| |Какое влияние оказал стоицизм на последующие эпохи? | |
| |Как Эпикур относился к телеологии Аристотеля? | |
| |Упраздняет ли Эпикур богов и что это такое? | |
| |К какому типу можно отнести теорию познания Эпикура? | |
| |Какую полезную функцию философии открыл Эпикур? | |
| |Основной тезис скептицизма? | |
| |Назовите крупнейших скептиков. | |
| |К чему стремится вся природа и человек, в частности? | |
| |Каково различие между скептицизмом и догматизмом? | |
| |Способен ли скептик, усомнится в справедливости собственной | |
| |позиции? | |
| |Различие между скептицизмом и диалектикой? | |
| |Последняя философская школа античности? | |
| |Что такое “эманация”? | |
| |Что такое “эволюция” (“инволюция”)? | |
| |Соприкасается ли человеческая душа с Богом? | |
| |Какое значение имел неоплатонизм для средневековой теологии? | |
| |Какой девиз созвучен семантике слова “философия” и мог бы | |
| |служить оправданием профессионального выбора философа? | |
Компендиум
ответов по античной философии.
Раздел I. Онтология
|№п/п |Ответы |
| |Бытие как вещь, бытие как субстанция вещей, бытие как деятельность |
| |человека и бытие как истина. |
| |Сущность состоит в разумности человека, т. к. главным регулятором |
| |поведения |
| |людей является Разум. |
| |Фалес - это вода (она есть всюду и может принимать любую форму); |
| |Анаксимандр - это апейрон (бескачественное и бесконечное по числу |
| |начало); |
| |Анаксимен - это воздух (необходим, пластичен, реально существует, но сам|
| |не виден); |
| |Гераклит - это огонь (самое динамичное и самосохраняющееся начало); |
| |Эмпедокл - это четыре стихии природы (земля, вода, воздух и огонь), |
| |элементы |
| |которых связываются в семени конкретной вещи |
| |Жизнь человека должна быть разумной, т. е. согласной с Разумом, и |
| |естественной, |
| |т. е. согласной с природой. |
| |Открывающийся философу мир-един, однороден, неизменен и самодостаточен. |
| |Упраздняется Бог как творец всего сущего: если любая вещь может |
| |возникнуть |
| |естественным путём, то зачем тогда творец? |
| |По большей части (растительной и животной) душа человека смертна; |
| |исключение делается однако для самой высшей части души - разумной, |
| |которая безлична и бестелесна. Эта часть души предстает в виде логики и |
| |научного |
| |знания. |
| |"Бог вначале сформировал материю в виде цельных, массивных, твердых, |
| |непроницаемых, движущихся частиц, которые настолько устойчивы, что |
| |никогда не изнашиваются и не распадаются на части. Из факта |
| |существования мира следует, что изменения материальных вещей могут быть |
| |приписаны единственно расщеплению и установлению новых связей и движений|
| |этих вечных частиц". |
| |И. Ньютон |
| |Неделимые, неизменные, простые, неуничтожимые и несотворимые, неощутимые|
| |и движущиеся по пустотам частицы тел; тела же, будучи сцеплениями |
| |множества атомов, благодаря тонким истечением с их поверхности "копий", |
| |вызывают в нас различные ощущения. |
| |Архитектор мира - Демиург создал посредством смешения Идей с |
| |бесформенной материей мировую Душу, т.е. создал «одушевлённую» материю, |
| |способную к развитию; из неё и произошли все тела. |
| |Таковая возможность допускается Аристотелем для двух предельных случаев,|
| |а именно, когда речь идет о Боге и когда говорят о бессмертной части |
| |души - о человеческом Разуме. И то, и другое - суть "чистые" формы. |
| |Таким образом, "чистые" формы - это идеализированные объекты мышления = |
| |абстракции. |
| |Форма вещи, взятая в качестве цели, влечёт ряд изменений в направлении к|
| | |
| |финалу. |
| |Пифагорейский термин «космос» означал порядок. В целом же для античной |
| |философии под этим словом разумелась открытая наблюдению среда обитания |
| |человека или эмпирически известные сферы жизненных отправлений индивида:|
| |природная среда, государство-полис и микрокосм душевной жизни. |
| |Это истечение, излучение, ступенчатый переход от всереальнейшей и |
| |всесовершенной сущности - некой абсолютной полноты бытия (Бога, Блага, |
| |Единения и т.п.), - к менее совершенным ступеням или формам (вещам, |
| |животным, человеческим расам и т. д.). |
| |Они опровергают, по мнению Зенона, учение Эмпедокпа о множественности |
| |начал, а также тезис Гераклита «Все течет». И то, и другое присуще |
| |только миру видимости, а не подлинному бытию. |
| |Парменидовские миры неравноправны и несовместимы друг с другом. Мир |
| |видимости выступает как реальность лишь в силу того, что многим людям не|
| |дано прорваться в умопостигаемый мир. Безусловной реальностью обладает |
| |лишь умопостигаемый мир, но из него нет пути назад - чувственно данная |
| |конкретика вещей не выводима из структур умопостигаемого мира. Выбор |
| |между бытием и не-бытием и должны сделать сами люди, поскольку они |
| |мыслят. |
| |В целом - это вселенский Разум, который привел в целесообразный порядок |
| |хаотическое множество гомеомерий; но это вместе с тем и присущее вещам |
| |их качественное своеобразие. |
| |Вопрос об архе, т.е. о первоматерии (первовеществе, первоначале) как об |
| |истинно сущем. Признаки архе: прямо или опосредованно воздействует на |
| |органы чувств; не возникает и не уничтожается; служит исходным |
| |материалом для прочего многообразия вещей. |
| |Все они стремятся к совершенствованию, одухотворению, воплощению в себе |
| |идеального; к осуществлению идеалов знания, добра и красоты. |
| |Именно для предельных случаев концептуального рода и нужна Аристотелю |
| |категория «Бог» - в качестве «Перводвигателя», «Первопричины», |
| |«Энтелехии» и др. |
| |Как и у Платона, материя сама по себе есть ничто, но в человеческом |
| |дискурсе это «первое подлежащее каждой вещи», способное превратиться в |
| |любую вещь; в философии Аристотеля материя - это вид бытия, обладающего |
| |10 признаками. |
| |Идеи существуют сами по себе и не нуждаются ни в материи, ни в вещах; по|
| |Аристотелю, форма и материя неразделимы: нет материи без формы, как нет |
| |и формы без материи. |
| |«Первая» философия - Теология. |
| |Атомы, вихрями двигаясь в пустоте, соединяются и разделяются друг с |
| |другом, зацепляясь и воздействуя один на других соприкосновением и |
| |толчком. Так вещи возникают и разрушаются, обмениваясь своими атомами. |
| |Тела сложные, т. к. состоят из атомов, между которыми есть пустоты. |
| |Атомы же, напротив, просты, ни частей, ни пустот внутри себя не имеют. |
| |Именно поэтому их нельзя раздробить. |
| |В любой вещи присутствуют крупицы земли, воздуха, |
| |воды и огня, объединяющиеся в семени. |
| |Натурфилософские проблемы - это логически взаимосвязанные вопросы о |
| |естественных (природных) причинах наблюдаемых метаморфоз. |
| |"Гомеомерии" - подобочастные, инвариантные. |
| |Атомы и пустота: о существовании атомов можно заключить, наблюдая |
| |движение пылинок в солнечном луче; о существовании пустоты - из фактов |
| |разрезания, размельчения, деформации твердых тел, а также из возможности|
| |их перемещения в среде. |
| |Природные взаимодействия сами по себе приводят к установлению более |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10