| |Киркегор; «Чувственно воспринимаемый мир - создание интеллекта; бытие же|
| |«в себе» разумом не познаваемо!»- А. Шопенгауэр. «То, что может быть |
| |мыслимо, наверняка есть фикция, »- Ф. Ницше. |
| |Гармоническая душа, сопряжённая с достойным образом жизни данного |
| |человека, переходит в более совершенное тело и наслаждается счастливой |
| |жизнью; поражённая пороками душа переходит в тела животных и вынуждена |
| |довольствоваться скотским образом жизни. |
| |От тел отделяются их тонкие подобия - "эйдолы", которые, проникая через |
| |органы чувств в тело, производят в нас восприятие вещей. |
| |Опыт наблюдений и размышлений. |
| |В сущности, это процесс припоминания того, что душа ранее уже поимела, |
| |пребывая в мире идей. Мысленное восхождение к сущности вещи, толчок к |
| |которому даёт чувственное восприятие внешних вещей, есть процесс |
| |дискурсивного воссоздания в сознании некоторых глубинных содержаний |
| |самой человеческой души. |
| |До своего «падения» в тело Душа находилась в мире идей и все их близко |
| |сопереживала (интим!). Поэтому главное и существенное она уже знала до |
| |встречи с объектом познания (априори), нужно лишь восстановить это и |
| |очистить от эмоциональных наслоений. |
| |Разум заключён в голове, Воля - в сердце (груди), вожделения - в животе |
| |и ниже. |
| |«Идея» - это одновременно и истина, и идеал. Благодаря первому |
| |определению идею можно отождествить с сущностью вещи, а благодаря |
| |второму идея может непосредственно воздействовать на вещи. |
| |Удивление, смутное чувство, что здесь что-то не так, даёт импульс для |
| |особого рода деятельности - познания. Чувственность озадачивает, разум |
| |ищет ответы. |
| |Принимая во внимание, что сущность каждого человека обнаруживается в его|
| |личности, а последняя есть некий индивидуальный проект человека вообще, |
| |можно сказать, что индивидуальная душа есть «падшая» в тело Идея |
| |человека, испорченная плотскими аффектами и обременённая бытейскими |
| |заботами. Но она не утратила своей тяги к совершенству, к полёту в |
| |вечное, к тому, что дорогого стоит. |
| |Главная роль отводится Душе, т.к. ей изначально присуще стремление к |
| |познанию и благу. Расшифровывая чувственную информацию, Душа вдруг |
| |«узнаёт» в вещи её сущность, родственную её собственным потаённым |
| |интенциям. |
| |«Есть желания естественные и необходимые; есть желания естественные, но |
| |не необходимые, и, наконец, есть желания и не естественные и не |
| |необходимые. Богатство, требуемое природой, ограничено и легко |
| |достигаемо, а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до |
| |бесконечности». (Эпикур). |
| |Разум выделяет в показаниях разных органов чувств общие свойства вещи и |
| |тем самым обретает возможность различить ощущаемое (саму вещь) и |
| |ощущение (образ вещи). Выделив вещь как нечто вне и независимо от нас |
| |существующее, разум обретает сверх того возможность знать различие |
| |сладкого и белого как различие моих собственных ощущений, поставляемых |
| |разными органами чувств. Иначе говоря, благодаря разуму чувственная |
| |информация становится знанием и вещей, и моих собственных ощущений. |
| |Это то, что обеспечивает функциональную целостность здорового организма |
| |вопреки действию возмущающих факторов; что сохраняет индивида в |
| |изменяющемся мире; что предопределяет самосовершенствование субъекта |
| |через постановку и достижение целей. Всё это обозначается термином |
| |«энтелехия». Суть человеческой души - энтелехия. |
| |Стоики полагают что существуют две реципрокные пары аффектов: |
| |удовольствие - неудовольствие, страх - вожделение. Все они вредны, |
| |поэтому нужно учиться их сдерживать и ставить под контроль. Иначе их |
| |сила заглушит голос разума и выльется в поступки постыдные и |
| |предосудительные. Получается, что эмоции хоть и естественное, но |
| |неразумное. |
| |Душа бестелесна, внепространственна, движет и одушевляет тело. Стремится|
| |к идеалам красоты, добра и справедливости, способна постигать истину. |
| |Проблема истины (как разорвать путы чувственности?) и её критерия (сила |
| |предрассудков большинства кажется неодолимой). |
| |Во - первых, сомневаться в каком - либо частном мнении, значит допускать|
| |для него возможность быть истинным. Во - вторых, высказывать сомнение по|
| |тому или иному поводу, значит навязывать аудитории предпочтение к |
| |обратной позиции. Ни к тому, ни к другому скептик не стремится. Пусть |
| |каждый остается при своем мнении, каждое из которых равно далеко отстоит|
| |и от истины, и от социальной значимости. За что же тогда упрекать |
| |скептика? Позиция - безупречная (и лукавая!, - добавим от себя). |
| |Он резко противопоставляет мир видимости (объект мнения) миру, зримому |
| |лишь философским умом. Первый мир пронизан заблуждениями людей, поэтому |
| |он подпадает под категорию «не-бытие». Лишь второй мир и озарён светом |
| |истины и излучает его (=бытие). |
| |Существует множество разных (в т.ч. контрадикторных) мнений. Истина - не|
| |более, чем претензия носителя отдельного мнения на исключительность. |
| |Всякое человеческое представление недостоверно, относительно, |
| |субъективно и сомнительно. Мудрость состоит не в утверждениях, а в |
| |отказе от однозначных суждений ("ЭПОХЭ"). |
| |Всякое знание рождается благодаря ударами "копий" по органам чувств. |
| |Вещь такова, какой ее запечатлевают наши органы чувств. Но люди всегда |
| |привносят в картину реальности свои желания (часто обознаются!); разум |
| |очищает картину реальности от подобных привнесений ("идолов") и тем |
| |самым позволяет видеть вещи в их подлинном свете. Это концепция |
| |сенсуализма. |
Раздел III. Логика и методология.
|№п/п |Ответы |
| |Применяя "мягкую" критику суждений оппонента, способствовать выбору |
| |более правильной точки зрения. |
| |Риторика, эристика, эклектика, софистика, схоластика, метафизика и |
| |релятивизм. |
| |Выстраивая "древо" альтернатив, обеспечить выход договаривающихся сторон|
| |на взаимоприемлемый результат. |
| |По Аристотелю, это общность, необходимость (логическая), |
| |доказательность, систематичность (упорядоченность). |
| |Протагор, Горгий и Продик исповедовали релятивистский принцип:" Человек |
| |есть мера всех вещей, существующих - в том, что они существуют, и |
| |несуществующих - в том, что они не существуют". Виртуозно манипулируя |
| |речевыми формами мысли, софисты готовы были опровергать все, что угодно,|
| |и доказывать, что угодно, демонстрируя тем самым, что истины нет, а есть|
| |одни лишь мнения, а среди мнений правильным является то, которое имеет |
| |более весомое обоснование. За высокую плату они обучали юношей из |
| |состоятельных семей софистической риторике. Примеры софизмов: 1) |
| |Скажите, ведь то, чего вы не теряли, то вы и имеете? Рогов вы не теряли,|
| |следовательно, вы рогоносец! 2) Философы - лучшие друзья Богов. У друзей|
| |все общее. Следовательно, все, что принадлежит богам, должно |
| |принадлежать и философам. |
| |Три силлогизма. Позднее врач Гален открыл четвертую фигуру силлогизма. |
| |«Не вращай бесцельно глазами, не слушай ушами, в которых раздаётся |
| |только шум, и не болтай праздно языком, но ... взиррай без колебания |
| |умственными очами на то, чего нет перед нами, как на то, что есть.» |
| |Парменид В поле зрения здравого смысла: вещи, другие люди и речевые |
| |сигналы, которыми они обмениваются. В философском умозрении: значения, |
| |референты и знаки, а также отношения между ними. В первом случае мысль |
| |вязнет в разнообразных «Вам говорят!», и лишь во втором- воспроизводит |
| |реальные отношения, лежащие по ту сторону слов. |
| |Как нужно организовать мыслительную деятельность, чтобы её результаты |
| |заслуживали доверия? Философский ум не может складываться на иной |
| |основе, кроме здравого смысла, но обязан обрести иные горизонты и |
| |оснащение, чем располагает здравомыслящий человек. |
| |"Нет пользы в философии, не лечащей душу, как нет пользы в медицине, не |
| |лечащей тело." Эпикур. |
| |Это психотерапевтическая функция философского дискурса с близкими тебе |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10