Рефераты. Лекции по философии






рассматривал две формы справедливости: распределяющая и уравнивающая. При

первой критерием выступает достоинство лиц, между которыми происходит

распределение. Аристотель исходит из того, что люди не равны по природе, и

распределяющая справедливость учитывает социальный статус личности. При

второй переход предметов из одних рук в другие определяется не

достоинством, а экономическими основами. Здесь действует арифметическая

пропорциональность: общество держится тем, что каждому воздается в

зависимости от его деятельности.

Аристотель, таким образом, впервые заговорил о стоимости, как

экономическом свойстве предметов обмена. Он считал, что все предметы должны

измеряться чем-то одним. Этим служит потребность, которая все соединяет.

Мера оценки возникает по общему согласию, и ей являются деньги.

Благо, добродетельность - это не телесные свойства, а раскрытие

человеческого. Для Аристотеля досуг является необходимым условием для блага

и созерцания.

Учение о государстве.

По Платону, государство – это поселение. Реальному государству

предшествует идеальное государство, в котором все равны. Конфликты в

человеческом обществе обусловлены неравенством. Платон был одним из первых

философов, который связал человеческое зло, социальные конфликты с частной

собственностью. И поэтому, стремясь к идеальному государству, Платон учил о

необходимости государственных мер по пресечению расширения имущества и

роста частной собственности. В решении этой проблемы Платон предполагал два

пути: 1. Воспитание детей в отрыве от семьи, т.к. при этом у них

складывается одинаковое сознание. Он также предполагал разрушить семью, как

форму длительного проживания людей. 2.Ограничение роскоши и расширения

личного хозяйства.

По Аристотелю, государство – это завершающая форма организации людей. Ему

предшествовали семья и поселение. Аристотель был согласен с тем, что

частная собственность – основа хозяйственного неравенства и социально-

политических конфликтов. Но в отличие от Платона, он считал, что частная

собственность вечна и незыблема. Аристотель считал, что у друзей все

должно быть общее. Его позиция: собственность должна быть частной, а

распределение - общественным. Поэтому Аристотель оправдывал рабство,

считая, что в государстве должны быть начальники и подчиненные. Лучшей

формой правления он называл монархию и аристократию и был противником

демократии, т.к. она легко перерастала в «охпократию» (охпо - толпа).

Аристотель делил государство на три сословия: аристократию, воинов и

мелких земледельцев, ремесленников. Лучше всех государством смогут

управлять всадники, т.к. они не обременены заботами о богатстве.

Средневековая философия.

Средние века – это время, когда единство Европы обеспечивалось

католической церковью и Папой Римским, как олицетворением Великой Римской

Империи.

Раннее средневековье (VI-IХвв. н.э.) характеризуется отвоевыванием

европейских земель у арабов. Церковь обладала не только идеологической

властью, но и владела примерно третью всех земель и людской массой в

монастырях (монахи и монастырские крестьяне). Единственным образованным

слоем населения было духовенство. Поэтому юриспруденция и естествознание

приводились в соответствие учениям церкви. Мирянам запрещалось читать

Библию.

В XIII веке стала складываться общественная система образования.

Появились школы и университеты. В Париже открылся университет с четырьмя

факультетами: теология, медицина, философия, богословие.

Лекция 8. Проблема бытия в средневековой философии и культура.

1. Особенности средневековой философии и культуры.

2. Патристика, схоластика, аристотелизм.

Средневековая философия формируется под влиянием двух основных факторов:

античной традиции и новых мировых религий (христианство I в. и ислам VII

в.)

Важные для философии идеи христианства:

1. Разделение бытия на земное и верховное, признание существования Бога

единственным истинным бытием и источником всякого другого

существования.

2. Чисто духовная трактовка существования Бога – креационизм – идея

сотворения мира. В христианстве мир возник из ничего.

(Противоположность ему - дарвинизм).

3. В мире действуют как естественные закономерности, так и божий

промысел.

Под влиянием мировых религий в средневековье происходит общий процесс

сакрализации культуры, т.е. проникновение религии во все сферы жизни.

Сакрализация познания проявляется, во-первых, в иерархии наук.

Теоретическое обоснование этого: Жизнь коротка, и следует больше заботиться

о том знании, которое ближе к спасению души.

1. Теология – наука о божественном, попытка объяснить сущность и деяния

Бога.

2. Философия, которая определяется, как «естественная теология»,

объяснение религии рациональными средствами (законами природы).

3. Тривиум: логика, риторика, грамматика.

4. Естественные науки. Природа – это воплощение замыслов творца,

следовательно, изучая ее можно прийти к познанию Бога, но это далекий

и косвенный путь.

Иерархия наук дополнялась иерархией способов познания. Высшим способом

считалась интуиция, т.к. она одно из проявлений сакрализации, она наиболее

близка к божественному откровению. Самый низкий уровень – это практическое

познание конкретных вещей.

Религия – это форма знания, принципиально ориентированная на сохранение и

поддержание некоторых базовых постулатов, не подлежащих сомнению.

В познании распространение ориентации на сохранение уже имеющихся знаний,

а не на производство новых внешне проявилось в возникновении особого

познавательного жанра, в котором начинают писаться научные труды – «суммы».

Сумма – обзорный энциклопедический труд, в котором сосредотачивается все

знание по некоторому предмету, подводится итог и устанавливаются истинные

мнения.

Первую сумму «Источник знания» написал Иоанн Дамаскин (675-753гг.) Она

состояла из трех частей: 1.Диалектика – излагалась аристотелевская логика;

2. Сумма против язычников; 3. Истинное изложение православной веры. Он

подвел итог развитию патристики и стал основоположником схоластики.

Патристика – первая форма средневековой философии (от лат. патер - отец),

буквально означает учение отцов церкви. Т.е. это совокупность религиозных

философских учений периода становления христианства, когда формировался и

уточнялся канон христианской веры (II-VIII вв.) Деятели этого периода:

Климент Александрийский, Тертуллиан, Иоанн Златоуст, Августин Блаженный.

Учение Августина Блаженного: высшее в мире – Бог, главное его свойство –

бытие, существование. Таким образом, у Августина появляется идея об уровнях

существования. Свободным актом воли Бог создал из ничего материю и

пространство. Он продолжает творить все время, иначе мир провалился бы в

небытие. Истина в Средние века – это сам Бог. Одно из важных достижений

Августина – психологическая концепция времени. Существует реально лишь

настоящее, прошлое – это память, а будущее – это только его воля.

Схоластика – вторая форма средневековой философии, сложившаяся на основе

определившегося христианства. Схоластика, как метод познания, строится на

интерпретации и изучении канонических текстов. Базовый постулат схоластики,

как метода: существуют основополагающие тексты, в которых содержится все

необходимое знание. Можно решить любую проблему в познании, подобрав

соответствующий текст и правильно его интерпретировав.

К каноническим текстам были отнесены Библия, труды отцов церкви,

некоторые сочинения Платина и Аристотеля.

Характерная особенность средневекового образования: ученым считался тот,

кто хорошо знал тексты и мог подобрать их для обоснования любого тезиса.

Определенность собственной точки зрения не важна.

Большинство проблем, обсуждавшихся в средневековой схоластике, не имеет

собственного значения за ее пределами, кроме одной. Это проблема

соотношения общего и единичного – спор об универсалиях:

1. В вещах существуют как общие, так и единичные черты – какие из них

важнее: те, которые определяют принадлежность вещи к определенному

классу, или те, которые характеризуют ее индивидуальность?

2. Откуда берется общее в вещах? Обладает ли оно неким самостоятельным

существованием?

3. Общие понятия (универсалии) более или менее понятнее, чем конкретные

вещи?

В споре об универсалиях определились философские течения номиналистов и

реалистов.

Номиналисты – Беренгар, Росцелин, Пьер Абмер, У.Оккам. Их позиция:

реальны только конкретные вещи. Общие понятия – это всего лишь их имена, а

имя – это всего лишь набор звуков, «колебания воздуха». Общие понятия

никакой реальностью не обладают – крайний номинализм, или обладают

реальностью лишь потенциально, как возможные идеи нашего разума – умеренный

номинализм.

Реалисты – Эриугена, Ансельм Киндерберийский, Аделард Батский, Гильом из

Шамю. Их позиция: По-настоящему реальны только универсалии. Конкретные вещи

– это результат случайных видоизменений общего. Например, все люди в

основном похожи. Индивидуальность – это случайные черты. Эриугена: «Вещи –

это результат обличения сущности случайными свойствами». Умеренный реализм

полагал, что универсалии образуют вещи, соединяясь с материей. Крайний

реализм допускал также, что универсалии могут существовать отдельно от

вещей в чистом виде. Представителем умеренного реализма был систематизатор

схоластики Фома Аквинский (Томас Аквинат). Он был основателем томизма, как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.