Рефераты. Комплект обучающих и контролирующих тестов по античной философии






| |Какое влияние оказал стоицизм на последующие эпохи? | |

| |Как Эпикур относился к телеологии Аристотеля? | |

| |Упраздняет ли Эпикур богов и что это такое? | |

| |К какому типу можно отнести теорию познания Эпикура? | |

| |Какую полезную функцию философии открыл Эпикур? | |

| |Основной тезис скептицизма? | |

| |Назовите крупнейших скептиков. | |

| |К чему стремится вся природа и человек, в частности? | |

| |Каково различие между скептицизмом и догматизмом? | |

| |Способен ли скептик, усомнится в справедливости собственной | |

| |позиции? | |

| |Различие между скептицизмом и диалектикой? | |

| |Последняя философская школа античности? | |

| |Что такое “эманация”? | |

| |Что такое “эволюция” (“инволюция”)? | |

| |Соприкасается ли человеческая душа с Богом? | |

| |Какое значение имел неоплатонизм для средневековой теологии? | |

| |Какой девиз созвучен семантике слова “философия” и мог бы | |

| |служить оправданием профессионального выбора философа? | |

Компендиум

ответов по античной философии.

Раздел I. Онтология

|№п/п |Ответы |

| |Бытие как вещь, бытие как субстанция вещей, бытие как деятельность |

| |человека и бытие как истина. |

| |Сущность состоит в разумности человека, т. к. главным регулятором |

| |поведения |

| |людей является Разум. |

| |Фалес - это вода (она есть всюду и может принимать любую форму); |

| |Анаксимандр - это апейрон (бескачественное и бесконечное по числу |

| |начало); |

| |Анаксимен - это воздух (необходим, пластичен, реально существует, но сам|

| |не виден); |

| |Гераклит - это огонь (самое динамичное и самосохраняющееся начало); |

| |Эмпедокл - это четыре стихии природы (земля, вода, воздух и огонь), |

| |элементы |

| |которых связываются в семени конкретной вещи |

| |Жизнь человека должна быть разумной, т. е. согласной с Разумом, и |

| |естественной, |

| |т. е. согласной с природой. |

| |Открывающийся философу мир-един, однороден, неизменен и самодостаточен. |

| |Упраздняется Бог как творец всего сущего: если любая вещь может |

| |возникнуть |

| |естественным путём, то зачем тогда творец? |

| |По большей части (растительной и животной) душа человека смертна; |

| |исключение делается однако для самой высшей части души - разумной, |

| |которая безлична и бестелесна. Эта часть души предстает в виде логики и |

| |научного |

| |знания. |

| |"Бог вначале сформировал материю в виде цельных, массивных, твердых, |

| |непроницаемых, движущихся частиц, которые настолько устойчивы, что |

| |никогда не изнашиваются и не распадаются на части. Из факта |

| |существования мира следует, что изменения материальных вещей могут быть |

| |приписаны единственно расщеплению и установлению новых связей и движений|

| |этих вечных частиц". |

| |И. Ньютон |

| |Неделимые, неизменные, простые, неуничтожимые и несотворимые, неощутимые|

| |и движущиеся по пустотам частицы тел; тела же, будучи сцеплениями |

| |множества атомов, благодаря тонким истечением с их поверхности "копий", |

| |вызывают в нас различные ощущения. |

| |Архитектор мира - Демиург создал посредством смешения Идей с |

| |бесформенной материей мировую Душу, т.е. создал «одушевлённую» материю, |

| |способную к развитию; из неё и произошли все тела. |

| |Таковая возможность допускается Аристотелем для двух предельных случаев,|

| |а именно, когда речь идет о Боге и когда говорят о бессмертной части |

| |души - о человеческом Разуме. И то, и другое - суть "чистые" формы. |

| |Таким образом, "чистые" формы - это идеализированные объекты мышления = |

| |абстракции. |

| |Форма вещи, взятая в качестве цели, влечёт ряд изменений в направлении к|

| | |

| |финалу. |

| |Пифагорейский термин «космос» означал порядок. В целом же для античной |

| |философии под этим словом разумелась открытая наблюдению среда обитания |

| |человека или эмпирически известные сферы жизненных отправлений индивида:|

| |природная среда, государство-полис и микрокосм душевной жизни. |

| |Это истечение, излучение, ступенчатый переход от всереальнейшей и |

| |всесовершенной сущности - некой абсолютной полноты бытия (Бога, Блага, |

| |Единения и т.п.), - к менее совершенным ступеням или формам (вещам, |

| |животным, человеческим расам и т. д.). |

| |Они опровергают, по мнению Зенона, учение Эмпедокпа о множественности |

| |начал, а также тезис Гераклита «Все течет». И то, и другое присуще |

| |только миру видимости, а не подлинному бытию. |

| |Парменидовские миры неравноправны и несовместимы друг с другом. Мир |

| |видимости выступает как реальность лишь в силу того, что многим людям не|

| |дано прорваться в умопостигаемый мир. Безусловной реальностью обладает |

| |лишь умопостигаемый мир, но из него нет пути назад - чувственно данная |

| |конкретика вещей не выводима из структур умопостигаемого мира. Выбор |

| |между бытием и не-бытием и должны сделать сами люди, поскольку они |

| |мыслят. |

| |В целом - это вселенский Разум, который привел в целесообразный порядок |

| |хаотическое множество гомеомерий; но это вместе с тем и присущее вещам |

| |их качественное своеобразие. |

| |Вопрос об архе, т.е. о первоматерии (первовеществе, первоначале) как об |

| |истинно сущем. Признаки архе: прямо или опосредованно воздействует на |

| |органы чувств; не возникает и не уничтожается; служит исходным |

| |материалом для прочего многообразия вещей. |

| |Все они стремятся к совершенствованию, одухотворению, воплощению в себе |

| |идеального; к осуществлению идеалов знания, добра и красоты. |

| |Именно для предельных случаев концептуального рода и нужна Аристотелю |

| |категория «Бог» - в качестве «Перводвигателя», «Первопричины», |

| |«Энтелехии» и др. |

| |Как и у Платона, материя сама по себе есть ничто, но в человеческом |

| |дискурсе это «первое подлежащее каждой вещи», способное превратиться в |

| |любую вещь; в философии Аристотеля материя - это вид бытия, обладающего |

| |10 признаками. |

| |Идеи существуют сами по себе и не нуждаются ни в материи, ни в вещах; по|

| |Аристотелю, форма и материя неразделимы: нет материи без формы, как нет |

| |и формы без материи. |

| |«Первая» философия - Теология. |

| |Атомы, вихрями двигаясь в пустоте, соединяются и разделяются друг с |

| |другом, зацепляясь и воздействуя один на других соприкосновением и |

| |толчком. Так вещи возникают и разрушаются, обмениваясь своими атомами. |

| |Тела сложные, т. к. состоят из атомов, между которыми есть пустоты. |

| |Атомы же, напротив, просты, ни частей, ни пустот внутри себя не имеют. |

| |Именно поэтому их нельзя раздробить. |

| |В любой вещи присутствуют крупицы земли, воздуха, |

| |воды и огня, объединяющиеся в семени. |

| |Натурфилософские проблемы - это логически взаимосвязанные вопросы о |

| |естественных (природных) причинах наблюдаемых метаморфоз. |

| |"Гомеомерии" - подобочастные, инвариантные. |

| |Атомы и пустота: о существовании атомов можно заключить, наблюдая |

| |движение пылинок в солнечном луче; о существовании пустоты - из фактов |

| |разрезания, размельчения, деформации твердых тел, а также из возможности|

| |их перемещения в среде. |

| |Природные взаимодействия сами по себе приводят к установлению более |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.