Рефераты. Исследование феномена катарсиса






моментов психодрамы в спектре прочих методов психотерапии, но и понимание

места психодрамы в истории психотерапии.

Как видно из цитируемого текста, психодраматическая терапия базируется

на конфликте и на общности, иными словами - она предполагает группу. Она

предполагает что: «Страх ... настолько велик, что ... уже не помогают ни

молчание, ни беседа, поскольку нарушения коренятся уже не столько в душе,

сколько в теле...» (т.е. они уже стали «психосоматическими»)

Психодраматическая терапия исходит из того, что конфликт может стать

«предлогом для того, чтобы углублять сам себя», как это бывает, например,

при навязчивом повторении, которое проявляется в сопротивлении переносу.

Психодрама пытается добиться исцеления путем свободного творческого акта,

каким является сценическое представление. «Люди играют (игра добровольна)

сами по себе, исходя из необходимости самой жизни (...) Разворачивается

жизнь в целом, во всех ее сложностях и временных взаимосвязях (...) Все их

прошлое разворачивается в один миг». Моментальное сценическое представление

в настоящем прошлых переживаний потому имеет такое большое значение, что

дает психодраматической терапии возможность увидеть человека в целостности

его слов, действий, временных характеристик и лечить его конфликты как бы

вдоль и поперек его жизни, и все это - hic et nunc - здесь и теперь.

Как же происходит психотерапевтическое заседание и что говорится во

время психодраматической психотерапии? Существуют такие важнейшие

психодраматические техники: смена ролей и дублирование.Если в качестве цели

психодраматической терапии мы называем высвобождение спонтанности

пациентов, блокированной патологическими интеракциями, и понимаем эту

спонтанность как предпосылку их здоровья, дальнейшего развития и

творчества, то, прежде чем описывать психодраму, обратимся еще раз к

определению спонтанности, данному Морено (1967) : «Спонтанность является

адекватной реакцией (ответом) на новую ситуацию, или новой реакцией в

старой ситуации»[66]. То, что психически больному человеку вообще не

удается новая адекватная реакция, является признаком нарушения.

Высвобождение и интеграция спонтанности в психодраме должны, соответственно

этому определению, сделать пациента способным к новым ответам сначала в

обратимой игре, и, наконец, - в необратимой. В психодраматическом заседании

участвуют 8-9 пациентов, психодраматург-терапевт и, иногда, - котерапевт.

Поскольку тяжелобольные пациенты редко оказываются в состоянии исполнять

различные роли, то в каждой группе желательно также присутствие специально

подготовленных психодраматургов-ассистентов. Любое психодраматическое

заседание подразделяется на три фазы:

1) фаза разминки;

2) игровая фаза;

3) заключительная фаза.

В фазе размораживания руководитель психодрамы пытается создать

атмосферу доверия, ведь даже у зверей, по Портману (1976) «подлинная

безопасность, защищенность, открытость в отношении окружения, а также

группы, есть предпосылка игры»[67].

Так, например, внимание психодраматурга к описанию затруднений

скованным пациентом, или к рассказам других, очень облегчает этому пациенту

рассказ о его ситуации. Когда же пациент начинает рассказывать о своем

конфликте, то терапевт его тотчас же прямо спрашивает, не легче ли ему

будет, вместо того, чтобы рассказывать, разыграть ситуацию, чтобы все могли

представить себе полную картину. При этом, особенно в кратковременной

психодраматической терапии, речь идет о по возможности быстром

представлении в психодраматической игре в сценических образах конфликтов и

переносов, существующих как вне, так и, возможно, внутри терапевтической

группы. Ведь «превращение в образы» есть, по Гадамеру (1965) «превращение в

истину. В игре проявляется то, что есть». Если пациент соглашается, и

группа тоже идет на это, то терапевт просит главное действующее лицо, т.е.

пациента, ставшего протагонистом, выбрать из числа членов группы

претендентов, которые будут изображать его партнеров по конфликту. Все

члены группы, которые выбираются протагонистом в качестве партнеров по игре

при переходе от фазы разминки к игровой фазе, будут в процессе игры точно

определяемыми носителями переноса со стороны протагониста. Посредством этих

участников будет происходить актуализация тех картин, которые у

протагониста связаны с важнейшими людьми из его ближайшего окружения и

которые всплывают в его сознании в связи с разыгрываемыми сценами. Когда

после окончания игры ее участники возвращаются назад в круг других

участников группы - назад к своим собственным ролям, - то возникший перенос

в значительной степени исчезает. Если же этого почему-либо не происходит,

то руководитель психодрамы должен использовать специальные техники, которые

способствуют снятию переноса с соответствующих персон, или способствуют

возврату участников группы к своим собственным ролям. Принимая во внимание

способ использования переноса в психодраме, вместе с Клосинским (1982)

можно сказать, что группа рассматривается как «система объектов

переноса»[68].

Группа как «система объектов переноса» возникает, как это описал Кениг

(1977) в отношении психоаналитических групп - при минимальной

сруктурированности группы на первой фазе психодрамы. Однако такого рода

оформление первой фазы психодрамы может вызвать усиление страхов и

сопротивления, и, соответственно, затруднить переход к игре. Игровая фаза

психодрамы протекает тем спонтаннее, чем лучше был подготовлен протагонист

в ходе первой фазы к сценическому представлению. Его «размораживание» прямо

зависит от степени освобождениея от страха. Спонтанность интенсивирует

игру, что, в свою очередь, усиливает спонтанность игроков. Итак, существует

взаимосвязь между разминкой, спонтанностью и игрой. Посредством их

взаимодействия скрытые содержания сознания легче переходят в переживаемое,

т.е. - в сознание игроков. Этот эффект размораживания в психодраме находит

подтверждение в соображениях Фрейда (1975) относительно сопротивления.

Фрейд пишет: «Бессознательно, т.е. вытесненное, не оказывает вовсе никакого

сопротивления стараниям врача, оно даже само стремиться только к тому,

чтобы прорваться в сознание, несмотря на оказываемое на него давление, или

выявиться посредством реального поступка. Сопротивление лечению исходит из

тех же самых высших слоев и систем психики, которые в свое время произвели

вытеснение»[69].

В качестве важнейшего характеристического признака

психодраматической терапии, отличающего психодраму от других форм терапии,

рассматривалось использование игры в процессе психотерапии. В игре пациент

не только избавляется от «удручающего давления» мира взрослых, но и

овладевает богатством ребенка, характеризующимся легкостью и аутентичным

бытием. Если мы также примем во внимание, что философ Йохан Хейзинга (1956)

в своей книге «О происхождении культуры в игре» пишет: «В сфере игры законы

и привычки повседневной жизни не имеют значения»[70], то станет очевидным,

что это относится и к законам сопротивления. Мы понимаем, что психодрама

вообще иначе обходится с сопротивлением, чем, например, психоанализ.

Сопротивление, по Фрейду «исходит из высших слоев и систем духовной жизни,

которые произвели в свое время вытеснение», из невозможности его

преодолеть. В игровых занятиях вытеснение ослабевает и, я цитирую Фрейда, «

вопреки возрастающему давлению» облегчается «выведение в сознание или

получение сведений посредством реальных действий»[71]. «Получение сведений

о вытесненном посредством реальных действий» осуществляется в психодраме в

игровой фазе и в заключительной фазе при закреплении в сознании пережитых в

игре, ранее вытесненных, содержаний. Что является предпосылкой

инсценировки в психодраме? Для сценического представления ситуации

необходим так называемый психодраматический вспомогательный мир (Морено

1959) , а именно: сцена, т.е. игровое помещение, в котором группа сидит

полукругом, вспомогательные Я (alter ego) для изображения участников

ситуации, а также образы времени и пространства, которые будут

использоваться протагонистом и группой. Точное воспроизведение изображаемой

сцены не требуется. Совсем наоборот: в качестве квази-сценария его заменяет

важнейший компонент психодрамы, а именно: спонтанная игра. Как мы уже

смогли убедиться, благодаря спонтанности психодраматической игры,

повторению в действительности прежних ситуаций, которые клиент вспоминает в

точности или же лишь приблизительно, возникает доступ к вытесненным

содержаниям, забытым, прошедшим ситуациям, мечтам и неосознанным факторам.

С). Катарсис и медитация.

Существует много описаний медитационных техник, где используется

катарсис. Например, Джибриш – медитационная техника, дающая глубокий

катарсис.

«Будучи один или в группе, закройте глаза и начинайте произносить

бессмысленные звуки. Позвольте себе выразить все, что требует выхода: боль,

гнев, жалобу, радость...

Ум всегда думает словами. Джибриш позволяет сломать этот обычай

постоянного выражения в словах. Не подавляя своих мыслей, вы можете

выбросить их прочь – в тарабарщину. Если потребуется, сопровождайте звуки

движениями тела.

Первая стадия. 15 минут хаотических криков. Сядьте с закрытыми глазами

и начинайте громко произносить бессмысленные звуки: говорите все, что

приходит в голову и идет изнутри. Не сдерживайте себя, пусть только ваши

слова не несут смысла.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.