Рефераты. Комплект обучающих и контролирующих тестов по античной философии






| |по |

| |духу людьми. |

| |"Как выразить движение в логике понятий?" - Гегель. |

| |Апории выявили недостаточность для этой цели логики здравого смысла. |

| |Рассматривать одно подле другого и одного вслед за другим. Метафизик |

| |мыслит сплошным противоположениями: "Да - значит да; нет - значит нет; |

| |что сверх того, то от лукавого". Зенон Элейский доказывал свои апории |

| |путем строгого следования законам логики здравого смысла с |

| |использованием доказательств от противного (апогогический метод). |

| |Коротко, метафизика как метод -абсолютизация законов формальной логики. |

| |Дедуцирование или индуцирование заключения (нижний посылки) посредством |

| |нахождения среднего термина (понятия, суждения), входящего неявно и в |

| |верхнюю, и в нижнюю посылки одновременно. Решение любой задачи сводится,|

| |в конечном счете, к отысканию среднего термина. |

| |Понятия конструируются нашим мышлением путем абстрагирования общего |

| |признака в ряду аналогичных случаев; при этом необходимо указать родовую|

| |общность предмета и его видовую специфику. Понятия различаются признаком|

| |и объемом: чем больше признаков (т.е. чем конкретнее понятие), тем |

| |меньше его объем (число предметов, подводимых под это понятие), и, |

| |наоборот. Чем меньше признаков (чем понятнее абстрактнее), тем больше |

| |его объем. Это соотношение справедливо и для того случая, когда исходным|

| |пунктом в конструировании понятия берется объем. |

| |Принцип вопросно-ответной артикуляции высказываний, принцип иронии|

| |и принцип маевтики. |

| |Умозаключение путем логического выведения суждения из двух других |

| |(посылок), содержащих общий признак. |

| |Речевая проработка проблемы закладывает структуру практических действий |

| |людей, непременным условием успешности которых оказывается их (действий)|

| |соответствие особенностям и структуре референта. "Слово есть образ дела"|

| |-Солон. Вместе с тем известно, что между словом и делом может пролегать |

| |пропасть (особенно в политике!). "Слово - это тень дела" - подчеркивал |

| |Демокрит. Отсюда видно, что оба определения диалогового метода |

| |справедливы. |

| |Это суждения, из которых делается логический вывод в процессе |

| |умозаключения; исходными посылками Аристотель полагает аксиомы, |

| |постулаты и предположения. |

| |Манипулирование смыслами слов с целью выведения заранее заданного |

| |тезиса. Вводя в рассуждения туманные абстракции и надуманные конструкты,|

| |схоласты выстраивают сложные псевдо - теоретические системы, призванные |

| |сохранить и упрочить догматы религиозной веры или идеологически |

| |окрашенные им мифологеммы. |

| |Для скептика факт противоречивости мнения есть доказательство его |

| |неистинности, для диалектика противоречие при определенных условиях |

| |может выступать фундаментальным законом. |

| |Закон тождества ("а" верно, если имеет место А и мы судим действительно |

| |об А); закон непротиворечивости суждений (недопустимо, чтобы одно и тоже|

| |одновременно было и не было присуще одному и тому же в одном и том же |

| |смысле); закон достаточного основания (суждение "а" может быть верным |

| |лишь при том условии, если мы располагаем знанием об А); закон |

| |исключенного третьего (любой реально существующий предмет может быть |

| |включен или в класс А, или в любой другой класс, но только не в А). |

| |Наука о мышлении, его всеобщих формах и законах; у Аристотеля - это |

| |наука о законах научного мышления; путем сопоставления данных |

| |самонаблюдения с правилами речевого общения создается наука логики. |

| |Произвольное объединение "хороших" свойств, принадлежащих несовместимым |

| |предметам и поэтому - взаимоисключающих друг друга. |

| |Умозаключение от общего к частному и наоборот; в сущности, и то и другое|

| |состоит в выведении суждения из двух других, содержащих общий обоим |

| |признакам (понятие или предикат). |

| |Учения о понятиях, учение о суждениях, учение об умозаключениях |

| |(силлогизмах). |

| |Это связь понятий (в виде «субъекта» и «предикта»), выражаемая словами |

| |«есть» или «не есть». Суждения различаются по качеству (утвердительные |

| |или отрицательные), по объему ("все", "некоторые", "единичные") и по |

| |степени достоверности (ассерторические, аподиктические, |

| |проблематические). |

| |Принцип укоренен в здравом смысле и имеет широкое практическое |

| |применение. Но и на бытовом уровне он может служить оправданием |

| |конформизму -"Проживи незаметно!", "Не высовывайся!" и т.п. На |

| |теоретическом уровне (в философии) этот принцип лежит в основе эклектики|

| |(См. тест № 3). |

| |Придерживаясь заданной темы, осуществить аналитическое разграничение |

| |известного и неизвестного, желаемого и реально возможного в целях |

| |прояснения сути предмета или проблемы. |

| |Догматизм - положительная философия; она строится на неколебимых |

| |принципах и скептически относится к новациям. Скептицизм - отрицательная|

| |философия недоверия ко всему, кроме аксиом, полезных для жизни |

| |Диалоговый метод философствования органически объединяет в себе |

| |логическую и этическую компоненты общения, что значительно, повышает КПД|

| |и познания (ум - хорошо, а два - лучше!), и общения (ради чего лясы |

| |точим?). |

| |Разновидность риторики - спор ради победы над собеседником. |

| |1) Ограничить тему и задать вектор продвижения. 2) Преодолеть |

| |сопротивление (субъективизм, инерция привычек) другой стороны; 3) |

| |Обеспечить добровольный выход собеседника на нужный результат. |

| |Этос и Логос ритора, выделяя в первом деструктивные приемы и |

| |конструктивные правила, а во втором - общие принципы ведения диалога и |

| |их частные (операциональные) требования. |

| |По мнению Платона, в то время как другие люди всуе считают, будто они |

| |располагают знанием о том, что такое добродетель, благо, мудрость и т. |

| |д., Сократ - единственный, кто сознается в своем полном невежестве |

| |касательно этих понятий и старается найти концензус среди сограждан |

| |посредством строго организованного общения (диалога). |

| |"Риторика - это словесное искусство делать человека рабом по его |

| |собственной воле". (Горгий) |

| |"Прежде чем станешь вещать, научись же порядочно мыслить; книги |

| |философов могут тебя в том достойно наставить!" Квинт Гораций Флакк. |

| |Как принцип развития, так и принцип всеобщей взаимосвязи, введенные |

| |Гераклитом, выполняют важную мировоззренческую роль - позволяют исходить|

| |из имманентного самой природе порядка, упраздняя Бога как объяснительный|

| |принцип. Законы диалектической логики, впервые угаданные Гераклитом, |

| |являются предельно широкими по охвату рациональным способом всех |

| |возможных вариаций. Все, что допускает наш человеческий разум, не может |

| |выходить за пределы, полагаемые законами диалектики. За этими пределами |

| |-хаос, иррациональное, сумасшествие. Следовательно, структура мыслимого |

| |объекта не может не совпадать с модусами (законами) диалектической |

| |логики. |

| |Предметная и беспредметная спекуляция. Беспредметная спекуляция |

| |довольствуется комбинаторикой слов в соответствии с логикой здравого |

| |смысла и рече - язвиковыми нормами (" Материя - первое подлежащее всякой|

| |вещи".); предметная спекуляция ("диалектическая метода" - Платон) ставит|

| |своей задачей прорыв к экстралингвистическим реалиям - общественным |

| |связям или естественно - природной необходимости. |

| |В одну и ту же реку нельзя войти и один раз". - Кратил. Это утверждение |

| |выводится как из факта изменений объекта наблюдения, так и из факта |

| |преобразований в самом наблюдателе. Устраняя точку отсчета (момент |

| |устойчивости), можно любой предмет утопить в потоке изменений. В то |

| |время как диалектика полагает изменчивость и устойчивость соразмерными |

| |предмету познания, релятивизм абсолютизирует изменчивость всего сущего, |

| |привнося тем самым в картину субъективный произвол. |

| |Интроспекция - «Познай самого себя!» и спекуляция – «Узнай больше, чем |

| |сказано!». Фиксировать что и как происходит в собственной душе, когда, |

| |например, решают задачу, действительно необходимо при исследовании |

| |этических канонов или при создании науки логики. Судить с понятием и |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.