Рефераты. Комплект обучающих и контролирующих тестов по античной философии






| |своей неприкаянностью. Цель нравственности - величие души. |

| |Это не тождественные вещи. Удовольствие - морально индифферентно. |

| |Добродетель или благо есть то, что я должен делать в известных |

| |ситуациях. Ни один нравственный канон не предписывает мне искать |

| |удовольствий и гоняться за наслаждениями, меня никто не обязывает |

| |наслаждаться. Поэтому, если я сдержан в минуты экстаза, мне за это |

| |нечего стыдиться. |

| |Они могут сочетаться друг с другом лишь случайно, и значит одно не может|

| |быть причиной другого. Добродетель обитает в сфере всеобщего = |

| |разумного, а счастье - в сфере индивидуального = чувственного. Быть |

| |добродетельным - это всегда во власти отдельного человека, а счастье и |

| |несчастье зависят от внешних условий, превосходящих часто наши силы, от |

| |судьбы. Быть добродетельным - обязанность гражданина, а быть счастливым |

| |- кому как Бог дарует. |

| |В действительности знание, - что такое хорошо? - и что такое плохо? - |

| |работает на развитие добродетели только в том случае, если последние |

| |испытаны на себе самом, но не гарантирует благих действий в отношении |

| |других людей. Следовательно, одного лишь знания недостаточно ни для |

| |совершения поступка, ни для благих дел. |

| |Разрушая абсолютную шкалу ценностей, софисты подрывали и нравственный |

| |уклад, базирующийся на авторитете и традиции, ставили человека перед |

| |необходимостью жить своим умом, руководствуясь лишь собственными |

| |интересами, пользой и выгодой (мерить все на свой аршин!) |

| |«Иные приходят в этот мир, чтобы торговать; другие - состязаться, а |

| |самые достойные, - чтобы созерцать.» Пифагор. |

| |"Сделай своим устам дверь и запор!" (Библия). "В гневе не должно ни |

| |говорить, ни действовать" (Пифагор). "Измеряй свои желания, взвешивай |

| |свои мысли и исчисляй слова!" (Пифагор). "Придерживайся сути дела, а |

| |слова найдутся" (Катон). |

| |Достойной человека целью жизни Эпикур полагал удовольствие, но не то, |

| |которое исчезает вместе с окончанием акта и затем требует |

| |воспроизводства, а скорее - общую приятность жизни, длительное спокойное|

| |блаженство, несокрушимое ни дрязгами, ни ударами судьбы - это радостное |

| |равновесие Духа. |

| |Страдание и зло - разные вещи. Удовольствие и страдание относятся к |

| |сфере эмоций, а добро и зло касаются лишь разума. Поэтому в оценке |

| |поступка страдание нужно сбрасывать со счетов. |

| |Ничего сверх меры! |

| |"Пригодность" души для осуществления своего предназначения, для своего |

| |дела; правильное соотношение и употребление душевных способностей, их |

| |гармоническое действие. |

| |Разумная дума управляет страстями и сдерживает желания; она планирует |

| |поступок - определяет золотую середину между известным крайностями, |

| |ставит цели и подбирает надлежащие средства, просчитывает последствия и |

| |подстраховывается применительно к нежелательным последствиям. |

| |Не зарывайсь в глубины, |

| |И не "тащись" в эфир; |

| |Как раз посередине |

| |Прекрасен этот мир! |

| |Достоинство идей, которым он учил сограждан всю сознательную жизнь, выше|

| |цены жизни на склоне лет. |

| |Не печалиться по поводу его смерти. "Не нелепо ли думать, что |

| |светильнику хуже до того, как его зажгут, чем после того, как его |

| |загасят?" "Завещаю вам единственное, что мне осталось, но вместе с тем и|

| |самое драгоценное - мой образ жизни. Важно прожить хорошо, а не долго!" |

| |Имморализм Ф. Ницше (19 в.): "Наши добродетели должны иметь легкие ноги,|

| |чтобы приходить и тотчас уходить". |

| |Благостное состояние человеческой души - состояние безмятежности, |

| |невозмутимости, спокойствия. Взлететь на этот уровень свободы могут лишь|

| |философы. |

Раздел V. История философии, социология и политика.

|№п/п |Ответы |

| |Неоплатонизм – Плотин, Прокл. |

| |Полису необходимо здоровое и талантливое потомство. Кроме того, контроль|

| |над мощными половыми влечениями позволяет вознаграждать и наказывать |

| |каждого в меру его заслуг перед полисом.. |

| |Идеи киников были восприняты стоиками, гедонизм киренаиков был |

| |переработан Эпикурейцами, мегарская школа продолжилась в скептицизме, |

| |эвдемонизм – в христианской этике. |

| |Завоевания Александра Македонского и образование Римской империи; утрата|

| |независимости Грецией, смешение народов, религий и культур; политическая|

| |неустойчивость и падение нравов (Плебс - "Хлеба и зрелищ!"). |

| |Хорошая (правильная) форма переходит в свою противоположность, и поэтому|

| |свергается. Монархия вырождается в тиранию, и свергается аристократией; |

| |аристократия вырождается в олигархию, и свергается демократией; |

| |демократия превращается в охлократию, и снова сменяется монархией. |

| |Эпикур, Лукреций Кар, Пьер Гассенди, Галилео Галилей, Исаак Ньютон. |

| |Ранние натурфилософы исследовали субстратную компоненту вещей, |

| |пифагорейцы же - их структуру, формообразующий принцип, что приводит к |

| |мысли о возможности чистой математики как науки о числах и фигурах, |

| |абстрагированных от физиса. |

| |Шесть форм: монархия, аристократия, демократия _ правильные формы; |

| |тирания, олигархия, охлократия - неправильные (выродившиеся) формы. |

| |Киники и киренаики, мегарская школа и платонизм. |

| |Ею может быть только идея блага, так как именно этой идеей |

| |руководствуется государство, и, главное, - в ней совпадают интересы |

| |верхов и низов, всех сословий полиса. |

| |Полис состоит из трех классов: 1) философы - правители; 2) воины - |

| |стражи; 3) крестьяне, ремесленники и купцы, T.e. все те граждане, для |

| |которых производство потребление материальных благ является жизненным |

| |уделом. |

| |Оно возникает из общения и общительности людей, путем развития и |

| |объединения семей, общин, деревень и городов. |

| |Подобно тому, как в душе должен господствовать Разум, так и государством|

| |должны управлять философы, т.е. люди, знающие истину. Например, кто, |

| |кроме философов, знает что такое справедливость? |

| |В теории государства Платон использует свой же принцип трехчленного |

| |деления души, космоса и иерархии идей. |

| |При ссылках к источнику указывается лишь одно слово - "Философ". Однако,|

| |верность букве (формальная логистика терминов) сопровождалась намеренным|

| |игнорированием идейного и концептуального содержания трудов мыслителя. В|

| |итоге и по сей день, преобладает снобистское бряцание словечками без |

| |всякого понимания мысли философа. |

| |Существует всемирная организация философов - "Аристотельское общество", |

| |имеющая обширную периодику и проводящая свои симпозиумы и конференции. |

| |Идеи Аристотеля стали своеобразной "точкой отсчета" для современных |

| |исследователей, даже если доказывается, что они неверны. |

| |Государство как экономическое и политическое объединение городов |

| |создается для блага каждого гражданина - складываются лучшие условия для|

| |личного |

| |развития и счастливой жизни всех свободных граждан. |

| |Почти тысячу лет. В начале 6 века н. э. она была закрыта по указу |

| |Римского императора. Ее закрытие знаменовало конец античной философии, |

| |даже всей эпохи. |

| |Он стал философской основой многих христианских изысканий от Дионисия |

| |Ареопагита и Св. Августина до мыслителей эпохи Возрождения, которые |

| |стремились сблизить Бога и Мир, доказывая имманентность Бога физическому|

| |миру, разрабатывая пантеистическое мировоззрение. |

| |Гераклит, Демокрит, Кратил и Протагор являются главными |

| |объектами платоновской критики. |

| |Учение об огне и "Логосе", атомизм Демокрита, учение Анаксагора о Нусе, |

| |платоновскую трактовку идей, аристотелевскую мысль об имманентности души|

| |материи. |

| |Зенон Стоик, Цицерон, Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. |

| |Им был тот, кто сказал: "Платон мне друг, но истина дороже!" - |

| |Аристотель. |

| |Пиррон, Энезидем, Секст Эмпирик. |

| |Перипатетики. Дело в том, что обучение старшей группы лицеистов |

| |осуществлялось во время пеших прогулок по живописным окрестностям Афин. |

| |Философский дискурс во время этих свободных переходов стал отличительным|

| |признаком лицеистов. |

| |Была создана этика, основанная на принципе нравственной автономии |

| |("автаркии"). Ценность этого принципа в том, что он дает человеку |

| |нравственную опору во времена "реформ", культурного и экономического |

| |упадка, испытания нуждой, "озверением" отношений и т. п. |

| |Монархия - власть одного, наилучшего человека. |

| |"Зоополитикон" - общественное (политическое) животное. |

| |Античная философия способствовала становлению нового типа менталитета в |

| |Западной культуреVS менталитету Восточной культуры; сформировала новый |

| |тип мировоззрения - светское мировоззрениеVS мифологическому и |

| |религиозному типам мировоззрения, положила начало научно- теоретическому|

| |познанию мираУ8 эмпиризму узко профессиональных знаний; определила |

| |вечные проблемы для последующей философской мысли. |

| |Платон - основоположник объективного идеализма, т.е. монистической и |

| |последовательной философии о примате духовных начал, что способствовало |

| |появлению нового типа мировоззрения - светского (в отличие от |

| |мифологического). |

| |Элеаты (Парменид и Зенон Элейский) называли Гераклита и его |

| |последователей «пустоголовым племенем» за то, что они отождествляют |

| |бытие и не-бытие и во всём имеют «обратный путь»; отсюда- их учение |

| |«тёмное, путаное и не в ладах со здравым смыслом.» |

| |Осуществлялась подготовка к государственной деятельности; преподавались |

| |математика (геометрия), астрономия, риторика, история и философия. |

| |Регулярно проводились семинары с целью выработки нужных определений. |

| |Фома Аквинский (13 век), крупнейший мыслитель средневековья – предпринял|

| |попытку адаптировать философию Аристотеля к нуждам теологии, переводя |

| |религиозного Бога на язык здравого смысла. |

| |Наставник Александра Македонского, первооткрыватель основных философских|

| |проблем, создатель первой всеобъемлющей системы философского знания. |

| |Аристотель - это «точка отсчёта» многих современных исследований. |

| |Отрицание частной собственности как главного источника социального зла, |

| |своекорыстных интересов, антагонизма людей, войн и т. п.; признание |

| |необходимости тотального контроля над всеми сферами общественной и |

| |личной жизни индивида во имя общего блага, справедливости и т.д. |

| |Аристотель в своей концепции об "энтелехии" и целевой |

| |причинности ассимилировал идеи Анаксагора. |

| |Платон и Плотин постулировали существование мира "чистых идей" |

| |-умопостигаемого мира Парменида, - и создали философию объективного |

| |идеализма. |

| |Академия - от имени прежнего владельца земли Академа (в пригороде Афин |

| |Когда каждый занимается своим делом, соответствующим его способностям, и|

| |выполняет неукоснительно свой долг и свои обязанности |

| |Этот же самый принцип, что и для всей философии объективного идеализма в|

| |целом: единичное, особенное, частное должны быть подчинены общему или |

| |целому. Интересы отдельного человека должны быть подчинены интересам |

| |государства, общему благу, гармонии целого. |

| |Эту категорию эксплуатировали и материалисты, и идеалисты - Демокрит, |

| |Платон, Аристотель, Эпикур, стоики. |

| |Классификация строится на двух принципах: 1) правильное государство или |

| |неправильное, т. е. служит ли оно всем гражданам или только некоторым; |

| |2) принадлежит ли власть меньшинству (одному) или большинству. |

| |Теория Платона исходит из подчинения частных интересов отдельной |

| |личности общему благу, интересам государства. Классическая же философия |

| |права усматривает сущность государства в обеспечении прав и свобод |

| |личности: не личность служит государству, а государство личности. |

| |По правилу "золотой середины", наилучшей является средняя форма |

| |-аристократия, так как это власть наиболее культурных и благородных |

| |личностей. |

| |Это единственный из сохранившихся литературных источников, дающий в |

| |яркой, образной форме концептуально целостное изложение |

| |материалистической философии атомизма. |

| |Мысль об идеях как смыслообразующих и оформляющих материю принципах (в |

| |уме Бога); мысль о примате идеального и духовного над материальным и |

| |телесным; принцип иерархического строения мира по ступеням совершенства |

| |идей; мысль о теле как "темнице" и временной обители Души; мысль о |

| |познании как "припоминании" душой врожденных знаний и идей. |

| |Стоицизм, эпикуреизм, скептицизм и неоплатонизм. |

| |Это первое в истории последовательно материалистическое, монистическое, |

| |научно- механическое мировоззрение. Атомистический принцип лежит в |

| |основе научного естествознания, а начиная с 17 века вошел в современную |

| |науку в виде принципа структурности материи. |

| |Продажей самого мыслителя в рабство тираном Сиракуз. |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.