «естественная теология»,
объяснение религии рациональными средствами (законами природы).
3. Тривиум: логика, риторика, грамматика.
4. Естественные науки. Природа – это воплощение замыслов творца,
следовательно, изучая ее можно прийти к познанию Бога, но это далекий
и косвенный путь.
Иерархия наук дополнялась иерархией способов познания. Высшим способом
считалась интуиция, т.к. она одно из проявлений сакрализации, она наиболее
близка к божественному откровению. Самый низкий уровень – это практическое
познание конкретных вещей.
Религия – это форма знания, принципиально ориентированная на сохранение и
поддержание некоторых базовых постулатов, не подлежащих сомнению.
В познании распространение ориентации на сохранение уже имеющихся знаний,
а не на производство новых внешне проявилось в возникновении особого
познавательного жанра, в котором начинают писаться научные труды – «суммы».
Сумма – обзорный энциклопедический труд, в котором сосредотачивается все
знание по некоторому предмету, подводится итог и устанавливаются истинные
мнения.
Первую сумму «Источник знания» написал Иоанн Дамаскин (675-753гг.) Она
состояла из трех частей: 1.Диалектика – излагалась аристотелевская логика;
2. Сумма против язычников; 3. Истинное изложение православной веры. Он
подвел итог развитию патристики и стал основоположником схоластики.
Патристика – первая форма средневековой философии (от лат. патер - отец),
буквально означает учение отцов церкви. Т.е. это совокупность религиозных
философских учений периода становления христианства, когда формировался и
уточнялся канон христианской веры (II-VIII вв.) Деятели этого периода:
Климент Александрийский, Тертуллиан, Иоанн Златоуст, Августин Блаженный.
Учение Августина Блаженного: высшее в мире – Бог, главное его свойство –
бытие, существование. Таким образом, у Августина появляется идея об уровнях
существования. Свободным актом воли Бог создал из ничего материю и
пространство. Он продолжает творить все время, иначе мир провалился бы в
небытие. Истина в Средние века – это сам Бог. Одно из важных достижений
Августина – психологическая концепция времени. Существует реально лишь
настоящее, прошлое – это память, а будущее – это только его воля.
Схоластика – вторая форма средневековой философии, сложившаяся на основе
определившегося христианства. Схоластика, как метод познания, строится на
интерпретации и изучении канонических текстов. Базовый постулат схоластики,
как метода: существуют основополагающие тексты, в которых содержится все
необходимое знание. Можно решить любую проблему в познании, подобрав
соответствующий текст и правильно его интерпретировав.
К каноническим текстам были отнесены Библия, труды отцов церкви,
некоторые сочинения Платина и Аристотеля.
Характерная особенность средневекового образования: ученым считался тот,
кто хорошо знал тексты и мог подобрать их для обоснования любого тезиса.
Определенность собственной точки зрения не важна.
Большинство проблем, обсуждавшихся в средневековой схоластике, не имеет
собственного значения за ее пределами, кроме одной. Это проблема
соотношения общего и единичного – спор об универсалиях:
1. В вещах существуют как общие, так и единичные черты – какие из них
важнее: те, которые определяют принадлежность вещи к определенному
классу, или те, которые характеризуют ее индивидуальность?
2. Откуда берется общее в вещах? Обладает ли оно неким самостоятельным
существованием?
3. Общие понятия (универсалии) более или менее понятнее, чем конкретные
вещи?
В споре об универсалиях определились философские течения номиналистов и
реалистов.
Номиналисты – Беренгар, Росцелин, Пьер Абмер, У.Оккам. Их позиция:
реальны только конкретные вещи. Общие понятия – это всего лишь их имена, а
имя – это всего лишь набор звуков, «колебания воздуха». Общие понятия
никакой реальностью не обладают – крайний номинализм, или обладают
реальностью лишь потенциально, как возможные идеи нашего разума – умеренный
номинализм.
Реалисты – Эриугена, Ансельм Киндерберийский, Аделард Батский, Гильом из
Шамю. Их позиция: По-настоящему реальны только универсалии. Конкретные вещи
– это результат случайных видоизменений общего. Например, все люди в
основном похожи. Индивидуальность – это случайные черты. Эриугена: «Вещи –
это результат обличения сущности случайными свойствами». Умеренный реализм
полагал, что универсалии образуют вещи, соединяясь с материей. Крайний
реализм допускал также, что универсалии могут существовать отдельно от
вещей в чистом виде. Представителем умеренного реализма был систематизатор
схоластики Фома Аквинский (Томас Аквинат). Он был основателем томизма, как
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15