Рефераты. Комплект обучающих и контролирующих тестов по античной философии






| |сбалансированных и пропорциональных соотношений между вещами - к росту |

| |гармонии среди всего сущего. |

| |От хаотического состояния он приходит ко все большему порядку, которому |

| |имманентна необходимость и причинность. |

| |Огонь - самое динамическое, наблюдаемое и активное начало, способное к |

| |самосохранению. |

| |Душа имеет чувственные побуждения и аффекты, ставящие её в зависимость |

| |от вещей; для большинства людей, управляемых собственными страстями, |

| |производство и потребление материальных благ становится их жизненным |

| |уделом. |

| |Она занимает промежуточное положение между двумя мирами и поэтому |

| |наделяется свойствами обоих. Это обстоятельство и делает возможными |

| |переходы между двумя мирами. |

| |Различие состоит в соотношении (пропорциях) между материей и формой: чем|

| |совершеннее вещь, тем меньше в ней материи (потенциально |

| |неопределённого) и тем больше в ней актуально уже реализованного, т.е. |

| |вполне определённого (формы). |

| |Число (мера) и гармония. |

| |Общим вектором устремлений людей, а равно и природы в целом, является |

| |состояние атараксии - покоя, безмятежности и невозмутимости, или апатии |

| |-индифферентности к добру и злу, к истине или заблуждению. |

| |Мельчайшие, неделимые (подобно атомам), но одушевленные частицы - |

| |"логои" могут сгущаться, образуя тела, и рассеиваться в мировом океане. |

| |Подобно тому, как некогда распался на "логои" единый и изначально |

| |разумный мировой Огонь. |

| |Необходимость, характерная для факта восприятия, обеспечивается |

| |благодаря физическому воздействию на органы чувств отделяющихся от вещей|

| |«идолов» -материальных копий; последующая фиксация в душе этих копий |

| |влечет появление устойчивых образов. |

| |Семя в потенции заключает в себе зачатки свойств будущей вещи; атомы |

| |безжизненны и обладают лишь формой, размером и расположением в пустоте |

| |относительно друг друга. Кроме того, они могут перемещаться, толкаться и|

| |сцепляться. |

| |Трем составляющим души соответствуют три сословия в обществе, а также |

| |три космические силы: идея, материя и мировая душа. |

| |Идеи бестелесны, не имеют чувственных качеств (запаха, цвета и т.п.), не|

| |доступны восприятию органами чувств, не имеют пространственной и |

| |временной локализации и других параметров, неизменны и вечны. В |

| |платоновской философии они предстают как прообразы вещей, своего рода |

| |«порождающие модели» для всех вещей одного и того же класса. |

| |В природе все совершается по законам динамической зависимости. Однако |

| |последняя, помимо доминирующей тенденции, всегда сопряжена со случайными|

| |отклонениями или погрешностями. Они происходят регулярно в силу |

| |случайных отклонений атомов от вертикальной траектории. Эти спонтанные |

| |отклонения, накапливаясь в сложных телах, приводят к появлению |

| |альтернативных вариантов, выбор из которых и составляет суть |

| |человеческой свободы |

| |Наряду с 4-мя стихиями нужны еще силы, приводящие их в движение: любовь |

| |и вражда. Одна сила притягивает элементы друг к другу, другая же - |

| |отторгает их. |

| |Сама по себе «чистая» материя - есть ничто, так как всякое «что» есть |

| |нечто определённое, существует лишь благодаря своему понятию или идее. |

| |Материя -это бескрайнее поле для воплощения разнообразных идей; лишь |

| |благодаря своему браку с идеями оно обретает свою определённость, |

| |становится «чем-то». |

| |«Телос» - цель, то есть то, ради чего создаётся и служит определённая |

| |вещь. Расширительно «цель» - быть полезным, существовать для чего-либо. |

| |«Телеология» - учение о целесообразном порядке мира, при котором каждая |

| |вещь имеет своё место и свою цель. Часто термин «телеология» означает |

| |логику вещей, задаваемую целеустремлённостью субъекта (целевая |

| |причинность). |

| |Количественный рост элементов в семени приводит к разделению и смешению |

| |семян в конкретные органы, из органов образуются тела. |

| |Каждая вещь имеет свою материю и душу. Материя тел непрерывна. Твёрдые |

| |тела получаются путём сгущения материи и состоят из пластинок - |

| |треугольников, соединяющихся друг с другом в правильные многогранники. |

| |Значит, вещь не имеет ничего общего ни с атомами, ни с пустотой (vs |

| |Демокрита). Как отдельной вещью, так и всей их совокупностью управлять |

| |отныне будет лишь гармония (как и у Пифагора). |

| |Богов следует признавать не из - за страха перед ними, или надежды на |

| |бессмертие, а в силу почитания совершенства как такового. Будучи |

| |существами, лишенными человеческих слабостей, они ведут свою полную |

| |блаженства жизнь в межзвездных просторах; им сейчас стало обременительно|

| |вмешиваться и в жизнь людей, и в действие законов природы. |

| |Материя для разнообразных вещей - это геометрические фигуры: |

| |треугольники, квадраты, прямоугольники, кружочки и т. п. Из наложения |

| |друг на друга тонких пластин (фигур) образуются тела определенной |

| |(благодаря воздействию идеи) формы. Платоновские элементы мира - это |

| |чисто умозрительные конструкты, не имеющие никакой материальной начинки.|

| |Эмпедокл: "Неразумны те, ибо недалеко простираются их мысли, которые |

| |думают, что не бывшее прежде может возникнуть, или что нечто может |

| |совсем умереть и исчезнуть". Самозарождающиеся во влажном иле органы |

| |(головы, руки, желудки и т. п.) вначале блуждали отдельно; случайно |

| |сталкиваясь, они срастались и образовывали сложные гибриды; лучшие из |

| |них выживали и давали потомство, худшие - погибали. |

| |Общие понятия неизменны, а вещи изменчивы; следовательно, истинно сущее |

| |-бестелесно, как бестелесны и те отношения, которые постигаются |

| |мышлением. Вот это зримое лишь нашим умом бытие более совершенно, чем |

| |чувственно данный нам мир; оно более реально, чем марево исчезающих |

| |красок, теней и т. п. |

| |Целеполагание свойственно человеческому разуму, а не природе. В ней нет |

| |никаких целевых причин и никакого целенаправленно действующего разума. В|

| |природе все совершается по законам динамической зависимости, правда, с |

| |небольшими отклонениями ("клинаменами"). |

| |Материальная, формальная, динамическая и целевая причины. |

| |Это философия объективного идеализма: господствующий в мире порядок |

| |имеет духовную природу, но не является , однако, творением человеческой |

| |головы; в человеческом мышлении он лишь наиболее выразительно заявляет о|

| |себе. |

| |Термин означает то, что поистине, реально существует, - вещь как |

| |нераздельное единство материи и формы. |

| |Так как идеям сопутствуют понятия, мир идей устроен по иерархическому |

| |принципу - аналогично полной и совершенной системе понятий. |

| |Иерархическая система идей предполагает субординацию низших идей высшим.|

| |У Платона вся пирамида идей венчается высшей и всеобъемлющей идеей Блага|

| |(=Бога). |

| |Если мы живем разумно, то в нас развивается и обнаруживается мировой |

| |(божественный) дух, а мы сами становимся в чем - то подобны Богам. Душа |

| |человека - одно из звеньев мирового духа (разума или Бога). |

| |Огонь заключает в себе противоположности (холодного и горячего, твёрдого|

| |и газообразного и т.д.), переходящие друг в друга. «Всё в мире |

| |совершается через борьбу и по необходимости» Гераклит. |

| |Универсальной причиной всех перемен мыслится чисто механическое |

| |движение. Присущая ему необходимость исключает как случайность ("- |

| |выдумка глупцов для оправдания собственного невежества") так и |

| |целесообразность (камень не стремится угодить именно в голову, даже если|

| |последняя этого и заслуживает). |

| |Мир идей довлеет себе, первичен и самодостаточен; мир вещей зависим от |

| |него, вторичен, «подражает» ему как образцу и хочет, но не может |

| |достигнуть своего идеала. Мир идей - совершенное бытие, мир вещей - |

| |несовершенное, так как они вечно «текут», становятся, существуют и |

| |вместе с тем перестают существовать. |

| |Форма вещи есть и её непосредственная данность субъекту в актах |

| |восприятия, и её внутренняя предопределённость к сохранению или развитию|

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.