Рефераты. Лекции по философии






религиозно-философского учения. Он получил прозвища «Пятый Учитель Церкви»

и «Ангельский Доктор». Его работы называются «Сумма теологии» и «Сумма

против язычников».

Философские идей Фомы Аквинского:

Необходимо различать телесное и духовное бытие, как потенциальное

(неустановившееся, колеблющееся) и актуальное (реализованное, полное,

совершенное). Абсолютная потенциальность – слабейший вид бытия - материя.

Актуальным существованием обладает только Бог. В системе философских

категорий абсолютная актуальность – принцип и источник порядка и

организованности - форма.

Материя и форма соединяются в вещах. Форма – источник их общих черт.

Материя вносит отличия. Фома использует терминологию Аристотеля. Но у

Аристотеля материя и форма характеризовались, как соединенные в вещах и

совечные. У Фомы материя сотворена Богом в первом акте творения.

Существовали и существуют нематериальные бестелесные формы. Аристотелизм

развивали также арабские средневековые философы Ибн-Сина и Ибн-Рушд.

Лекция 9. Проблема бытия в философии Нового времени.

1. Новый образ природы и рационального познания.

2. Дискуссии о субстанции и свойствах вещей.

Эпоха Возрождения началась в XIV веке в Италии и в XV-XVI веках

повсеместно в Европе. В основе идеологии Возрождения лежит критика

средневековой учености, попытка восстановления античной культуры,

освобождение всех сфер культуры от формирующего влияния религии –

секуляризация.

Первым проявлением секуляризации было возникновение нового образа Бога и

его отношение к природе – пантеизм. Идея пантеизма: традиционная религия

напрасно представляла Бога персонифицированным. Бог – это внутренний

мировой порядок. Таким образом, пантеизм - это учение о единстве Бога и

мира, отрицающее их существование, как отдельных противостоящих друг другу

сущностей. Существует два варианта пантеизма: мистический и

натуралистический.

Суть мистического пантеизма состоит в том, что природа священна, не

постижима для человеческого разума, к ней нужно относится как к Богу, она

требует религиозного поклонения.

Натуралистический пантеизм говорит о том, что к миру нужно относиться,

как к Богу, которого мы стремимся познать. Это трактовка Бога, как

внутреннего порядка, материи. Отношение к природе, как высшей и

самодостаточной материи. Николай Кузацкий, Ж. Бруно – представители этого

направления. Ж. Бруно: «Бог есть бесконечное в бесконечном, он находится во

всем и повсюду, не вне и над… Природа есть Бог в вещах».

Пантеизм создает принципиально новую ситуацию для развития рационального

познания:

1. Основным объектом изучения становится природа.

2. Природа рассматривается, как стабильная, организованная законами

реальности. Следовательно, возможна последовательная и достоверная

наука о природе.

3. Природа впервые признается бесконечной. Паскаль: «Пусть человек

рассматривает природу в целом: Земля - это всего лишь точка, а ее

орбита – всего лишь черточка, по сравнению с орбитами других планет. А

затем пусть человек сравнит себя со всем этим».

Вывод: формируется идеология безграничного исследования природы. В XVII

веке она соединяется с ценностными ориентациями нового, буржуазного

общественного строя. Это важность создания нового преобразования

творчества, индивидуальный характер судьбы человека, ценность земной жизни

и практического успеха.

В религии в этот период формируется протестантизм. Его важная идея

состоит в том, что Богу угодно полное и рациональное использование

способностей каждого человека, служа Богу, человек должен добиваться

успехов в земных делах. На этой основе формируется новая ориентация

рационального познания: познание должно быть практически ориентированным и

полезным, в отличие от античности, где знание – это игра разума, чистая

наука, не имеющая никакого отношения к практическому использованию.

Ф. Бэкон: «Знание и могущество человека совпадают. Человек умеет и может

столько, сколько знает и понимает». Как следствие из этого изменяется

проблематика натурфилософии. Необходимо не столько выяснять отдаленные

причины событий (традиционная задача метафизики), сколько дать их точное

описание, выявить закономерности, найти количественные характеристики.

Ф. Бэкон (1561-1626гг.): философия должна быть исследованием природы,

натурфилософией. Основной предмет исследования природы – это свойства

вещей, например, ковкость, плотность, тяжесть, цвет. Бэкон называл их

«природы вещей». Каждая вещь представляет собой совокупность простых

«природ». Главная проблема понимания – причины или способы получения

свойств. Чтобы решить ее, надо сравнить три ряда вещей: вещи, у которых это

свойство есть, похожие вещи, у которых этого свойства нет, и вещи, у

которых свойство выражено в разной степени.

Традиционные философские категории Бэкон определил по-своему: субстанция

– это совокупность всех свойств, материя – это совокупность всех вещей,

формы – причины свойств вещей. Свойства вещей обусловлены их внутренней

структурой.

В дальнейшем развитии метафизики, как натурфилософии, можно выделить два

направления:

- Развитие философии в единстве с естествознанием. Стремление создать

общую, строгую и точную науку о природе. Борьба с отвлеченной метафизикой.

Основные принципы концепции этого направления:

Механицизм – объяснение всех закономерностей в мире на основе законов

механики. Трактовка любого природного объекта, человека и мира в целом как

«естественного автомата».

Деизм - представление о том, что Бог создал мир, но после этого мир

развивается исключительно по своим естественным законам.

Жесткий детерминизм (Лопласовский) – учение об абсолютности и

однозначности причинно-следственных связей в мире.

Метафизика Декарта (картезианство) – отвергает традиционную

метафизическую дилемму: что первично, бытие или сознание? Существует две

субстанции – телесная и духовная – независимо друг от друга. Они соединены

только в человеке, в шишковидной железе. Эти субстанции гармоничны и

согласованы, благодаря изначальному становлению Бога. Главное свойство

духовной субстанции – мышление, а телесной – протяженность.

Т. Гоббс: «Субстанции вообще не существует; есть только тела, и главные

их свойства (атрибуты) – протяженность и фигура». Пространство и время

Гоббс определяет, как порядок и протяженность вещей. Все в мире имеет

причинно-следственные связи. Природа одна, и естественный порядок вещей

ничем не нарушается.

В XVIII веке в философии Локка и французских материалистов (Гольфак,

Дидро, Гельвеций) данное направление получает предельное выражение,

приходит к атеизму.

- Второе направление восстанавливает в правах метафизику, отделяя ее от

строгой, точной науки о природе. Паскаль: «Естествознание должно быть

строгим и доказательным, опирающимся на математику, но необходима также

метафизика, которая должна быть религиозной, т.к. человеку нужен живой

творящий Бог».

Лейбниц: метафизика нужна для борьбы с атеизмом и для обоснования всякого

знания, особенно научного. Основные понятия метафизики – это субстанция и

Бог. Бог един, его атрибуты – могущество, знание, воля. Субстанция

множественна и представляет собой совокупность единиц бытия. Сущность монад

не физическая, а духовная, каждая монада уникальна. Следовательно,

уникальна каждая вещь в природе.

Философское учение о множестве субстанций называется плюрализм.

Лекция 10. Становление современной онтологии.

1. Идея развития натурфилософии в XIX в.

2. Научна картина мира и научная революция.

3. Современное представление о субстанции и о предмете онтологии.

Главной проблемой для онтологии XIX в. становится проблема развития

природы, становления мира в целом, закономерностей и движущих сил этого

процесса. В абстрактной форме решение этой проблемы было предложено

классической немецкой философией. Это философская традиция, сложившаяся на

территории германских княжеств во II половине XVIII – I половине XIX вв. Ее

представители: И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Фейербах.

Натурфилософия Шеллинга (1775-1854).

В фундаменте природы лежит полярность, т.е. нерасторжимое единство

противоположных сил. Исследуя некоторую область природы, мы обнаруживаем

противоположности: синтез и распад, притяжение и отталкивание. Основные

уровни организации определяются характером взаимодействия этих

противоположных начал.

1. Устойчивое равновесие – мир механических объектов.

2. Одна из противоположностей преобладает над другой – химически

активные объекты, мир химических реакций.

3. Подвижное равновесие, которое все время нарушается и восстанавливается

– биологический мир, живые организмы.

Это три ступени отношения противоположностей, три этапа в развитии

природы - механический, химический и органический. Высшей целью развития

природы является возникновение мыслящего разума.

Натурфилософия Гегеля (1770-1831 гг.) В основе развития мира лежит

саморазвитие абсолютного духа, идеи. Абсолютная идея – это система с

бесконечно большим числом связей. Этап существования духа в самом себе и

его развертывание Гегель называет логикой. Момент воплощения идеи –

превращение в нечто внешнее называется отчуждением. Первым результатом

отчуждения является природа. Развитие природы – это реализация отношений,

заложенных в абсолютной идее. Но имеется некоторая граница – предел степени

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.