| |сбалансированных и пропорциональных соотношений между вещами - к росту |
| |гармонии среди всего сущего. |
| |От хаотического состояния он приходит ко все большему порядку, которому |
| |имманентна необходимость и причинность. |
| |Огонь - самое динамическое, наблюдаемое и активное начало, способное к |
| |самосохранению. |
| |Душа имеет чувственные побуждения и аффекты, ставящие её в зависимость |
| |от вещей; для большинства людей, управляемых собственными страстями, |
| |производство и потребление материальных благ становится их жизненным |
| |уделом. |
| |Она занимает промежуточное положение между двумя мирами и поэтому |
| |наделяется свойствами обоих. Это обстоятельство и делает возможными |
| |переходы между двумя мирами. |
| |Различие состоит в соотношении (пропорциях) между материей и формой: чем|
| |совершеннее вещь, тем меньше в ней материи (потенциально |
| |неопределённого) и тем больше в ней актуально уже реализованного, т.е. |
| |вполне определённого (формы). |
| |Число (мера) и гармония. |
| |Общим вектором устремлений людей, а равно и природы в целом, является |
| |состояние атараксии - покоя, безмятежности и невозмутимости, или апатии |
| |-индифферентности к добру и злу, к истине или заблуждению. |
| |Мельчайшие, неделимые (подобно атомам), но одушевленные частицы - |
| |"логои" могут сгущаться, образуя тела, и рассеиваться в мировом океане. |
| |Подобно тому, как некогда распался на "логои" единый и изначально |
| |разумный мировой Огонь. |
| |Необходимость, характерная для факта восприятия, обеспечивается |
| |благодаря физическому воздействию на органы чувств отделяющихся от вещей|
| |«идолов» -материальных копий; последующая фиксация в душе этих копий |
| |влечет появление устойчивых образов. |
| |Семя в потенции заключает в себе зачатки свойств будущей вещи; атомы |
| |безжизненны и обладают лишь формой, размером и расположением в пустоте |
| |относительно друг друга. Кроме того, они могут перемещаться, толкаться и|
| |сцепляться. |
| |Трем составляющим души соответствуют три сословия в обществе, а также |
| |три космические силы: идея, материя и мировая душа. |
| |Идеи бестелесны, не имеют чувственных качеств (запаха, цвета и т.п.), не|
| |доступны восприятию органами чувств, не имеют пространственной и |
| |временной локализации и других параметров, неизменны и вечны. В |
| |платоновской философии они предстают как прообразы вещей, своего рода |
| |«порождающие модели» для всех вещей одного и того же класса. |
| |В природе все совершается по законам динамической зависимости. Однако |
| |последняя, помимо доминирующей тенденции, всегда сопряжена со случайными|
| |отклонениями или погрешностями. Они происходят регулярно в силу |
| |случайных отклонений атомов от вертикальной траектории. Эти спонтанные |
| |отклонения, накапливаясь в сложных телах, приводят к появлению |
| |альтернативных вариантов, выбор из которых и составляет суть |
| |человеческой свободы |
| |Наряду с 4-мя стихиями нужны еще силы, приводящие их в движение: любовь |
| |и вражда. Одна сила притягивает элементы друг к другу, другая же - |
| |отторгает их. |
| |Сама по себе «чистая» материя - есть ничто, так как всякое «что» есть |
| |нечто определённое, существует лишь благодаря своему понятию или идее. |
| |Материя -это бескрайнее поле для воплощения разнообразных идей; лишь |
| |благодаря своему браку с идеями оно обретает свою определённость, |
| |становится «чем-то». |
| |«Телос» - цель, то есть то, ради чего создаётся и служит определённая |
| |вещь. Расширительно «цель» - быть полезным, существовать для чего-либо. |
| |«Телеология» - учение о целесообразном порядке мира, при котором каждая |
| |вещь имеет своё место и свою цель. Часто термин «телеология» означает |
| |логику вещей, задаваемую целеустремлённостью субъекта (целевая |
| |причинность). |
| |Количественный рост элементов в семени приводит к разделению и смешению |
| |семян в конкретные органы, из органов образуются тела. |
| |Каждая вещь имеет свою материю и душу. Материя тел непрерывна. Твёрдые |
| |тела получаются путём сгущения материи и состоят из пластинок - |
| |треугольников, соединяющихся друг с другом в правильные многогранники. |
| |Значит, вещь не имеет ничего общего ни с атомами, ни с пустотой (vs |
| |Демокрита). Как отдельной вещью, так и всей их совокупностью управлять |
| |отныне будет лишь гармония (как и у Пифагора). |
| |Богов следует признавать не из - за страха перед ними, или надежды на |
| |бессмертие, а в силу почитания совершенства как такового. Будучи |
| |существами, лишенными человеческих слабостей, они ведут свою полную |
| |блаженства жизнь в межзвездных просторах; им сейчас стало обременительно|
| |вмешиваться и в жизнь людей, и в действие законов природы. |
| |Материя для разнообразных вещей - это геометрические фигуры: |
| |треугольники, квадраты, прямоугольники, кружочки и т. п. Из наложения |
| |друг на друга тонких пластин (фигур) образуются тела определенной |
| |(благодаря воздействию идеи) формы. Платоновские элементы мира - это |
| |чисто умозрительные конструкты, не имеющие никакой материальной начинки.|
| |Эмпедокл: "Неразумны те, ибо недалеко простираются их мысли, которые |
| |думают, что не бывшее прежде может возникнуть, или что нечто может |
| |совсем умереть и исчезнуть". Самозарождающиеся во влажном иле органы |
| |(головы, руки, желудки и т. п.) вначале блуждали отдельно; случайно |
| |сталкиваясь, они срастались и образовывали сложные гибриды; лучшие из |
| |них выживали и давали потомство, худшие - погибали. |
| |Общие понятия неизменны, а вещи изменчивы; следовательно, истинно сущее |
| |-бестелесно, как бестелесны и те отношения, которые постигаются |
| |мышлением. Вот это зримое лишь нашим умом бытие более совершенно, чем |
| |чувственно данный нам мир; оно более реально, чем марево исчезающих |
| |красок, теней и т. п. |
| |Целеполагание свойственно человеческому разуму, а не природе. В ней нет |
| |никаких целевых причин и никакого целенаправленно действующего разума. В|
| |природе все совершается по законам динамической зависимости, правда, с |
| |небольшими отклонениями ("клинаменами"). |
| |Материальная, формальная, динамическая и целевая причины. |
| |Это философия объективного идеализма: господствующий в мире порядок |
| |имеет духовную природу, но не является , однако, творением человеческой |
| |головы; в человеческом мышлении он лишь наиболее выразительно заявляет о|
| |себе. |
| |Термин означает то, что поистине, реально существует, - вещь как |
| |нераздельное единство материи и формы. |
| |Так как идеям сопутствуют понятия, мир идей устроен по иерархическому |
| |принципу - аналогично полной и совершенной системе понятий. |
| |Иерархическая система идей предполагает субординацию низших идей высшим.|
| |У Платона вся пирамида идей венчается высшей и всеобъемлющей идеей Блага|
| |(=Бога). |
| |Если мы живем разумно, то в нас развивается и обнаруживается мировой |
| |(божественный) дух, а мы сами становимся в чем - то подобны Богам. Душа |
| |человека - одно из звеньев мирового духа (разума или Бога). |
| |Огонь заключает в себе противоположности (холодного и горячего, твёрдого|
| |и газообразного и т.д.), переходящие друг в друга. «Всё в мире |
| |совершается через борьбу и по необходимости» Гераклит. |
| |Универсальной причиной всех перемен мыслится чисто механическое |
| |движение. Присущая ему необходимость исключает как случайность ("- |
| |выдумка глупцов для оправдания собственного невежества") так и |
| |целесообразность (камень не стремится угодить именно в голову, даже если|
| |последняя этого и заслуживает). |
| |Мир идей довлеет себе, первичен и самодостаточен; мир вещей зависим от |
| |него, вторичен, «подражает» ему как образцу и хочет, но не может |
| |достигнуть своего идеала. Мир идей - совершенное бытие, мир вещей - |
| |несовершенное, так как они вечно «текут», становятся, существуют и |
| |вместе с тем перестают существовать. |
| |Форма вещи есть и её непосредственная данность субъекту в актах |
| |восприятия, и её внутренняя предопределённость к сохранению или развитию|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10