Рефераты. Лекции по философии






сложности: не все связи воплощаются в природу. Второй результат отчуждения

– это человеческое общество. Абсолютная идея реализуется сначала в его

истории, а затем на уровне мышления.

Гегель открывает общие закономерности развития: изменение, происходящее с

объектами может носить как качественный, так и количественный характер.

Количественное – это изменение, высших параметров объекта, качественное –

изменение его сущности. Развитие – это качественное изменение, но

происходит оно всегда на основе количественных изменений. Когда

количественное изменение превышает некий предел – меру, происходит

качественный скачок. В основе развития объекта всегда лежит некое

внутреннее противоречие, в этом объекте заключенное. В процессе развития

объекта каждая последующая ступень отрицает предыдущую.

Отрицание является важным элементом развития. Каждая ступень в развитии

будет отрицанием предыдущего состояния и будет в свою очередь отрицаться

последующим состоянием, так что развитие в целом можно называть отрицанием

отрицания.

Учение об общих законах развития Гегель назвал диалектикой (диалог

противоречащих начал).

Идея развития послужила основой для формирования исторического подхода к

реальности в естествознании XIX века. Возникают науки: космогония, теория

геологических процессов, эволюционная биология. Но до определенного момента

накопление новых знаний еще не меняет научную картину мира (НКМ). НКМ –

совокупность фундаментальных постулатов и представлений об устройстве мира,

лежащих в основе конкретных научных исследований.

Нижний слой – фундамент – изменялся всего два раза.

Картина мира, созданная классической наукой, базировалась на трех

основных постулатах:

1. В мире все состоит из атомов, твердых неделимых частиц.

2. В природе все происходит с необходимостью. Действуют жесткие причинно-

следственные связи.

3. Всем природным объектам присущи фундаментальные механические свойства:

масса, плотность и протяженность.

Особенностью картины мира механистической науки была убежденность в

близости познания природы к свершению.

Период изменения картины мира (научная революция) начинается на рубеже ХХ

века.

1. На основе обнаруженного явления радиоактивности (1894 г.) и других

опытных данных был сделан вывод о делимости атома, сложности его

строения. Было поставлено под сомнение существование элементарных

неделимых частиц.

2. Максвеллом было математически смоделировано электромагнитное поле,

которое впоследствии рассматривалось как особая физическая

реальность. Возникло предположение о существовании других полей, и

поэтому вещество с его механическими свойствами перестало быть

единственным и главным видом реальности.

3. Созданная Эйнштейном в 1907 г. Специальная Теория Относительности

показала в частности относительность основных механических свойств.

4. Исследования молекулярных процессов выявили нежесткий, статистический

характер природных закономерностей.

Вывод: все основные постулаты классической картины мира оказались

опровергнутыми. Э.Мах: «Материя исчезла!»

В результате возникает сомнение в правомерности использования понятий

«субстанция» и «материя». Была предпринята попытка рассмотреть в качестве

новой базовой категории понятие «энергия». Это направление – энергетизм -

успеха не имело. Возникло сомнение в способности науки построить

правильную и достоверную картину мира вообще.

Конвенционализм – это взгляд на науку, как на некоторую совокупность

договоренностей ученых конвенций, действующих в течение определенного

периода.

Кризис в физике был преодолен с построением новой – квантово-

релятивистской - картины мира и с обнаружением ее связи с классической

картиной мира.

Но в ходе кризиса существенно изменились представления о роли философии

в формировании картины мира и о предмете онтологии.

Пути развития онтологии в ХХ веке:

1. Антионотологизм – направление, считающее, что философия не должна

подменять и дополнять науку в выработке общей теории устройства

природы. Философия должна обосновать объективность познания и его

достоверность. Следовательно, онтология, как раздел философии, имеет

чисто историческое значение. Философия в ХХ веке – это гносеология.

2. Философия должна отказаться от наукоцентристских понятий материи и

субстанции и вернуться к изначальным категориям онтологии: космос,

бытие. (Русский космизм, экзистенциализм).

3. Философия должна сохранить учение о материи и субстанции, но не

связывать его с конкретными физическими характеристиками. В рамках

этого направления материя – это философская категория для обозначения

объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, т.е. в этом

направлении материей признается все, что существует реально, не

зависимо от нас, и как-то обнаруживается в опыте.

Лекция 11. Направления развития современной онтологии.

1. Русский космизм (космическая философия) – направление, основанное на

идее возвращения к исходным категориям онтологии: космос, бытие.

Сложилось в I половине ХХ века. Его представители: Вернадский,

Циолковский, Федоров, Сухово-Кобылин, Умов. Главные идеи: учение об

эволюции биосферы и переходе ее в ноосферу, в которой разум становится

геологическим фактором, меняющим оболочку Земли (человек меняет

рельеф, водные пути, создает химические вещества). Учение об активной

эволюции – это учение о создании нового сознательного этапа в развитии

природы, эволюции, управляемой человеком. Человек преобразовывает

Землю, затем он преобразует космос, превращая все в некоторую среду,

которая человеку потребна. Понятие «космос» в этом направлении

переосмысливается. В античности космос рассматривается как

одухотворенная гармоничная целостность. С точки зрения космизма космос

должен стать таким в результате деятельности человека – это высшая

цель эволюции. Также переосмысливается понятие «бытие».

Экзистенциальная трактовка бытия такова: бытие рассматривается не

просто как существование или все существующее, оно понимается как

целостность и глобальность мироздания, открывающееся за совокупностью

явлений. Представитель русской философии С.Л.Франк: «Восхищение

красотой природы, смерть близкого человека, великая катастрофа,

подлинная любовь дают человеку чувство прикосновения к непостижимому,

отличающемуся от логически понятного. Человек в таких случаях

воспринимает мир как реальность, не сводимую к предметному плану и

рациональному пониманию. Это и есть философское постижение бытия». Для

человека бытие – это не просто физическое существование. Он ищет

возможность «сбыться», т.е. самореализоваться, воплотить то, что в нем

заложено. Бытие человека – это волевой акт, необходимо различать

существование и бытие. Высказывания о жизни человека: «Взгляд в лицо

небытия» (Хайдеггер), «Танец на краю пропасти» (Ницше). Задача

философии – найти путь человека к подлинному бытию.

2. Традиционное направление, которое сохраняет понятия материя и

субстанция. Здесь разрабатываются две проблемы. 1.Классификация

материальных объектов, исследование многообразия реальностей и форм

существования. 2. Проблема пространства и времени. В классической

картине мира и в традиционной онтологии пространство и время

рассматривались как внешнее условие существования материи, не

зависящие от объектов. В концепции, связанной с СТО, пространство и

время рассматриваются, как формы связи материальных объектов и их

движения. В онтологии в связи с этим рассматривается зависимость

пространственно-временных отношений от природы связанных ими

материальных объектов и вводится понятие биологического,

психологического и социального пространства и времени. Главной

характеристикой биологического времени является биоритм человека

(25,5 часов). Психологическое пространство – существуют зоны

пространства, у человека она равна 45 см., и вторжение в нее

негативно. Психологическое время – это не час или год, а событие. Это

время течет быстро или медленно. Следовательно, у каждого человека

существует свой биологический возраст – важная характеристика

личности. Социальное пространство измеряется доступностью для

коммуникации. Поэтому в ходе истории социальное пространство

расширялось, а сейчас оно очень быстро сужается.

3. Антионотологизм – направление, которое считает онтологию разделом,

представляющим исторический интерес. Выдвигается не первый план другой

раздел философского знания – гносеология.

Раздел Гносеология.

Гносеология в структуре философского знания.

Гносеология – это раздел философии, в котором исследуются предпосылки,

процесс и результаты познания, возможности и средства познавательной

деятельности.

Эпистемология – точное знание, теория, наука.

Гносеология появилась в составе философии несколько позднее онтологии,

зародилась в античности. Условием появления гносеологии был переход от

взгляда на познание, как на естественный, заложенный в природе человека

процесс, к идее контроля над познавательной деятельностью и ее

совершенствования. У истоков гносеологии стоят: 1.софисты Протагор, Горгий,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.