Рефераты. Комплект обучающих и контролирующих тестов по античной философии






| |Киркегор; «Чувственно воспринимаемый мир - создание интеллекта; бытие же|

| |«в себе» разумом не познаваемо!»- А. Шопенгауэр. «То, что может быть |

| |мыслимо, наверняка есть фикция, »- Ф. Ницше. |

| |Гармоническая душа, сопряжённая с достойным образом жизни данного |

| |человека, переходит в более совершенное тело и наслаждается счастливой |

| |жизнью; поражённая пороками душа переходит в тела животных и вынуждена |

| |довольствоваться скотским образом жизни. |

| |От тел отделяются их тонкие подобия - "эйдолы", которые, проникая через |

| |органы чувств в тело, производят в нас восприятие вещей. |

| |Опыт наблюдений и размышлений. |

| |В сущности, это процесс припоминания того, что душа ранее уже поимела, |

| |пребывая в мире идей. Мысленное восхождение к сущности вещи, толчок к |

| |которому даёт чувственное восприятие внешних вещей, есть процесс |

| |дискурсивного воссоздания в сознании некоторых глубинных содержаний |

| |самой человеческой души. |

| |До своего «падения» в тело Душа находилась в мире идей и все их близко |

| |сопереживала (интим!). Поэтому главное и существенное она уже знала до |

| |встречи с объектом познания (априори), нужно лишь восстановить это и |

| |очистить от эмоциональных наслоений. |

| |Разум заключён в голове, Воля - в сердце (груди), вожделения - в животе |

| |и ниже. |

| |«Идея» - это одновременно и истина, и идеал. Благодаря первому |

| |определению идею можно отождествить с сущностью вещи, а благодаря |

| |второму идея может непосредственно воздействовать на вещи. |

| |Удивление, смутное чувство, что здесь что-то не так, даёт импульс для |

| |особого рода деятельности - познания. Чувственность озадачивает, разум |

| |ищет ответы. |

| |Принимая во внимание, что сущность каждого человека обнаруживается в его|

| |личности, а последняя есть некий индивидуальный проект человека вообще, |

| |можно сказать, что индивидуальная душа есть «падшая» в тело Идея |

| |человека, испорченная плотскими аффектами и обременённая бытейскими |

| |заботами. Но она не утратила своей тяги к совершенству, к полёту в |

| |вечное, к тому, что дорогого стоит. |

| |Главная роль отводится Душе, т.к. ей изначально присуще стремление к |

| |познанию и благу. Расшифровывая чувственную информацию, Душа вдруг |

| |«узнаёт» в вещи её сущность, родственную её собственным потаённым |

| |интенциям. |

| |«Есть желания естественные и необходимые; есть желания естественные, но |

| |не необходимые, и, наконец, есть желания и не естественные и не |

| |необходимые. Богатство, требуемое природой, ограничено и легко |

| |достигаемо, а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до |

| |бесконечности». (Эпикур). |

| |Разум выделяет в показаниях разных органов чувств общие свойства вещи и |

| |тем самым обретает возможность различить ощущаемое (саму вещь) и |

| |ощущение (образ вещи). Выделив вещь как нечто вне и независимо от нас |

| |существующее, разум обретает сверх того возможность знать различие |

| |сладкого и белого как различие моих собственных ощущений, поставляемых |

| |разными органами чувств. Иначе говоря, благодаря разуму чувственная |

| |информация становится знанием и вещей, и моих собственных ощущений. |

| |Это то, что обеспечивает функциональную целостность здорового организма |

| |вопреки действию возмущающих факторов; что сохраняет индивида в |

| |изменяющемся мире; что предопределяет самосовершенствование субъекта |

| |через постановку и достижение целей. Всё это обозначается термином |

| |«энтелехия». Суть человеческой души - энтелехия. |

| |Стоики полагают что существуют две реципрокные пары аффектов: |

| |удовольствие - неудовольствие, страх - вожделение. Все они вредны, |

| |поэтому нужно учиться их сдерживать и ставить под контроль. Иначе их |

| |сила заглушит голос разума и выльется в поступки постыдные и |

| |предосудительные. Получается, что эмоции хоть и естественное, но |

| |неразумное. |

| |Душа бестелесна, внепространственна, движет и одушевляет тело. Стремится|

| |к идеалам красоты, добра и справедливости, способна постигать истину. |

| |Проблема истины (как разорвать путы чувственности?) и её критерия (сила |

| |предрассудков большинства кажется неодолимой). |

| |Во - первых, сомневаться в каком - либо частном мнении, значит допускать|

| |для него возможность быть истинным. Во - вторых, высказывать сомнение по|

| |тому или иному поводу, значит навязывать аудитории предпочтение к |

| |обратной позиции. Ни к тому, ни к другому скептик не стремится. Пусть |

| |каждый остается при своем мнении, каждое из которых равно далеко отстоит|

| |и от истины, и от социальной значимости. За что же тогда упрекать |

| |скептика? Позиция - безупречная (и лукавая!, - добавим от себя). |

| |Он резко противопоставляет мир видимости (объект мнения) миру, зримому |

| |лишь философским умом. Первый мир пронизан заблуждениями людей, поэтому |

| |он подпадает под категорию «не-бытие». Лишь второй мир и озарён светом |

| |истины и излучает его (=бытие). |

| |Существует множество разных (в т.ч. контрадикторных) мнений. Истина - не|

| |более, чем претензия носителя отдельного мнения на исключительность. |

| |Всякое человеческое представление недостоверно, относительно, |

| |субъективно и сомнительно. Мудрость состоит не в утверждениях, а в |

| |отказе от однозначных суждений ("ЭПОХЭ"). |

| |Всякое знание рождается благодаря ударами "копий" по органам чувств. |

| |Вещь такова, какой ее запечатлевают наши органы чувств. Но люди всегда |

| |привносят в картину реальности свои желания (часто обознаются!); разум |

| |очищает картину реальности от подобных привнесений ("идолов") и тем |

| |самым позволяет видеть вещи в их подлинном свете. Это концепция |

| |сенсуализма. |

Раздел III. Логика и методология.

|№п/п |Ответы |

| |Применяя "мягкую" критику суждений оппонента, способствовать выбору |

| |более правильной точки зрения. |

| |Риторика, эристика, эклектика, софистика, схоластика, метафизика и |

| |релятивизм. |

| |Выстраивая "древо" альтернатив, обеспечить выход договаривающихся сторон|

| |на взаимоприемлемый результат. |

| |По Аристотелю, это общность, необходимость (логическая), |

| |доказательность, систематичность (упорядоченность). |

| |Протагор, Горгий и Продик исповедовали релятивистский принцип:" Человек |

| |есть мера всех вещей, существующих - в том, что они существуют, и |

| |несуществующих - в том, что они не существуют". Виртуозно манипулируя |

| |речевыми формами мысли, софисты готовы были опровергать все, что угодно,|

| |и доказывать, что угодно, демонстрируя тем самым, что истины нет, а есть|

| |одни лишь мнения, а среди мнений правильным является то, которое имеет |

| |более весомое обоснование. За высокую плату они обучали юношей из |

| |состоятельных семей софистической риторике. Примеры софизмов: 1) |

| |Скажите, ведь то, чего вы не теряли, то вы и имеете? Рогов вы не теряли,|

| |следовательно, вы рогоносец! 2) Философы - лучшие друзья Богов. У друзей|

| |все общее. Следовательно, все, что принадлежит богам, должно |

| |принадлежать и философам. |

| |Три силлогизма. Позднее врач Гален открыл четвертую фигуру силлогизма. |

| |«Не вращай бесцельно глазами, не слушай ушами, в которых раздаётся |

| |только шум, и не болтай праздно языком, но ... взиррай без колебания |

| |умственными очами на то, чего нет перед нами, как на то, что есть.» |

| |Парменид В поле зрения здравого смысла: вещи, другие люди и речевые |

| |сигналы, которыми они обмениваются. В философском умозрении: значения, |

| |референты и знаки, а также отношения между ними. В первом случае мысль |

| |вязнет в разнообразных «Вам говорят!», и лишь во втором- воспроизводит |

| |реальные отношения, лежащие по ту сторону слов. |

| |Как нужно организовать мыслительную деятельность, чтобы её результаты |

| |заслуживали доверия? Философский ум не может складываться на иной |

| |основе, кроме здравого смысла, но обязан обрести иные горизонты и |

| |оснащение, чем располагает здравомыслящий человек. |

| |"Нет пользы в философии, не лечащей душу, как нет пользы в медицине, не |

| |лечащей тело." Эпикур. |

| |Это психотерапевтическая функция философского дискурса с близкими тебе |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.