Рефераты. Лекции по философии






устройству, как возможно появление реформатора, человека, который

противостоит социальной среде.

Таким образом, с позиций натуралистической социальной философии оказалось

невозможным рассмотреть динамику общественной жизни. В этой философии

рассматривались две группы факторов: люди и исторические события.

Сформулировать!!!

Альтернативный подход – это рассмотрение общества, как системы в целом, в

которой принципиальное значение имеют не только элементы и их свойства, но

и характер связи между ними и в этих связях возникают системные качества.

Только на этой основе социальная философия может стать научной, т.к. только

здесь можно вести речь о законах существования и развития общества.

В XIX веке вопрос о существовании и статусе законов общественной жизни

становятся предметом дискуссии. Возникают три альтернативных позиции:

1. Позитивизм – законы общественной жизни также строги, как законы

природы, и мы подошли к их открытию. Социология может и должна быть

такой же строгой, доказательной и предсказательной наукой, как

естествознание. Проблема позитивизма состоит в том, что доказать это

не удалось, т.к. законы природы вытекают из повторяемости однотипных

явлений, а в истории нет строгой повторяемости, каждое событие

обладает своеобразием.

2. Неокантианство – исторические события уникальны, следовательно, мы

должны оставаться на уровне их рассмотрения, как индивидуальных

действий. Метод наук о природе – генерализующий (обобщающий). Метод

наук о культуре – индивидуализирующий. Это две группы исследований

противоположны. Главный способ объяснения фактов в естествознании –

соотнесение с законом. Главный способ осмысления исторических явлений

– соотнесение с ценностями. Любое описание исторического процесса

неизбежно носит оценочный характер. Недостаток: принципиально

ограничивается возможность исторического познания. Оно оказывается

обращенным в прошлое, не имеет познавательного значения для настоящего

и будущего. Использовать знание об одном событии невозможно для

другого исторического события.

3. Это направление не имеет особого названия, развивается в немецкой

классической философии. Метод социальной теории должен отличаться от

метода естествознания, учитывая специфику объекта. Но основная задача

научного исследования совпадает: обнаружение сущности за явлениями,

теоретическая конструкция закономерностей которых проявляется через

совокупность конкретных событий. (Никакой буквальной повторяемости

событий нет и в естествознании.) Предпосылки: Л. Фейербах трактует

природу человека в основном натуралистически, но рассматривает ее не

просто как совокупность свойств, а как отношение человека к другому

человеку, «Я к ТЫ». Только в этом отношении раскрывается сущность

человека. На первое место впервые поставили не свойства, а отношения.

Кант сказал, что природа человека существует лишь потенциально.

Полностью она осуществляется не в индивиде, а в роде (человеческом),

поэтому определяется взгляд на историю, как на направленный процесс.

Философия истории Гегеля. По Гегелю в основе развития мира в целом и

общества в частности лежит деятельность мирового духа, т.е. абсолютного

духовного первоначала, которое стремится к наиболее полному

самоосуществлению. В истории обнаруживается необходимость, независящая от

субъективных целей участников исторических событий. Хотя основная масса

людей руководствуется в своих действиях стремлением осуществить только свои

интересы, в результате их действий осуществляется еще нечто более далекое,

что хотя и заключено внутренне в этом интересе, однако, не заключено в их

сознании и в их намерении. «Мировой дух столь же хитер, сколь могуществен:

он дает людям действовать, как им угодно, не стесняя игру их страстей и

интересов, а получается из этого осуществление его целей, руководивших

теми, которыми он пользуется». Вывод Гегеля: существует историческая

закономерность, которая реализуется не только через ряд отдельных событий,

но и через ряд сознательно выдвигаемых целей и мотивов поступков, не вполне

соответствующих объективному направлению движения. Великие люди – это те,

чьи частные цели совпадают с волей абсолютного духа. Периоды в истории –

это стадии, в которых абсолютный дух становится духом того или иного

народа.

Аналогичную идею в 40-х годах XIX в. выдвинул К. Маркс с одним

существенным отличием: фактором, развертыванием которого определяется ход

истории является не внешняя духовная сущность, а часть самой общественной

жизни – «производство материальных благ». В отличие от лозунгов и теорий

материальное производство имеет внутреннюю логику развития. Логика развития

производства определяет ход истории в целом.

Обоснование определяющей роли производства: это сфера, развитие которой

обеспечивает саму возможность существования общества. Концепция Маркса

называется «Материалистическое понимание истории», т.к. материальную

сторону общественной жизни (общественное бытие) он считает определяющим по

отношению к духовной деятельности (общественное сознание).

Соответственно идеалистическим пониманием истории будет любая концепция,

в которой определяющими общественную жизнь признаются духовные факторы.

Лекция 19. Общественно-экономические формации.

1. Основные сферы жизни общества.

2. Формационная концепция прогресса.

3. Субъективная сторона исторического процесса.

Если рассматривать производство как системообразующий фактор общественной

жизни, то можно выделить компоненты общества:

1. Производительные силы – это ресурсы, обеспечивающие производство. Они

включают: а) средства производства – техника и инфраструктура (дороги,

источники энергии, средства связи), б) трудовые ресурсы (специалисты), в)

технологии и способы организации производства. Общества отличаются друг от

друга в первую очередь по уровню развития производительных сил, которые

всегда принадлежат кому-то в исторически- конкретных формах.

2.Основное производственное отношение – это отношение собственности на

средства производства. Это отношение определяет другие группы

производственных отношений: а) отношение непосредственного производства

(расстановка людей в производственном процессе), б) отношение распределения

(кто и в каком объеме присваивает себе результаты производства), в)

отношение обмена, г) отношение потребления. Производственные отношения

определяются уровнем и характером развития производительных сил, т.е.

определенные производственные ресурсы предполагают определенные формы

собственности.

С точки зрения этого подхода можно объяснить: а) почему возникло личное

рабство, и почему оно должно было исчезнуть, б) почему земля оказывается в

частной, коллективной, затем снова в частной собственности, частично

становится государственной, в) почему некоторые отрасли промышленности

обычно национализируются, начиная с некоторого этапа, и чем определяется

выбор этих отраслей, г) почему и когда возникает понятие интеллектуальной

собственности, и начинают сохраняться права не владение продуктами

интеллектуального труда.

Существует обратное воздействие производственных отношений (форм

собственности в первую очередь) на производительные силы. Адекватные или

неадекватные формы собственности могут ускорить или затормозить развитие

производительных сил. Производственные отношения – это экономическая

структура общества.

3. Политические и правовые отношения, т.е. отношения в обществе по

поводу распределения власти. Характеристики: государственное устройство,

разделение властей и их полномочий, доступность власти для различных слоев

населения, господствующая идеология, соответствующее законодательство.

Политические и правовые отношения - это объективная структура общества, не

сводимая к личным качествам людей у власти. Политическая власть в любом

обществе, в конечном счете, оказывается принадлежащей тому, у кого в руках

экономическое могущество. Обратное воздействие состоит в том, что

организация и состав органов управления, уровень принимаемых законов

создает реальное условие экономической жизни общества, развития

производства.

4. Духовная сфера жизни общества, которая включает науку, религию,

философию, художественно-эстетическое творчество (все формы искусства,

литературы), мораль, систему образования и воспитания. В современном

обществе – это социальные институты, т.е. особые формы общественной

организации.

На основе понимания взаимосвязи основных сфер общественной жизни вводится

понятие общественно-экономической формации. Общественно-экономическая

формация – это исторически-конкретный тип единства производительных сил,

производственных отношений, политической и правовой организации общества.

Примечание: в концепции Маркса общественная жизнь в целом разделяется на

сферы общественного бытия (производительные силы, производственные

отношения) и общественного сознания (политические и правовые отношения,

духовная сфера общества).

Общественное бытие – реальный процесс жизни людей. Общественное сознание

– отражение общественного бытия. Производственные отношения, политические и

правовые отношения Маркс рассматривает, как базис и надстройку.

Общественно-экономические формации Маркс рассматривает, как сменяющие

друг друга этапы жизни общества.

1. Первобытнообщинная формация.

2. Рабовладельческая формация.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.