Рефераты. Лекции по философии






единому процессу – движению атомов в пустоте. “Людям кажется, что

существует сладкое и горькое, тепло и холод… рождение и гибель, в

действительности же есть только атомы и пустота”.

В период элинизма атомизм получил развитие в учении Эпикура (340-270 г.

до н.э.) В 306г. он основал в Афинах школу “Сад Эпикура”. Эпикур определил

атомы, как предел деления всякого существующего. Число атомов бесконечно,

но чилсло их форм не бесконечно, хотя и велико. В начале времен происходило

свободное падение атомов в пустоте. При отклонения их от вертикального

падения они сталкиваются, в результате чего возникаети мир, и все, что

существует. Эпикур вводит понятие “клинамен” – самопроизвольное отклонение

атомов от первоначальной таректории в неопределенном месте и в

неопределенное время. Следовательно, в мире существует случайность, а для

человека – свобода и возможность выбора. Боги пребывают в межзвездном

пространстве и не вмешиваются в дела людей. Древнеримский атомист –

Лукреций Тит Кар (99-55 гг.до н.э.) Из его трактата “О природе вещей”:

“Атомы – первоначало, они сравнимы с буквами, а вещи со словами”. Он был

согласен с понятием “клинамен”.

Доказательство существования атомов – высыхание и истирание. Мы не видим,

как приосходят эти процессы, но их легко объяснить движением атомов.

Античный атомизм лежит в основе формирования классической науки.

“Как из самопроизвольного движения атомов возник организованный,

упорядоченный, гармоничный мир?” – это самая сложная проблема античного

атомизма и основание его критики.

-

Общее направление критики: для возникновения мира недостаточно

вещественной телесной субстанции. Необходима еще организующая деятельность,

а, следовательно, разумное духовное первоначало.

Онтология Платона (427-437гг. до н.э.). Философская школа Платона в

Афинах и называлась «Академия», т.к. находилась около храма Акадэма.

Его концепция: существует два мира – чувственный мир вещей и

умопостигаемый мир идей – эйдосов - который находится в занебесной области.

В земной реальности мы видим эйдосы только воплощенными в вещах. В

идеальном мире они существуют в чистом виде. Высшая идея – идея блага.

Существование вещей вторично по отношению к эйдосу. Вещь образуется

соединением эйдоса с некоторым количеством вещества. Вещественное

первоначало Платон называл «хора» - материя. Это пассивное мертвое

вещество, которому не присуща внутренняя организация.

Таким образом, определяется теоретическое расхождение материализма и

идеализма. Материализм рассматривает субстанцию как вещественное

первоначало, а идеализм – как духовное первоначало.

Лекция 6. Аристотель.

Аристотель родился в 384 г. до н. э. В Стагире, в семье врача. В 15 лет

он ушел из Стагиры в Афины к Платону. Поступил в платоновскую «Академию» и

пробыл в ней 20 лет. Умер в 322 г. до н. э.

Аристотель – самая известная и глубокая натура. Он создал и сформулировал

классическую философию.

Аристотель пытался создать целостную и единую систему наук, т.е. он не

только говорил о разных проблемах, но и связал их воедино: физика,

математика, учение о природе, этика, эстетика. Учение о природе и разуме

человека. Только в XVIII веке возобладал иной подход, и сложилась

классическая немецкая философия.

Аристотель впервые выделил философию, как метафизику. Он выделил ей

специальную роль: в ее ведении вопросы истоков бытия, движения, времени и

пространства, вопросы, связанные с человеком и его целями, проблема

познания и различения истинного и ложного знания. Сегодня многие

направления философии вышли из нее, как самостоятельные области знания:

этика, эстетика, история.

Конец IV в. до н. э. – период расцвета греческого общества, как

государства и одновременно период создания империи Александра Македонского,

воспитателем которого был Аристотель.

Аристотель делил науки на теоретические, практические и творческие.

Теоретические науки – философия, математика, физика. Именно они и в первую

очередь философия обнаруживают неизменные начала сущего. Аристотель не

сомневался в реальности мира. Аристотель: «Платон мне друг, а истина

дороже». «Мир един и сомнения в его реальности не имеют оснований».

Все истолкования действительного мира можно охватить с помощью 10 понятий

– категорий - сущность, качество, количество, отношение, место, время,

положение, действие, страдание, обладание. Они выступают как

характеристики, описывающие реальные тела.

Аристотель разделил первые и вторые сущности. Первые сущности – это то,

что лежит в основе всех вещей, это индивидуальное, единичное, неделимое

бытие. Вторую сущность выражает не индивидуальное бытие, а роды и виды.

В «Рассуждении о бытии» Аристотель придавал решающее значение категориям

движения, места, материи, формы, душе. По Аристотелю, место – это то, что

существует наряду с телами, т.е. тело находится в определенном месте и,

когда оно удаляется, то место остается. Однако, невозможно, чтобы место

было телом. Что можно считать местом? Предположим, что место есть форма

каждого тела, но форма и материя неотделимы от предмета, а место отделимо.

Аристотель предложил такое объяснение: «Место – это сосуд, который не имеет

никакого отношения к предметам, которые находятся в нем». Таким образом,

место существует объективно вне зависимости от познания человека. Место –

это граница, и Вселенная в целом есть первое место. Тела возникают,

превращаются, исчезают и уничтожаются, и при этом изменяются и границы

тела. Аристотель считал, что эти изменения можно обнаружить в категориях

время и движение. Время, по Аристотелю, - это движение в изменении, но при

этом время равномерно везде и во всем. Изменения могут убыстряться и

замедляться, а время равномерно. Время не связано с человеком, это

характеристика движения. Но время не есть само движение, хотя оно и не

может существовать без него. Во времени есть всегда предыдущее и

последующее, и мы распознаем время, когда разграничиваем движение,

определяя предыдущее и последующее. И это возможно сделать, т.к. движение

заключает в себе число, и важным фактором при этом является категория

«теперь». Время - это число перемещения, а «теперь», как и перемещение,

есть как бы единица числа.

Материализм Аристотеля проявляется в том, что для него не существует

движения, помимо вещей, и оно всегда было и во всякое время будет.

Что является источником движения? Аристотель не отрицал, что

существуют источники, как действие, одного тела на другое, но все тела

обладают самопроизвольностью, в том числе и многие неодушевленные предметы.

Самопроизвольность была определена Аристотелем, через существование первого

движения, которое осуществил «неподвижный двигатель» - Бог. Для человека

источником его движения выступают его потребности и интересы, как

необходимость внешнего предмета. Принципиальное место философии Аристотеля

заключено в учении о материи и форме. «Я называю материей то, из чего

возникает какая-нибудь вещь, т.е. материя – это материал вещи». Материя

неуничтожима и не исчезает, но она только материал. До принятия

определенной формы она находится в состоянии небытия, она без формы лишена

жизни, целостности, энергии. Без формы материя – это возможность, с формой

она становится действительностью. Аристотель учил, что возможен и обратный

переход формы в материю. Аристотель пришел к выводу, что существует и

первая форма - форма форм -, и ею является Бог.

Учение о душе.

Душа не может быть без тела, но она не есть тело. Душа – это нечто,

присущее телу. Аристотель считал, что она находится в сердце.

Существует три типа души: растительная, чувственная и разумная. Первая

является причиной роста и питания, вторая ощущает, а третья познает и

думает.

Познание по Аристотелю.

Он уловил реальный процесс познания, который лежит в основе современной

гносеологии. Животные и человек обладают восприятием, но человек вещи,

тела, движение и т.п. через понятия и категории, в этом и есть сущность

разумной души.

Лекция 7. Этика Аристотеля. Учение о государстве. Средневековая

философия.

Этика – это наука о нравственности. Нравственность - это форма и условия

общения людей, основанные на национальных особенностях, на оценке поведения

людей. В этом смысле нравственно то, что обществом, людьми воспринимается,

как правильное, позитивное, приемлемое для людей. Аристотель учил, что то,

к чему стремится человек, есть благо. А благо – это цель, которую люди

желают не для себя, а ради самой цели, и, следовательно, высшим благом

является блаженство. Блаженство – это хорошая жизнь и правильная

деятельность. Оно не может состоять в материальном благе, а по своей сути

определяется особенностью и назначением человека. Основное назначение

человека – это деятельность и прекрасное ее выполнение. По Аристотелю,

жизнь, стремящаяся к высшему благу, может быть только деятельностной.

Добрые качества, остающиеся не обнаруженными, не дают блаженства.

Человеческая добродетель – это умение ориентироваться, выбирать надлежащий

поступок, определить место нахождения добра. Для этого Аристотель толковал

об общем принципе человеческой деятельности, который он определил как

середину. Ошибиться можно различно, а правильно поступить можно только

одним путем.

Для этики Аристотеля важен принцип справедливости, это принцип

хозяйственной деятельности, обмена хозяйственными благами. Поэтому

справедливость есть равное отношение к материальным благам. Аристотель

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.