Рефераты. Комплект обучающих и контролирующих тестов по античной философии






| |(вид или эйдос вещи). |

| |Континуум развития всего сущего (=диапазон совершенства) задаётся снизу |

| |категорией «материя» и категорией «чистая актуальность» - сверху; первой|

| |придаётся смысл «Ничто»; второй - «Бог» (в религиозных терминах). |

| |Благодаря свойствам атомов (тяжесть?) изначально лишь вихревые движения |

| |атомов сами собой упорядочивались - происходило вращение, сгущение, |

| |разогревание, уплотнение и дифференциация агрегатов атомов. |

| |Всему присуще стремление к совершенству; к тому, чтобы «уподобиться» |

| |идеям, максимально воплотить их в себе. |

| |Это космический эрос как порыв к продолжению жизни, к слиянию с |

| |предметом своих вожделений (идеалом). Космическая плоть (материя) |

| |стремится самоутвердиться через уподобление идеалу и обретение |

| |совершенных форм. |

| |Это делимые до бесконечности части тел, каждая из которых обладает |

| |качествами наблюдаемых, однородных тел (качествами воды, земли, золота, |

| |кости, мяса, рыбы и т. п.). |

| |Процесс обратный эманации - есть эволюция. Суть - восхождение по |

| |ступеням иерархии от менее совершенных форм к более совершенным (от |

| |множественности к единому, от материального к духовному, от тварного и |

| |вторичного к творящему, первоначальному). |

| |10 признаками: 1) данность как факт или допускаемая разумом возможность;|

| |2) качество; 3) число; 4) отношение обладания (иметь или не иметь); 5) |

| |место; 6) длительность; 7) состояние (движение или покой); 8) действие; |

| |9) страдание; 10) направление перемен. |

| |Всякая вещь есть процесс, включающий в себя становление, бытие и гибель;|

| |она существует в своей внешней определённости и одновременно не |

| |существует по своей тенденции; всё сущее ранее не существовало и |

| |обречено умереть. |

Раздел II. Гносеология и психология.

|№п/п |Ответы |

| |Приобщится душой к Богу человек может в исключительных случаях, "когда |

| |он оказывается в состоянии сверхумного экстаза". Именно тогда в |

| |истерзанную сомнениями и страданиями душу и проливается божественный |

| |свет. С этого момента его одолевает стремление быть подобным Богу. |

| |Повторяющиеся впечатления фиксируются в душе и, благодаря наложению их |

| |друг на друга, образуют "ядро" понятия, которое в последующем начинает |

| |"рассказываться" словами. |

| |Так как нравственный канон первоначально рождается в душе индивида (как |

| |некий укор совести!), то, познавая самого себя, я обретаю ключ к |

| |расшифровке мотива поступков других людей, а, наблюдая жизнь во всех её |

| |проявлениях, я обретаю ясность в отношении собственных мотивов. |

| |Вызревающее таким путём понятие о каноне затем обретает свою |

| |общезначимую формулировку посредством обсуждения (диалога). |

| |Возможность подобных знаний следует признать. Всякое знание начинается с|

| |опыта, но не всякое знание целиком выводимо из опыта. Возможно и такое |

| |знание, источником которого является не опыт (мириады сенсорных фактов),|

| |а сам Разум. Именно подобные знания дают начало наукам и могут стать |

| |предметом разнообразных доказательств. |

| |Это происходит по явному недоразумению. Трудно осознать тот факт, что |

| |собственную смерть установить никто не может. Когда мы есть, то смерти |

| |нет для нас; когда же наступает смерть, то нас уже нет для нее. "Смерти |

| |нет, ребята!" |

| |Познание природы, ее устройства и законов, а так же оценка переживаний с|

| |точки зрения их ценности, значения и последствий. |

| |Мотивы человеческого действия весьма разнообразны: потребности, |

| |страсти, желания, склонности, эмоции и интересы. |

| |Мудрость - добродетель разума, мужество - добродетель воли, умеренность |

| |- добродетель страстей. |

| |Каждая из стадий («влечение», «влюблённость», |

| |«сотрудничество», |

| |«божественная любовь») пронизана стремлением к идеалу. |

| |1.Женщина и мужчина - каждый ищет свою половину. |

| |2.Отождествление избранника с идеалом делает обе половины |

| |слепыми к |

| |недостаткам друг друга. |

| |3.Распределение семейных обязанностей в соответствии с талантами делает |

| |супругов незаменимыми друг для друга. |

| |4.Любовь сбрасывает свою половую определённость и становится стремлением|

| |к |

| |вечной красоте и совершенству. |

| |Опыт, искусство, наука. Знание о частном и общем. Практическое и |

| |теоретическое знание. Знание вероятное и достоверное (доказательное). |

| |Чтобы можно было знать вещь в ее общих свойствах, независимых от |

| |чувственной модальности ощущений, т.е. чтобы знать вещь как таковую, а |

| |не простой набор разнообразных чувственных качеств (красноты, кислоты, |

| |шаровидности и т. п.). |

| |Субстанцией нашего "Я" являются ощущения; устраните ощущения - и угаснет|

| |"Я";-и дифференцированные прежде ощущения сольются в сплошной поток |

| |чувственности. |

| |Платон полагал, что внутренний мир человека - это общежитие трёх разных |

| |душ - аффективной, мужественной и разумной; доминирование одной из них |

| |определяет принадлежность человека к одному из трёх социальных классов. |

| |Аристотель членил психику на три части: растительная душа (регулятор |

| |процессов роста и размножения), животная душа (регулятор поведенческих |

| |актов) и разумная душа (регулятор взаимодействий между людьми). |

| |Цицерон склоняется к мысли о том, что наиболее общие понятия (категории)|

| |включают в себя опыт предков, передаваемый генетическим способом - это |

| |"врожденные впечатления души". |

| |Эмпиризм: из знания фактов складывается общечеловеческий опыт, из опыта |

| |рождаются идеи. |

| |Причины страдания-невежество, неразумие, предрассудки, |

| |страх перед неопределенностью. |

| |В зависимости от достигнутой степени совершенства, чистоты и |

| |раскрепощенности от чувственных телесных побуждений Душа переходит в |

| |другой организм - либо высший, либо низший, - и через множество |

| |инкарнаций возвращается в мир идей. |

| |Главным объектом критики Аристотелем Платона был тезис о |

| |самостоятельном, изолированном от вещного мира существовании мира идей. |

| |Идеям необходимо найти место среди мира фактов. |

| |Идеальная - Разум, состоящий из идей. Он должен направлять |

| |Волю на предметные действия и совместно с Волей обуздывать Страсти. |

| |Преобладание в индивидуальной душе "золота", "серебра" или |

| |"меди" -основание для причисления индивида к определенному классу. |

| |По Аристотелю, поведением человека руководят две детерминанты: 1) |

| |обычные действия направляются чувствами и идеями; 2) поступками же |

| |руководят волевые привычки. |

| |Разум как способность человека мыслить все, в том числе и самого себя, и|

| |свои ментальные образования (восприятия и мысли, чувства и эмоции). |

| |Разум полагается эпицентром (целью) всех живых отправлений индивида - |

| |рождения, деятельности, обучения, самосовершенствования и т. п. |

| |"Без воплощенья в ином - мысли тебе не найти" - Парменид. Собственная |

| |мысль может стать объектом исследования только при том условии, если она|

| |сформулирована словами. Когда она становится понятной адресату, тогда и |

| |ее автор обретает понятийное видение сказанного. Невысказанная мысль - |

| |аморфна, изменчива, фрагментарна и туманна. Но мысль изреченная - есть |

| |ложь (Тютчев),если не связывать ее с конкретикой совместного с адресатом|

| |бытия. Итак, речь как осознание мысли дает начало логической организации|

| |наших высказываний, а речь как поступок - этической организации общения.|

| |В любой данный момент предмет мысли есть лишь содержание нашей мысли о |

| |предмете, и, наоборот, мыслимый нами предмет и есть реально существующий|

| |для нас предмет. (Принцип тождества мышления и бытия). |

| |Наперекор рационалистической традиции, заложенной парменидовским |

| |принципом, выступали Киркегор, Шопенгауэр и Ницше (19в.). «Всё |

| |действительное - неразумно, всё разумное - недействительно.»- С. |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.