устройству, как возможно появление реформатора, человека, который
противостоит социальной среде.
Таким образом, с позиций натуралистической социальной философии оказалось
невозможным рассмотреть динамику общественной жизни. В этой философии
рассматривались две группы факторов: люди и исторические события.
Сформулировать!!!
Альтернативный подход – это рассмотрение общества, как системы в целом, в
которой принципиальное значение имеют не только элементы и их свойства, но
и характер связи между ними и в этих связях возникают системные качества.
Только на этой основе социальная философия может стать научной, т.к. только
здесь можно вести речь о законах существования и развития общества.
В XIX веке вопрос о существовании и статусе законов общественной жизни
становятся предметом дискуссии. Возникают три альтернативных позиции:
1. Позитивизм – законы общественной жизни также строги, как законы
природы, и мы подошли к их открытию. Социология может и должна быть
такой же строгой, доказательной и предсказательной наукой, как
естествознание. Проблема позитивизма состоит в том, что доказать это
не удалось, т.к. законы природы вытекают из повторяемости однотипных
явлений, а в истории нет строгой повторяемости, каждое событие
обладает своеобразием.
2. Неокантианство – исторические события уникальны, следовательно, мы
должны оставаться на уровне их рассмотрения, как индивидуальных
действий. Метод наук о природе – генерализующий (обобщающий). Метод
наук о культуре – индивидуализирующий. Это две группы исследований
противоположны. Главный способ объяснения фактов в естествознании –
соотнесение с законом. Главный способ осмысления исторических явлений
– соотнесение с ценностями. Любое описание исторического процесса
неизбежно носит оценочный характер. Недостаток: принципиально
ограничивается возможность исторического познания. Оно оказывается
обращенным в прошлое, не имеет познавательного значения для настоящего
и будущего. Использовать знание об одном событии невозможно для
другого исторического события.
3. Это направление не имеет особого названия, развивается в немецкой
классической философии. Метод социальной теории должен отличаться от
метода естествознания, учитывая специфику объекта. Но основная задача
научного исследования совпадает: обнаружение сущности за явлениями,
теоретическая конструкция закономерностей которых проявляется через
совокупность конкретных событий. (Никакой буквальной повторяемости
событий нет и в естествознании.) Предпосылки: Л. Фейербах трактует
природу человека в основном натуралистически, но рассматривает ее не
просто как совокупность свойств, а как отношение человека к другому
человеку, «Я к ТЫ». Только в этом отношении раскрывается сущность
человека. На первое место впервые поставили не свойства, а отношения.
Кант сказал, что природа человека существует лишь потенциально.
Полностью она осуществляется не в индивиде, а в роде (человеческом),
поэтому определяется взгляд на историю, как на направленный процесс.
Философия истории Гегеля. По Гегелю в основе развития мира в целом и
общества в частности лежит деятельность мирового духа, т.е. абсолютного
духовного первоначала, которое стремится к наиболее полному
самоосуществлению. В истории обнаруживается необходимость, независящая от
субъективных целей участников исторических событий. Хотя основная масса
людей руководствуется в своих действиях стремлением осуществить только свои
интересы, в результате их действий осуществляется еще нечто более далекое,
что хотя и заключено внутренне в этом интересе, однако, не заключено в их
сознании и в их намерении. «Мировой дух столь же хитер, сколь могуществен:
он дает людям действовать, как им угодно, не стесняя игру их страстей и
интересов, а получается из этого осуществление его целей, руководивших
теми, которыми он пользуется». Вывод Гегеля: существует историческая
закономерность, которая реализуется не только через ряд отдельных событий,
но и через ряд сознательно выдвигаемых целей и мотивов поступков, не вполне
соответствующих объективному направлению движения. Великие люди – это те,
чьи частные цели совпадают с волей абсолютного духа. Периоды в истории –
это стадии, в которых абсолютный дух становится духом того или иного
народа.
Аналогичную идею в 40-х годах XIX в. выдвинул К. Маркс с одним
существенным отличием: фактором, развертыванием которого определяется ход
истории является не внешняя духовная сущность, а часть самой общественной
жизни – «производство материальных благ». В отличие от лозунгов и теорий
материальное производство имеет внутреннюю логику развития. Логика развития
производства определяет ход истории в целом.
Обоснование определяющей роли производства: это сфера, развитие которой
обеспечивает саму возможность существования общества. Концепция Маркса
называется «Материалистическое понимание истории», т.к. материальную
сторону общественной жизни (общественное бытие) он считает определяющим по
отношению к духовной деятельности (общественное сознание).
Соответственно идеалистическим пониманием истории будет любая концепция,
в которой определяющими общественную жизнь признаются духовные факторы.
Лекция 19. Общественно-экономические формации.
1. Основные сферы жизни общества.
2. Формационная концепция прогресса.
3. Субъективная сторона исторического процесса.
Если рассматривать производство как системообразующий фактор общественной
жизни, то можно выделить компоненты общества:
1. Производительные силы – это ресурсы, обеспечивающие производство. Они
включают: а) средства производства – техника и инфраструктура (дороги,
источники энергии, средства связи), б) трудовые ресурсы (специалисты), в)
технологии и способы организации производства. Общества отличаются друг от
друга в первую очередь по уровню развития производительных сил, которые
всегда принадлежат кому-то в исторически- конкретных формах.
2.Основное производственное отношение – это отношение собственности на
средства производства. Это отношение определяет другие группы
производственных отношений: а) отношение непосредственного производства
(расстановка людей в производственном процессе), б) отношение распределения
(кто и в каком объеме присваивает себе результаты производства), в)
отношение обмена, г) отношение потребления. Производственные отношения
определяются уровнем и характером развития производительных сил, т.е.
определенные производственные ресурсы предполагают определенные формы
собственности.
С точки зрения этого подхода можно объяснить: а) почему возникло личное
рабство, и почему оно должно было исчезнуть, б) почему земля оказывается в
частной, коллективной, затем снова в частной собственности, частично
становится государственной, в) почему некоторые отрасли промышленности
обычно национализируются, начиная с некоторого этапа, и чем определяется
выбор этих отраслей, г) почему и когда возникает понятие интеллектуальной
собственности, и начинают сохраняться права не владение продуктами
интеллектуального труда.
Существует обратное воздействие производственных отношений (форм
собственности в первую очередь) на производительные силы. Адекватные или
неадекватные формы собственности могут ускорить или затормозить развитие
производительных сил. Производственные отношения – это экономическая
структура общества.
3. Политические и правовые отношения, т.е. отношения в обществе по
поводу распределения власти. Характеристики: государственное устройство,
разделение властей и их полномочий, доступность власти для различных слоев
населения, господствующая идеология, соответствующее законодательство.
Политические и правовые отношения - это объективная структура общества, не
сводимая к личным качествам людей у власти. Политическая власть в любом
обществе, в конечном счете, оказывается принадлежащей тому, у кого в руках
экономическое могущество. Обратное воздействие состоит в том, что
организация и состав органов управления, уровень принимаемых законов
создает реальное условие экономической жизни общества, развития
производства.
4. Духовная сфера жизни общества, которая включает науку, религию,
философию, художественно-эстетическое творчество (все формы искусства,
литературы), мораль, систему образования и воспитания. В современном
обществе – это социальные институты, т.е. особые формы общественной
организации.
На основе понимания взаимосвязи основных сфер общественной жизни вводится
понятие общественно-экономической формации. Общественно-экономическая
формация – это исторически-конкретный тип единства производительных сил,
производственных отношений, политической и правовой организации общества.
Примечание: в концепции Маркса общественная жизнь в целом разделяется на
сферы общественного бытия (производительные силы, производственные
отношения) и общественного сознания (политические и правовые отношения,
духовная сфера общества).
Общественное бытие – реальный процесс жизни людей. Общественное сознание
– отражение общественного бытия. Производственные отношения, политические и
правовые отношения Маркс рассматривает, как базис и надстройку.
Общественно-экономические формации Маркс рассматривает, как сменяющие
друг друга этапы жизни общества.
1. Первобытнообщинная формация.
2. Рабовладельческая формация.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15